Как вернуть землю из частной собственности в муниципальную?
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Как вернуть землю из частной собственности в муниципальную?

Как оформить самозахват земли в собственность в 2020 году

Все земельные участки должны использоваться по назначению. Это предписано Земельным кодексом и законами о землеустройстве. А как быть с самозахватом земель? Порой самовольный захват земли идет на пользу – «ничейные» земли облагораживают. Но иногда, граждане сталкиваются с беззаконием в отношении своего собственного участка со стороны соседей – куда тогда жаловаться при самозахвате? В статье разберем что называют самозахватом земли с точки зрения закона и как оформить самозахват земли (излишки земли) в собственность по новым правилам 2020 года. Выясним куда обращаться при самозахвате вашего земельного участка соседями или третьими лицами, и какая ответственность предусмотрена за самозахват в 2020 году.

Что называют самозахватом земли

Земли ничейными не бывают. Они всегда кому-то принадлежат по праву. Самозахват земли – это использование ее без соответствующих на это прав. Согласно статьям 60, 76 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Ограничение доступа к землям и возведение построек без разрешающих на то документов, карается законом. На практике сплошь и рядом случается такое, что граждане долгие годы пользуются землей без правоустанавливающих документов, и многие из них даже не задумываются, что эту землю могут изъять из оборота объявив самозахватом. Чтобы не случилось неприятностей, право на земельный участок стоит узаконить. Как оформить самозахват земли по закону 2019 года и куда для этого следует обратиться?

Куда обращаться для оформления самозахвата земли

– В органы местной власти:

Если на земельный участок не оформлена частная собственность, значит он принадлежит государству. В любом случае, местные органы власти – вот первая инстанция, куда надо обратиться, чтобы выяснить как оформить самозахват земли. Администрация поможет выяснить кому по праву и на каких основаниях принадлежит земля.
Для того, чтобы оформить самозахват муниципальной земли в собственность следует обратиться в органы местной власти с заявлением. Госорганы рассматривают заявление и сообщают, какие действия необходимо предпринять для оформления права собственности и какие документы для этого предоставить.
Есть общий порядок обращения, установленный Земельным кодексом (ст. 39), но также существуют различные подзаконные акты местной власти, которые в каждом регионе могут выдвигать свои дополнительные требования. Здесь положительным результатом будет то, что вам предложат выкупить земельный участок у государства за символическую плату (как правило, это 15% от кадастровой стоимости), или же предоставить участок бесплатно. Правда для этого, следует немало побегать по инстанциям и собрать нужную документацию, но результат того стоит.

– К собственнику земли:

Если земли, которые используются незаконно принадлежат юридическому или физическому лицу, которому нет до земельного участка никакого дела – то здесь можно договориться с собственником, чтобы пользоваться землей на законных основаниях – купить землю или взять в аренду. В противном случае, если не узаконить самозахват земли, собственник может обратиться в суд и тогда штрафов не избежать.

– К кадастровому инженеру:

Когда выяснится, что органы власти дают добро на оформление самозахвата еще одной необходимостью станет поставить землю на кадастровый учет. Для этого нужен межевой план новообразованного земельного участка. Его подготавливает кадастровый инженер. Узнать цены на межевой план и другие кадастровые работы в вашем регионе возможно при помощи онлайн калькулятора-расчета стоимости работ.

– В судебные инстанции:

Споры между соседями дачных участков в СНТ за свои кровные 6 соток при установке забора тоже случаются. Такие споры о самозахвате чаще всего решаются в суде. Но лучше всего договариваться на месте в досудебном порядке. Для этого надо провести межевание и узаконить свои границы, подписав акт согласования с соседями.

Москвичам можно получить бесплатную юридическую консультацию по земельным вопросам и спорам тут: https://suden.ru/zemelnoe-pravo/ – для граждан Москвы и области.

Сколько можно оформить земли при самозахвате по закону – прирезка к основному участку

Чаще всего встречается самозахват излишек земли в СНТ на дачных участках. При этом, мало кто знает, что прирезка земельного участка до 10% за счет прилегающей территории – это вполне законная процедура. Но не во всех случаях. Когда можно узаконить землю и оформить излишки земли по новому закону № 150-ФЗ от 17.06.2019 читайте в статье: «Прирезка земельного участка в 2020 году»

Самозахват земли – где взять образец заявления

Образец заявления о самозахвате земельных участков, точнее примерную форму заявления о перераспределении земельного участка можно найти в интернете. Однако лучше получить бланк заявления в местном муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте. Вместе с заявлением об оформлении излишек используемой земли в собственность, подаются выписка из ЕГРН, копии документов о собственности, проект межевания территории, схема расположения земельного участка и др. И это не исчерпывающий список документов.

Куда жаловаться при самозахвате соседями вашей земли

Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?
В первую очередь следует обратиться к соседу. Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться. Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.
Остается судебное регулирование. Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.

Ответственность и штраф за самозахват земли в 2020 году

Статей 7.1 КоАПа предусмотрена ответственность за самохахват земли в виде штрафных санкций. В 2020 году предусмотрен административный штраф за самовольное занятие земельного участка. Размер штрафа зависит от того, на кого он будет наложен:

  • Физическое лицо – от 5 тыс. руб.
  • Должностное лицо – от 20 тыс. руб.
  • Юридическое лицо – от 100 тыс. руб.

Максимальный размер штрафа зависти от кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах.

Вместо вывода

Для того, чтобы пользоваться землей полным правом, следует вовремя ее поставить на кадастровый учет. Не важно на какой стороне вы оказались – на стороне пострадавшего или, наоборот прихватили излишки земли – регистрируйте то, что вам положено по закону! И чем раньше, тем лучше. Предлагаем к прочтению интересную статью, который прислал нам наш подписчик, пострадавший от самозахвата: «Как вернуть свою землю».

Отказ от земельного участка (возврат государству)

Добрый день, Аноним!

Порядок добровольного отказа от осуществления права собственности на земельный участок урегулирован ст. 225 и 236 Гражданского кодекса РФ. Если гражданином подается заявление об отказе от осуществления принадлежащего ему права собственности на земельный участок, то такой участок принимается на учет регистрационной палатой Минюста России и по истечении 1 года со дня постановки земельного участка на учет орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. Для подачи вышеуказанного заявления обратитесь в МФЦ Вашего города.

Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Если Ваш участок не подлежит под данную статью, то возвратить государству Вы имеете право.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна

Граждане – собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Для прекращения права собственности на земельный участок при добровольном отказе, собственник земельного участка, согласно статьи 236 Гражданского кодека Российской Федерации, должен в любой доступной форме объявить о своем намерении добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Следует иметь ввиду, что отказ от права собственности на земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка и собственник несет бремя его содержания, а также уплаты земельного налога, до приобретения права собственности на этот земельный участок другим лицом.

Формой извещения о добровольном отказе от права собственности на земельный участок является заявление, которое подается в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок. К заявлению прилагаются подлинник документа, удостоверяющего право на земельный участок и план его границ. Если право собственности на земельный участок, от которого отказывается гражданин, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка, то представлять такой план не нужно.

Если право собственности на земельный участок от которого отказывается гражданин, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, то в заявлении об отказе от права собственности на земельный участок необходимо указать, где расположен земельный участок (адрес),целевое назначение, если в садоводческом обществе, то наименование общества, номер земельного участка в обществе, размеры земельного участка и его площадь с приложением плана (чертежа) границ составленного на основе имеющегося планово-картографического материала (выкопировка с плана или схемы садоводческого общества, выкопировка с плана БТИ и других материалов).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ в случаях, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект. Иными словами отсутствие илинезавершенность работ по кадастровому учету земельного участка не является основанием для органа местного самоуправления в отказе в принятии заявления и дальнейшей постановке земельного участка органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на учет, какбесхозяйного.

Читать еще:  Как мне оформить правильно земельный участок?

В случае принятия от гражданина заявления об отказе от прав собственности на земельный участок и приложенных к нему документов, орган местного самоуправления уже сам подает в учреждение юстиции по регистрации прав (регистрационную палату) заявление о принятии на учетбесхозяйного земельного участка в порядке установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Принятие на учет земельного участка осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществляется по истечении не менее года со дня принятия земельного участка на учет и только на основании вступившего в силу решения суда.

После проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок гражданину, отказавшемуся от права собственности на него, регистрационная палата направляет письменно уведомление о снятии земельного участка с учета в качестве бесхозяйного. В уведомлении указывается, что право собственности гражданина прекращено и соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Права на землю

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Отказ от права собственности на земельный участок

Содержание статьи:

Основания для отказа от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок необходим в случае неиспользования этого имущества или при необходимости освобождения от уплаты налогов. Если объект недвижимости не применяется или его эксплуатация приносит убытки, от такой территории следует избавиться путем продажи, дарения либо добровольного отказа.

Если правопреемник на землю не найден, нужно прекратить право собственности на такой участок. На основании отказа отчуждаемая недвижимость передается в специализированный фонд муниципалитета. Этот государственный орган становится официальным владельцем и распорядителем собственности. До момента регистрации такого действия права и обязанности владельца земли остаются за лицом, которое производит процедуру отчуждения.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Если на обладание территорией есть претенденты, имеющие преимущественное право, например, дети, супруг владельца или предыдущий собственник – недвижимость может быть передана в их ведение. При наличии споров по переходу данной вещи в собственность, они разрешаются в судебном порядке.

Отказ от права на землю регламентирован ст. 53 ЗК РФ. Процедура оформления прекращения права собственности определена ФЗ № 218 от 13.07.2015 года.

Основанием для отказа от имущества служит предоставление заявления в Росреестр. Если владелец земли обладает правом собственности согласно договору купли-продажи – делопроизводство направляется в региональное отделение РосРеестра. Если хозяин территории обладает ей согласно праву бессрочного пользования земельным участком или наследования – заявление оформляется в отделении муниципалитета.

Заявление об отказе от права собственности на землю

Заявление о добровольном отчуждении территории составляется в письменном виде от руки или машинописными символами по установленному образцу. Посмотреть и скачать можно здесь: [Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок]. Соответствующий бланк для заполнения можно получить в государственном органе по месту предъявления, в нотариальной или адвокатской конторе или скачать через интернет на официальном сайте Росреестра.

Такой документ должен иметь следующую структуру:

  • Шапка. Оформляется в верхней правой части заявления. Содержит наименование государственного учреждения, в которое подается документ; данные заявителя (реквизиты юридического лица или Ф.И.О. – физического) с указанием адреса и контактного телефона или электронной почты.
  • Наименование заявления. Оформляется в центре листа под шапкой.
  • Основной текст документа. Здесь должны быть указаны правоустанавливающие документы на территорию и данные о местоположении рассматриваемого объекта, а также причины для делопроизводства, определяемые земельным законодательством.
  • Перечень приложений. Здесь описываются документы и их копии, прилагаемые к основному заявлению.
  • Дата составления и подпись просителя. Устанавливается в нижней части листа с левой или правой стороны документа.

Независимо от места предъявления заявления, прекращение прав на имущество подлежит регистрации в РосРеестре.

Порядок отказа от права собственности на земельный участок

Поэтапная процедура добровольного отказа от собственной территории:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Подача заявления в компетентный государственный орган. Осуществляется непосредственно владельцем земли или его представителем, на основании доверенности, заверенной через нотариуса.
  3. При приеме документов должностным лицом выдается соответствующая справка с порядковым номером и перечнем принятых бумаг.
  4. Ожидание в течение одного месяца для получения официального ответа.
  5. После принятия решения в течение трех дней направляется уведомление заявителю с ответом. В недельный срок документация передается в РосРеестр для регистрации (в случае осуществления делопроизводства в местном муниципалитете). В течение 7 дней предоставляются необходимые данные в налоговые органы.
  6. РосРеестр после получения необходимой документации или завершения делопроизводства в срок 5 дней направляет официальное уведомление заявителю о регистрации прекращения вещного права на землю.

Список документов

Перечень документов, необходимых для отказа от прав на недвижимость, указанных в земельном законодательстве:

  • Заявление о добровольном отчуждении.
  • Письменное согласие государственного или иного органа, создавшего юридическое лицо, которое объявляет об отказе на имущество (для юридических лиц).
  • Документ, подтверждающий государственную регистрацию с копией.
  • Правоустанавливающие бумаги на землю или копия соответствующего решения государственного или судебного органа. Такие документы не нужны, если оформление территории в РосРеестре производилось на основании действующего ФЗ № 122 от 21.07.97.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для юридических лиц).
  • Кадастровый паспорт на участок (при наличии).
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его доверенного.
  • Доверенность, удостоверенная в нотариальной конторе (при необходимости).

Последствия отказа от права собственности на землю

После того как будет произведен отказ от права собственности на территорию, такой участок будет переведен в ведение регионального муниципалитета в порядке, установленном земельным законодательством. После отчуждения недвижимости она приобретает статус бесхозной и подлежит реализации или консервации (длительное хранение).

Как восстановить право на землю после отказа? В течение 12 месяцев после отчуждения объекта собственности бывший владелец или иные претенденты могут получить территорию назад согласно приобретательской давности. После определенного времени реализация объекта недвижимости осуществляется на основаниях гражданского законодательства в отношении бесхозной вещи.

Пример по отказу от права собственности на земельный участок

Гражданин Петров Н.В. получил в наследство долю земельного участка. По истечении нескольких лет, для того чтобы не платить имущественный налог, он решил отказаться от этой территории. Согласно законодательству такая процедура выполняется региональным муниципалитетом с последующей регистрацией прекращения вещного права в РосРеестре.

Обратившись в государственный орган, Петров составил соответствующее заявление, приложил к нему необходимые документы и передал бумаги на рассмотрение. Через месяц был получен официальный ответ. Согласно решению государственного органа в заявлении было отказано на основании преимущественного права на долю земельного участка другими наследниками. Поэтому гражданин, в случае его нежелания на обладание территорией, должен ее передать или подарить в пользу собственника другой доли участка.

Заключение

Добровольный отказ от права собственности регламентирован нормами гражданского и земельного законодательства. В случае осуществления такой процедуры, права и обязанности на отчуждаемую территорию налагаются на фактического собственника до момента ее передачи в муниципальный земельный фонд или иному лицу. Особенности добровольного отказа от вещного права:

  1. Делопроизводство по общему правилу осуществляется в РосРеестре.
  2. Отказ от права собственности подлежит обязательной регистрации.
  3. Основание для добровольного отчуждения – подача соответствующего заявления от фактического владельца или его представителя.
  4. Срок рассмотрения заявления – 30 дней с момента подачи документа.
  5. Право собственности на землю после отказа от него можно восстановить на основании приобретательской давности в течение одного года для бывших владельцев или членов их семей. После истечения указанного периода приобрести недвижимость можно на общих основаниях путем подачи заявления в муниципалитет.
Читать еще:  Что делать, если заведующий предвзято ко мне относится?

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по отказу от права собственности на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Валентин. На каких условиях и где я могу отказаться от права на дачный участок, приобретенный мной пару лет назад?

Ответ: Добрый день, Валентин. Согласно ст. 53 Земельного кодекса России вы можете добровольно отказаться от имущества. Для осуществления такой возможности необходимо составить соответствующее заявление по предоставленному образцу в государственном органе. В Вашем случае, делопроизводство будет осуществляться в РосРеестре.

Если при покупке дачи два года назад процедура производилась в этом же регистрирующем органе – представлять правоустанавливающие документы на землю не нужно. Если нет – необходимо к заявлению приложить технический план и договор купли-продажи.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Как лишить собственника земли, если он забросил участок?

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Безусловно, у собственника земельного участка есть обязанности и есть ответственность. И перечень обязанностей и виды ответственности четко определены. Объясню, что вы можете сделать в такой ситуации и что вообще должен знать о своих обязанностях собственник участка земли.

Права и обязанности собственника

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Право распоряжения — право распоряжаться своей вещью так, как хотите вы: дарить, продавать, делить, завещать, отдавать в залог и так далее.

Кроме прав у собственника есть еще и бремя содержания — это совокупность обязанностей собственника, которые накладываются на него законом. Собственник обязан:

  1. Поддерживать безопасность и пригодность имущества к использованию. Имущество не должно представлять опасность для окружающих. Например, если есть аварийное здание, которое может рухнуть на соседский участок, собственник должен принять меры, чтобы предотвратить это.
  2. Использовать участок по назначению. То есть на участке под пашню нельзя строить дом.
  3. Не допускать неиспользование, то есть запустение.
  4. Платить за содержание имущества, например за услуги ЖКХ.
  5. Платить налоги, например земельный налог.
  6. Регистрировать имущество, например ставить на учет автомобиль.
  7. Страховать риски владения имуществом, например оформлять полис ОСАГО.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Теоретически неиспользуемый участок могут изъять

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

При этом в эти три года не входит время, которое нужно для освоения земельного участка. Это значит, что, если вы начали строить дом, но за три года не успели, — участок изымать нельзя. Обычно суды считают срок освоения равным двум годам. То есть общий срок, в течение которого участок не используют, должен быть не менее пяти лет. Кроме того, сначала вас должны предупредить о нарушении. Потом оштрафовать за неисполнение требования об устранении нарушения. И только потом могут пойти в суд с требованием изъять. Но судебная практика в основном связана с изъятием сельскохозяйственных участков, а не тех, что предоставлены для личного строительства.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги. Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов. Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Вообще, это норма новая, ввели ее только в 2018 году, и сейчас ей всех пугают. Рабочей, устоявшейся судебной практики пока нет. И, судя по всему, чиновникам не очень хочется этим заниматься. Потому что изъятие и реализация — это долгая и сложная процедура, а выгоды никакой. Возможно, на тот момент, когда вы обращались в администрацию, новая норма закона еще не действовала, поэтому вам отказали в помощи.

Еще участок можно изъять, если он используется, но не по назначению или с нарушением закона. Например, владелец строит дом на сельскохозяйственной земле или устроил свалку, что плохо влияет на экологию и запрещено законом. За это тоже сначала штрафуют, и только потом участок изымают, если проблему не устранили.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Что такое приобретение права на бесхозяйные вещи

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Земельные участки — это тоже вещи, так что на них это тоже распространяется. Но для земли работает только один из вариантов: бесхозной можно признать землю, от прав на которую отказался владелец.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет. То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Другое дело, если бы у вас были такие доказательства. По заявлению местных органов власти участок должны были бы поставить на учет, как бесхозяйный, а через год по исковому заявлению могли бы признать его муниципальной собственностью и выставить на торги.

Как найти собственника участка

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Читать еще:  Возможно ли открыть мини пекарню в павильоне?

На мой взгляд, в вашем случае шанс на успех — это или если местная администрация захочет изъять землю, или если вы лично найдете собственника и предложите купить у него участок. Сами вы не можете инициировать процедуру изъятия земли, но можете замучить письмами местную администрацию и прокуратуру с требованием изъять участок. Напишите, что он заброшен, не используется десятилетиями, что сухостой представляет пожарную опасность, неосвоение участка мешает развитию поселения и вообще есть желающие его выкупить.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Последствия неправомерной продажи муниципальной земли

Продажа муниципальной земли возможна только при соблюдении соответствующих положений законодательства. Нарушение условий при реализации участка является основанием для признания судом такой сделки недействительной, несмотря на состоявшуюся регистрацию права собственности. Какие могут наступить последствия для нового собственника в такой ситуации, рассмотрим на примере.

Калининградский областной суд рассмотрел в апелляционном порядке гражданское дело № 33-1275/2017. Ответчик К. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой на решение районного суда от 08.12.2016 г., которое заключалось в следующем:

  • Удовлетворении иска прокуратуры Гурьевского района Калининградской области;
  • Признании недействительным договора о передаче во владение земельного участка, заключенного между администрацией Гурьевского района и ответчиком К.;
  • Возврате участка в государственную собственность;
  • Взыскании с К. госпошлины в размере 400 рублей;
  • Внесении в ЕГРН записи о прекращении права владения К. спорным участком.

Доводы заявителя

В рассматриваемом деле истцом выступает прокурор Гурьевского городского округа Калининградской области. Судом установлено, что прокурор в интересах муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» обратился с иском к администрации Гурьевского городского округа и гражданину К. для признания недействительным договора. Согласно документу, во владение К. был передан земельный участок. Соглашение датируется 29.10.2012 г., заключено между администрацией Гурьевского района и ответчиком К. Прокурор также требовал вернуть участок в государственную собственность, т.е. в распоряжение Гурьевского городска округа.

Свои требования истец обосновал следующими обстоятельствами. По мнению прокурора, был принят неправильный порядок предоставления рассматриваемого участка во владение ответчику К., во-вторых, рыночная стоимость была определена неверно Московской оценочной компанией, которая, как выяснилось, не вела никакой деятельности в Калининградской области.

Следовательно, по мнению прокурора, участок перешел ответчику К. без установления его рыночной стоимости. Из-за этого неопределенный круг лиц, население городского округа, лишилось права участвовать в торгах, и муниципалитет не получил положенный доход от реализации муниципального участка, который мог бы быть использован для нужд местного значения. Следовательно, договор между К. и администрацией является ничтожным. На основании этих доводов суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора.

Ответчик К. в апелляционной жалобе указал на законность оценки стоимости участка, проведенной оценочной компанией, и на истечение срока давности для обращения прокурором в суд. По мнению ответчика, срок необходимо исчислять с 2012 г., когда в отношении оценочной компании было возбуждено уголовное дело, связанное с ее деятельностью.

Позиция суда

По мнению суда, доводы прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, основаны на верном токовании положений материального права. В соответствии со ст. 8 135-ФЗ от 29.07.1998 г., при продаже государственной или муниципальной собственности ее стоимость должна быть определена в рамках оценки. Она не нужна в случаях, когда стоимость установлена нормативно-правовыми документами.

Согласно закону об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области, при подписании договора купли-продажи по государственным земельным участкам их стоимость определяется в размере, соразмерном рыночной стоимости за участок, свободный от каких-либо построек, если такой договор заключается по решению соответствующего ведомства. Рыночная стоимость земель устанавливается исходя из положений законодательства РФ в сфере оценочной деятельности.

Согласно материалам дела, 29.06.2012 г. администрация Гурьевского района и ответчик К. заключили договор аренды участка земли для целей индивидуального строительства последним. Затем ответчик обратился с заявлением в администрацию о расторжении арендного договора и предоставлении указанного земельного участка ему в постоянное владение.

В печатном издании «Наше время» было опубликовано объявление о намерении предоставить участок в собственность и приеме заявлений на его выделение. 29.10.2012 г. администрация Гурьевского района на основании заявления К. и оценки стоимости, проведенной оценочной компанией, приняла постановление. Согласно документу, арендный договор с К. расторгается и участок переходит в его собственность. Об этом свидетельствует договор, подписанный сторонами.

Ст. 28 Земельного кодекса предусмотрено, что государственные и муниципальные земли предоставляются в собственность за определенную плату. Таким образом, администрация могла рассчитать стоимость подлежащего передаче объекта в собственность ответчика К., принимая во внимание расчеты независимого оценщика.

Согласно приложенным к делу документам следует, что при передаче во владение ответчику К. участка стоимость выкупа установлена администрацией с учетом подготовленного Отчета об оценке. Оценку заказывал непосредственно ответчик, и стоимость участка по ней составила 9 тысяч рублей. Следовательно, говорить о том, что оценка проведена независимой стороной, нет оснований. 15.01.2015 г. на спорный участок было зарегистрировано право собственности с внесением в ЕГРН.

Для внесения ясности в дело прокуратурой Гурьевского района был направлен запрос о проведении оценки стоимости земли в данную оценочную компанию. Руководство фирмы представило в адрес зампрокурора Гурьевского района письменное заверение, что никаких работ по оценке стоимости земель в Калининградской области компанией не проводилось. Дополнительно 19.10.2016 г. судом в указанной компании была уточнена информация о проведенной ранее оценки, в результате получен отрицательный ответ. Документы, подтверждающие проведение оценки земельного участка, к делу не прилагаются.

Суд также запрашивал оценку состояния земельного участка, принадлежащего ответчику К. Согласно описанию, оформленному ревизионным управлением, участок не ухожен, имеет многолетние заросли, обводнен, следов строительства на нем не имеется и он не используется в соответствии с назначением.

Также суд запросил в кадастровом ведомстве справку об участке. Согласно документу, кадастровая стоимость объекта, включенного в государственный кадастр недвижимости, на 01.10.2012 г. составляет 233 000 рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что К. не смог привести доказательства того, что выкупная стоимость участка в размере 9 тысяч рублей равнозначна его рыночной стоимости, Суд решил, что выкуп ответчиком К. участка был осуществлен без учета его рыночной стоимости. Из-за этого возникла ситуация, нарушающая права муниципалитета на получение доходов от реализации объекта, которые могли бы быть использованы для нужд муниципального образования, населения городского округа за счет средств муниципального бюджета. Положениями ст. 166 ГК установлено, что сделка признается ничтожной, если она нарушает интересы других лиц. В данном случае нарушены права населения муниципального образования.

Суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, признав договор передачи земли в собственность недействительным и указав на перечисленные последствия недействительности.

О сроке давности

Что касается указания на истечение срока давности рассмотрения дела, суд также верно определил дату, с которой исчисляется давность: с 03.03.2016 г., когда прокурору района прокуратурой области было поручено провести проверку. Мероприятие было инициировано после обращения руководства городского округа о вероятности нарушения норм законодательства. В обращении указывалось, что по спорному участку между К. и администрацией неправомерно заключен договор передачи земли.

Иных доказательств того, что прокурор узнал гораздо раньше о неправомерном заключении договора о передаче во владение ответчику К. участка и нарушении интересов муниципалитета, на рассмотрение в суд сторонами не представлено.

Доводы заявителя о том, что прокурор знал об уголовном деле в отношении искомой оценочной компании, возбужденном в 2012 г. в связи с деятельностью этой организации, не являются достаточными для отмены решения.

Доводы ответчика К. о том, что рыночная стоимость участка была установлена на основании правильной оценки, судом изучены и по ним сделан вывод, что они не являются основанием для отмены решения. Итак, решение суда первой инстанции областным судом оставлено без изменений.

Таким образом, исходя из рассмотренного дела, сделаны следующие выводы:

  • Продажа муниципального участка без организации аукциона является нарушением интересов других лиц, имеющих право на участие в таких торгах;
  • Оформление в собственность и регистрация права собственности не являются препятствием для признания сделки недействительной;
  • Для определения рыночной стоимости государственной недвижимости, необходима независимая оценка.

Вопрос-ответ

Вопрос: “Землю купил у администрации, а прокурор внес иск о признании сделки ничтожной, хотя я уже возвел дом, что делать?”

По сути, экономический спор возник после того, как представитель хозяйствующего субъекта приобрел у органов местной власти земельный участок.

Вопрос, который требует глубокого изучения: по существующим ли правовым позициям Гражданского Кодекса РФ в части ФЗ №100 прокурор на сделку купли-продажи, указывая на ее ничтожность?

В данном случае имеет место презумпция оспоримости. То есть уличить действия прокурора в нарушении закона можно в срок до одного года после вынесения судебного решения по делу.

Следует пересмотреть ст. ст. 168, 426 ГК РФ, а также п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. №25, где прописан ряд моментов в части заключения сделок и посягания на публичные интересы в рамках антимонопольного законодательства. Кроме того, в ст. 27 Земельного Кодекса РФ рассматриваем ограничения оборотоспособности земельных участков.

Выход – оспорить действия прокурора через обращение в Арбитражный Суд с иском о признании неверного толкования сделки прокурором.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector