Является ли нарушением авторского права использование чужого дизайна?
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Является ли нарушением авторского права использование чужого дизайна?

Авторские права. Использование отрывков (частей) чужих объектов авторского права, цитирование произведений

Вопрос юристу

1. У меня вопрос по авторскому праву. Мы хотим использовать небольшие отрывки видео (различных концертов, телепрограмм и т.д.) в нашей презентации на выставке. Поверх используемых фрагментов видеоматериалов мы хотим наложить наш текст и графику. Мы хотим использовать небольшие отрывки из нескольких различных видеоматериалов.

Есть ли ограничения на подобное использование отрывков чужих произведений?

Какая максимально допустимая продолжительность отрывка (фрагмента), который можно использовать в своих целях без разрешения автора видео или иного произведения?

Можно ли считать такое использование чужих произведений свободным случаем использования – цитированием? Ведь мы на основе чужих фрагментов видео демонстрируем наше оборудование и как оно работает.

2. Использование какого видеоконтента и каким хронометражем я имею право проигрывать (допустим, на плазменных панелях) в общественных местах (например, в кафе или магазине)?

Могу ли я использовать (полностью или какую-то часть) видеоролики показов мод, съемки природы, видеогид по странам мира, видеозаписи концертных выступлений западных звезд шоу-бизнеса и т.д.?

Имеет ли значение, что я не беру плату за такой показ отрывков или что показ чужих произведений (в т.ч. видеоматериалов) осуществляется в ознакомительных целях?

Можно ли такое частичное использование подвести под цитирование произведения? Какой установлен объем допустимого цитирования объектов авторского права?

Если я купил лицензионный диск с показываемыми мною объектами авторского права, то будет ли такой показ в публичном месте соответствующих объектов авторского права считаться нарушением авторских прав?

А что если я переработаю (перемонтажирую) фрагменты разных видеороликов и сделаю из этого свой один видеоролик?

Будет ли считаться нарушением авторских прав, если я буду демонстрировать чужое видео без звука или уберу с видеоряда оригинальные логотипы, какую-либо графику или иные надписи?

Юридическая консультация

Настоящая юридическая консультация распространяется на все объекты авторского права (не только видеоролики и иные видеоматериалы, но и песни, фотографии, книги и другие произведения).

1. Использование фрагментов авторских произведений

Не имеет значения, используете вы объект авторского права целиком или фрагмент (часть, отрывок). Закон запрещает использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема использования. Строго говоря, использование даже одной-двух секунд из чужого музыкального произведения, если возможно установить (доказать), что используемый отрывок действительно из соответствующего музыкального произведения и он является авторским (творческим, т.е. подлежит охране авторским правом), является нарушением авторского права.

В законе в этой части нет исключений, а информация, распространяемая в Интернете, согласно которой допустимо использовать отрывки (фрагменты) чужих произведений (текстов, книг, песен, видео и других объектов авторского права), не превышающие 10, 20, 40 процентов (встречаются и иные проценты) от оригинального произведения, не соответствует действительности (закону).

2. Цитирование объектов авторского права

Действительно закон допускает использование чужих объектов авторского права в части (фрагментарно) без согласия авторов (правообладателей) путем цитирования. Однако закон устанавливает и условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования.

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора , произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати…

Прежде всего, следует понимать, что цитирование – это не копирование (воспроизведение). Для копирования закон использует термин «воспроизведение». Цитирование само по себе отличается от обычного копирования. Можно долго объяснять разницу между цитированием и копированием, но на самом деле каждый внутренне может отличить цитирование от копирования. В общих чертах: когда вы копируете, вы по сути используете чужое как часть своего, достигаете собственных целей за счет чужого труда, заполняете пробелы в собственном произведении за счет чужого; цитируя, вы обращаете внимание прежде всего на цитируемый отрывок чужого произведения, делаете акцент на нем, обращаете внимание именно на него, не создаете впечатление, что это ваш труд. Помимо указанной разницы между цитированием и частичном копировании чужих объектов авторского права, закон еще ограничивает цели цитирования и указывает, что цитирование должно быть разумным, не должно переходить из категории цитирования в категорию копирования и незаконного использования чужого объекта авторского права (пусть и в части) – «в объеме, оправданном целью цитирования».

Так, Верховный суд указал “цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, допустимо в указанных в Законе целях (научных, критических, информационных целях и в обзорах печати), только из обнародованных произведений и в объеме, оправданном целью цитирования” (Определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003).

Поэтому если вы «надергаете» много отрывков из чужих произведений и из них сделаете свое, пусть даже будете увязывать эти отрывки своим текстом и укажите авторов отрывков и источники заимствования, вы все равно нарушите авторские права всех авторов, отрывки произведений которых вы использовали, если только это не подпадет под разрешенные способы использования (например, вы создаете обзор прессы).

Использование отрывков чужих произведений в собственной презентации или для публичной демонстрации – это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

3. Использование чужих объектов авторского права в некоммерческих и/или демонстрационных целях

Для квалификации ваших действий в качестве нарушающих авторское право не имеет значение, в коммерческих или некоммерческих целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права, не имеет значение при распространении, публичном показе, размещении в Интернете или ином использовании, брали ли вы деньги, получали ли реальную выгоду. Если само действие нарушает авторские права, то вы можете быть привлечены автором (правообладателем) к ответственности за нарушение авторских прав и должны будете выплачивать компенсацию за незаконное использование чужих объектов авторского права.

Наличие или отсутствие на вашей стороне выгоды (прибыли) от использования чужих произведений без разрешения повлияет, однако, на размер выплачиваемой компенсации или иной назначаемой Вам санкции (например, при привлечении вас к уголовной ответственности за нарушение авторских прав, которое повлекло для авторов значительные убытки).

Понятия демонстрационных (ознакомительных) целей в законе не существует. Никаких «первые десять секунд бесплатно» в авторском российском праве нет. Поэтому использование чужих объектов авторского права с предупреждением «для ознакомления» , «в демонстрационных целях», «качаете для ознакомления, а потом обязуетесь удалить» и т.п. вас не спасет от ответственности за нарушение авторских прав.

4. Наложение текста, графики на чужие объекты авторских прав, переработка

Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. Такие действия посягают на целостность произведения и нарушают право автора на неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК) и могут порочить деловую репутацию автора; а в ряде случаев таким образом вы можете нарушить и имущественное право автора на переработку – за это уже прямо предусмотрена имущественная ответственность (от 10.000 до 5.000.000 рублей).

Монтаж чужого видео и иная переработка чужих произведений нарушает имущественное право автора, а в ряде случаев и рассмотренное выше неимущественное право. Поэтому такие действия не только не позволят вам распространять и иным образом использовать переработанный вами объект авторского права, но и усугубит ваше положение, т.к. использование переработанного объекта авторского права влечет более серьезную ответственность.

Убрать звук, ухудшить качество – это все нарушает целостность произведения, что также влечет ответственность и усугубляет Ваше положение.

5. Покупка лицензионных носителей и использование объектов авторского права

Покупка лицензионных носителей объектов авторского права (лицензионных музыкальных и видео дисков, лицензионных дисков с компьютерными программами, иных лицензионных материальных носителей) не дает вам право на использование таких объектов авторского права, кроме как в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять и т.д.

Расхожее заблуждение среди диджеев, например, что, купив виниловую пластинку, они вправе без разрешения и платы перерабатывать произведения, на ней записанные, публично играть музыку в клубах и т.д. Виниловые пластинки, сколько бы они ни стоили, не дают прав на такое использование объектов авторского права, на ней записанных!

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.

Вопрос юристу: Дизайнер создал проект, а его украли — что делать?

Практикующий юрист объясняет нюансы защиты интеллектуальных прав

Как защищают авторские права в сфере дизайна
Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Н икакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Читать еще:  Что делать когда не можешь платить кредиты

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.

По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Студия художественной визуализации Юлии Смолкиной

Вы уверены, что хорошо знакомы с законом об авторском праве? Согласно статье ГКРФ 1259 Объекты авторских прав. Пункт 5: Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Поэтому не стоит так недооценивать исполнителя, ведь именно он является автором произведения, которое он изготовил, что бы это ни было. А вы всего лишь автор идеи, на которую, в к сожалению не распространяются авторские права.

  • Нравится: 1

bud Dionis

Вы сами прочитали уровень зашкаливающего бреда, который написали?

Цитирую: “Поэтому не стоит так недооценивать исполнителя, ведь именно он является автором произведения, которое он изготовил, что бы это ни было. А вы всего лишь автор идеи, на которую, в к сожалению не распространяются авторские права”

Значит я АВТОР, и авторское право на меня не действует? А он исполнитель и он защищен?))) Что вы курите? Это законно употреблять в России?)))) Не отвечайте, это риторический ответ на поток бреда)

Отвечаю на ваш вопрос, да я уверен что знаком с авторским правом! А вот вы в не, после таких постов, явно ничего не понимаете) И я рекоменую вам рыться в законах дальше) из которых вы узнаете что если что-то не охраняется авторским правом, то защищается патентом, на худой конец торговой маркой(торговым знаком).

Исполнитель, который получил задание в виде идеи заказчика, никак не может выступать ее автором. Он именно исполнитель строгого тех. задания.

Если я завтра скажу вам грести метлой листву в форме звездочек, то я автор этой идеи, а вы дворник ее исполняющий за вознаграждение.

Если вы владелец маленькой типографии, и завтра я вам принесу на печать два вида пакетов, один фирменный пакет из “Цума”, а второй пакет с выдуманной надписью, написанной от руки или купленным мной шрифтом, это не значит что после того, как вы выполните тираж, авторские права переходят к вам и вы что-то там вообще можете возникать.

В первом случае вы идете как соучастник печати контрафактной продукции и нарушаете авторское право Цума, а во втором нарушаете мое законное авторское право. Мой почерк есть мой шрифт, и вы не имеете право им пользоваться. И так же если я печатаю пакет с купленным шрифтом у стороннего дизайнера, к вам не переходят на него (на шрифт) авторские права и законность копировать идеи. Понимаете надеюсь логику да, что любое дальнейшее копирование моей идеи в виде пчелки, будет расценено как плагиат и имеет под собой основание для проведения экспертизы по степени смешения и иска в суд.

Ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, все исключительные авторские права на фотографию принадлежат тому, кто ее сделал. Если именно Вы нажали на кнопку фотоаппарата, то можете делать со снимком, что угодно: копировать, публично демонстрировать, обрабатывать и распространять – бесплатно или за вознаграждение.

Только Вы имеете на это право, а все прочие могут совершать вышеперечисленное только с вашего разрешения.

Нарушения авторских исключительных прав, увы, случаются часто. Многие авторы с удивлением замечают свои работы в фотобанках и на интернет-сайтах, в рекламных проспектах и журналах. Иногда снимки бывают кем-то обработаны или подправлены, но встречаются и полностью скопированные.

Если человек не получал разрешения на использование чужих фотографий, мы имеем дело с классическим нарушением исключительных авторских прав. За это российским законодательством предусмотрена публичная и гражданская ответственность.

В первом случае нарушитель несет ответственность перед государством, которое может наказать нарушителя штрафом, конфисковать имущество и т.п. Гражданская ответственность наступает только в том случае, если этого хочет сам пострадавший. Тогда виновный выплачивает автору штраф, возмещает вред, компенсирует упущенную выгоду и прочее.

Публичная ответственность подразделяется на уголовную и административную. Нарушителя можно привлечь только к одной из них. Под административную ответственность попадают юридические лица (всегда) и граждане, если нарушение исключительных прав нельзя квалифицировать как преступление, то есть если стоимость незаконно изготовленных (распространяемых, обработанных) фотографий не превысила 50 000 рублей.

Если же ущерб от нарушения авторских прав оценивается дороже 50 000 рублей, гражданина привлекают уже к уголовной ответственности. Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, уголовной – ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

«Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения».

«Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, – наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:
а) неоднократно;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в особо крупном размере;
г) лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере – пятьсот минимальных размеров оплаты труда».

Читать еще:  Будет ли амнистия для лишонных водительского удостоверения

Публичная ответственность выгодна тем, что необходимые доказательства правонарушения фактически собирает государство. А это: установление и оформление должным образом факта совершения нарушения, объем совершенного нарушения (то есть объем незаконно изготовленных, распространяемых или обработанных фотографий), стоимость причиненного ущерба.

Сбор доказательств отнимает много времени и сил, а привлечение адвокатов и экспертов является дорогим удовольствием. Его стоимость часто попросту непосильна для пострадавшего фотографа.

Как показывает практика, правоохранительные органы неохотно идут на возбуждение дел по нарушению авторских прав. За весь 2009 год в России зафиксировано 973 случая привлечения нарушителей к административной и 433 случая – к уголовной ответственности. Это 29% и 17% от общего числа поданных заявлений. Почти все привлеченные к ответственности были печатными изданиями и нарушили права авторов в крупных размерах. Но даже в этих случаях наказание ограничилось выплатой штрафов.

Так что шансы фотографа-одиночки добиться заведения дела на нарушителя-одиночку ничтожно малы.

Гражданские исковые требования могут быть удовлетворены в уголовном или в административном процессе. Пострадавший автор в этом случае (в отличие от гражданского процесса) освобождается от уплаты государственной пошлины.

Однако на практике гражданские исковые требования тоже принимаются далеко не всегда. Это объясняется тем, что в административном процессе нарушителя можно привлечь к гражданской ответственности только при отсутствии возражений с его стороны. А в уголовном процессе возмещаются лишь убытки, но не упущенная выгода. Но ведь зачастую фотограф, особенно тот, кто работал без расчета получить коммерческий результат, подает иск именно с целью возместить упущенную выгоду. Исходя из этого, каждый фотограф в случае нарушения его прав просто будет вынужден самостоятельно подавать гражданский иск с просьбой компенсировать понесенные убытки. Как квалифицируется нарушение авторских прав на фотографию согласно гражданскому законодательству России, будет описано в следующей публикации.

Является ли нарушением авторского права использование чужого дизайна?

Вопрос юристу по авторским правам

Нашел в Интернете несколько фотографий с изображениями красот природы Дальнего Востока (горы, леса и т.д.). К сожалению, не могу найти каких-либо данных об авторе этих фотографий, написал письмо на сайт, где обнаружил эти фотографии, но никакого ответа не получил, на других сайтах не могу найти такие же фото. Какого-либо указания на автора фотографий или значка авторства на сайте и фото нет, ни на сайте, ни на фото нет никакого запрета на использование этих фотографий.

В качестве ИП я занимаюсь производством изделий из дерева, предназначенных для домашнего использования. Могу ли я использовать эти фотографии, размещая их на упаковках своих товаров. Не будет ли это нарушением каких-либо прав неустановленного лица?

Ответ юриста по авторским правам

В силу ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, литературы и искусства.

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежит в том числе исключительное право на произведение.

Как следует из положений ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Таким образом, обнаруженные Вами фото также являются объектами авторского права, а автору принадлежит авторское право на фото.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Следовательно, автор фото не обязан публиковать запрет на использование фото, и при отсутствии запрета автор является правообладателем.

Согласно указанной статье правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Приведенный Вами пример не относится к случаю, предусмотренному ГК РФ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ. Ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 1301 ГК РФ.

Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). В соответствии с п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

Многие из нарушителей авторских прав, в том числе использующие фотографии без согласия автора, ссылаются на то, что имелся свободный доступ к фото в сети Интернет. Однако суды отклоняют данный довод, аргументируя вывод о нарушении авторских прав, следующим образом.

Как следует из разъяснений Президиума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г., сеть Интернет – это информационно-телекоммуникационная сеть, которая не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ. Следовательно, использование размещенных в сети фотографий без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения не допускается.

Таким образом, использование Вами фотографий без разрешения правообладателя, в том числе на упаковках производимых товаров, является нарушением авторских прав.

Авторское право в интернете: как правильно использовать чужой контент и защищать свой

Что такое авторское право?

Что нужно знать о коммерческом и некоммерческом использовании контента?

Чем грозит нарушение авторских прав?

Как узнать, можно ли взять изображение?

Что такое лицензия и как она работает?

Как договориться с автором?

Как использовать картинки законно и где их брать?

Можно ли использовать чужие тексты?

Как действует авторское право в соцсетях?

Как защитить свои авторские права?

Что нужно запомнить?

Как законно использовать чужой контент в соцсетях и рассылках и что делать, если кто-то берёт ваши картинки, гифки или тексты без спроса.

Эксперт по крутым email-рассылкам, автор русского блога SendPulse.

Что такое авторское право?

У всех картинок, гифок, видео, музыки и текстов, которые вы найдёте в интернете, есть автор. Автору автоматически принадлежат права на созданный им объект, и эти права охраняются законом. Это значит, что нельзя просто взять классную картинку и вставить в свой пост или рассылку — для этого нужно разрешение автора.

Авторское право делится на два вида: имущественное и неимущественное. По неимущественному праву автор решает, как назвать своё произведение и как под ним подписаться, публиковать его или нет. Но нас больше интересует имущественное право — использовать это произведение в своих целях, в том числе для зарабатывания денег.

Читать еще:  Как обезопасить родственников?

Что нужно знать о коммерческом и некоммерческом использовании контента?

Если материал будет в рекламе товара, услуги или компании — это коммерческое использование. То же относится к сайтам с платной подпиской, где нужно заплатить за доступ к содержимому, и к группам в соцсетях, где есть реклама товаров или указаны цены. В этом случае лучше либо создать свой текст и иллюстрации, либо официально их купить. Всё логично: контент приносит прибыль, поэтому должен быть оплачен.

Некоммерческое использование — это когда контент не приносит деньги. Например, если вы делаете рассылку с обзором лучших смартфонов 2018 года, это не коммерция. А если в эту рассылку добавить кнопки «Купить», которые ведут в магазин, то это уже реклама товаров. Соответственно, коммерческое использование.

При некоммерческом использовании всё немного проще. В фотобанках много изображений, которые можно использовать в некоммерческих целях. Многие авторы, особенно непрофессионалы, разрешают использовать свои работы, если вы просто укажете авторство и дадите ссылку на их сайт.

Чем грозит нарушение авторских прав?

Если автор узнает, что вы использовали его работу, то как минимум потребует удалить её с ваших ресурсов, а может и подать в суд. Обычно судятся, если контент использовали в коммерческих целях. Чаще всего — с крупными компаниями.

Конечно, обычно авторы не сёрфят в интернете целыми днями в поисках своих украденных работ, но попасться всё равно можно. В итоге платить компенсацию по решению суда выйдет дороже, чем честно купить картинку.

Как узнать, можно ли взять изображение?

Даже если автор изображения не указан, он всё равно существует, и его произведение защищено авторским правом. Если вы при публикации укажете автора, это всё равно нарушение закона, ведь вы берёте его работу без разрешения.

Всегда нужно проверять, защищена ли картинка авторским правом и на каких условиях можно её использовать. Сделать это можно даже через Google с помощью поиска по картинкам.

  1. Заходим в раздел «Картинки». В строке поиска появится значок фотоаппарата, кликаем по нему.

  1. Получаем окно поиска, куда загружаем картинку либо ссылку на файл.

  1. Оригинал фотографии наверняка будет в хорошем разрешении, так что в результатах поиска выберите большие изображения.

  1. Зайдите на сайты, где лежат эти изображения, и посмотрите, как там указан автор. Теперь остаётся найти его страницу в Сети и посмотреть, есть ли там условия использования работ.

Что такое лицензия и как она работает?

Большую часть контента в Сети можно использовать на заранее определённых условиях. Эти условия прописаны в лицензии — договоре на использование контента. Этот договор открытый, его не нужно заключать и подписывать с двух сторон. Вы просто изучаете условия лицензии и соблюдаете их, когда используете изображения и другие медиаобъекты.

Условия лицензии могут быть размещены на сайте, откуда вы берёте контент. Например, в СМИ часто пишут: «При копировании материалов гиперссылка на источник обязательна». В таком случае вы имеете право скопировать текст, если дополните его активной ссылкой на сайт-источник.

Вот список лицензий, которые используются для обозначения авторских прав и условий использования текстов, видео, фото и музыки:

  • СС (Creative Commons) — для любого контента, включая программное обеспечение.
  • GNU FDL (Free Documentation License) — для документов, энциклопедий, словарей.
  • DSL (Design Science License) — для любого контента, включая программное обеспечение. Её почти перестали использовать с появлением Creative Commons.
  • Free Art License (License Art Libre) — для любых художественных произведений.

Creative Commons — самая популярная лицензия. Ей часто пользуются фотографы и дизайнеры, писатели и программисты. Есть несколько подвидов лицензии с разным набором условий: например, ссылаться на автора, использовать произведение только в неизменном виде или только на некоммерческих условиях и другое. Самая подходящая лицензия — CC0, то есть произведение полностью очищено от авторских прав.

Как договориться с автором?

Напишите автору письмо. Расскажите, в каких целях вы собираетесь использовать его творение, и спросите, на каких условиях он вам это разрешит.

Соглашение с автором может быть устным или письменным. Если вы опасаетесь, что автор начнёт предъявлять претензии после публикации, то лучше заключить договор письменно. Так будет легче доказать, что вы опубликовали работу строго в рамках договорённости.

Нужно учесть нюансы:

  • Кому принадлежат имущественные права на объект. Может, автор уже продал их какой-то компании и договариваться нужно с ней.
  • Что именно вы хотите сделать с контентом. Нужно чётко это прописать в договоре. Будете ли вы использовать его в коммерческих или некоммерческих целях, опубликуете оригинал или будете как-то его видоизменять — всё это нужно указать.

Всё те же пункты нужно включить в договор, если вы нанимаете фотографа или дизайнера.

Фотограф увидел опубликованный коллаж и подал на кафе в суд. Он выиграл, потому что условия договора были нарушены.

Как использовать картинки законно и где их брать?

Создавать самостоятельно

Это легко, когда в штате есть фотограф или дизайнер. Ещё есть сервисы для создания картинок с готовыми шаблонами для недизайнеров: Canva, Piktochart, BeFunky и множество других. Можно нанять внештатного специалиста — только не забудьте заключить с ним договор и прописать в нём передачу имущественных прав на работы.

Использовать фотостоки

Есть платные и бесплатные. Легко искать нужные изображения, лицензии на виду, выбор относительно большой. Но эти картинки уже наверняка кто-то использовал до вас — например, одни и те же улыбающиеся люди изображают сотрудников на сайтах сотен компаний. «Улыбающийся сквозь боль Гарольд» и вовсе стал мемом, а начинал с фотостока. Ещё один подвох — фотостоки бывают нелегальными и собирают фотографии без разрешения авторов. Отвечать в итоге придётся вам, так что подстрахуйтесь и проверьте картинку через Google.

Встраивать изображения

Только при некоммерческом использовании. С помощью эмбеда вы не сохраняете картинку к себе, а встраиваете её в код страницы. Таким способом можно брать картинки из Instagram, Getty Images, Tumblr и Flickr. Этот способ можно использовать в рассылках и на сайте.

Магазин «Пудра» в раздел отзывов в письме вставляет эмбеды из Instagram-аккаунтов блогеров

Искать в Google

Забиваем запрос, переходим в раздел «Картинки». Здесь нажимаем на «Инструменты» и выбираем подходящую лицензию из выпадающего списка «Права на использование». Всегда заходите на сайт, где лежит фотография, и проверяйте её происхождение.

Использовать материалы из общественного достояния

В России имущественное авторское право перестаёт действовать через 70 лет после смерти автора. Это касается книг, картин, фильмов. При этом в других странах свои сроки действия авторского права, так что обязательно изучите вопрос перед тем, как брать контент.

Можно ли использовать чужие тексты?

С текстами та же история, что и с картинками — без разрешения их использовать нельзя. Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом. Причём как оригинальные названия, так и переведённые.

В теме этого письма явно обыграно название фильма с Леонардо Ди Каприо. По Гражданскому кодексу переводные названия фильмов являются творческим результатом работы переводчика. Правообладатели перевода могут подать иск

Даже если вы возьмёте чужой текст и немного переработаете его, правообладатель имеет право подать жалобу. Он обратится за экспертизой, и специалисты могут подтвердить заимствование текста.

Как действует авторское право в соцсетях?

Если контент берёте вы

В соцсетях тоже работает авторское право. Оно защищает все картинки, тексты, гифки и видео. Без проблем можно делать репосты — так вы сохраняете авторство контента. А вот публиковать у себя без разрешения и указания автора нельзя, это нарушение закона.

Алгоритм действий, если хотите использовать чужой контент в соцсети, обычный. Найдите автора текста или изображения, посмотрите, указаны ли на его сайте или в аккаунте условия публикации. Если не указаны — свяжитесь с ним и договоритесь.

Заведение рекламирует вечер с кинопоказом в группе «ВКонтакте». В посте — кадры из мультфильма «Тайна Коко», и это нарушает права правообладателей мультфильма

Если контент взяли у вас

Пользователи могут брать ваш контент только для личного некоммерческого использования и обязаны указывать автора и источник заимствования. В противном случае они нарушают закон, и вы можете требовать удаления контента и выплаты компенсации через суд.

Ставьте копирайты на все свои фото и видео, подписывайте авторство. Так будет легче защищать свои интересы в суде.

Как защитить свои авторские права?

Для начала соберите доказательства: ссылки и скриншоты ваших страниц и страниц конкурента с аналогичным контентом, оригиналы фото и видео. У вас должно быть всё, чтобы показать — вы разместили материалы раньше конкурента. Идите к нотариусу, чтобы он заверил эти материалы.

Затем попробуйте договориться мирно: напишите владельцам ресурса, что вы собрали «вещдоки», и попросите удалить контент и компенсировать вам как минимум расходы на нотариуса. Если нарушители не соглашаются или не отвечают, можно подавать судебный иск.

Обязательно проконсультируйтесь с юристом. Бывает, что ваши усилия в судебном разбирательстве того не стоят: либо шанс на победу небольшой, либо компенсация будет слишком маленькой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector