Должны или нет начислять добавочные кубометры?
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Должны или нет начислять добавочные кубометры?

Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

Cebas1 / Depositphotos.com

РСО не вправе начислять плату за тепло по нормативу – в отсутствие ОДПУ, находящегося на поверке более полутора лет, – если в результате такого начисления платежи потребителей-граждан за тепло вырастут сильнее, чем это предусмотрено предельными индексами роста платы за коммунальные услуги.

На это указали суды всех инстанций, рассматривая дело об оспаривании предписания органа ГЖН (Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 г. N 301-ЭС19-19814).

Предписание в адрес теплоснаба было выдано после внеплановой проверки по жалобе на выросшую платежку за ЖКУ. Выяснилось вот что:

  • МКД в свое время был оборудован ОДПУ тепла, жители платили за тепло “по счетчику”, и все были довольны;
  • затем подошел срок поверки отдельных узлов ОДПУ, и счетчик сняли с эксплуатации (часть его узлов отправили на поверку в лабораторию, и функционировать ОДПУ не мог);
  • через полтора года ОДПУ, наконец, вернулся с поверки, был вновь допущен к коммерческой эксплуатации, но примерно еще полгода УК не передавала его показания в теплоснаб;
  • теплоснаб, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, выставлял платежки за теплоэнергию, исходя из норматива потребления;
  • поскольку норматив потребления оказался в данном случае значительно выше, чем “привычный” расход по счетчику, счета за тепло сильно выросли. Что вызвало гнев и возмущение граждан.

Оценив ситуацию, орган ГЖН счел, что виноват в ней именно теплоснаб, – он, конечно, все считал согласно Правилам № 354, однако ему следовало руководствоваться еще и региональными предельными индексами и не допускать, чтобы платежи для жителей – по сравнению с прошлогодними, по счетчику – выросли сильнее, чем это разрешается предельными индексами роста тарифов ЖКХ.

Предписание обязывало теплоснаб пересчитать плату – но не по “среднему”, например потреблению, – а просто таким образом, чтобы начисленная плата не была выше платы, исчисленной с применением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Собственно, правильность расчета платы по нормам Правил № 354 никем не оспаривалась.

Теплоснаб пошел в суд – и проиграл во всех инстанциях:

  • ст. 157.1 Жилищного кодекса предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов;
  • следовательно, довод РСО о том, что в данном случае предельные индексы применяться не должны, поскольку использовались нормы Правил № 354, основаны на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства;
  • в соответствии с пунктом 10 Основ формирования предельных индексов роста цен на коммунальные услуги, применение индексов должно обеспечивать рост вносимой гражданами платы за комуслуги – по отношению к прошлогоднему – не более чем на установленную величину предельного индекса;
  • пунктом 5 упомянутых Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся;
  • аргументы РСО, что спор возник по вине УК, выразившейся в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств;
  • довод о том, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ;
  • утверждение теплоснаба о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг – неправомерно;
  • итак, поскольку размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные указом губернатора, у ГЖН были основания для выдачи оспариваемого предписания.

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра дела.

Как рассчитывается плата за воду? Горячая, холодная, по счетчику и по нормативам

Плата за воду – одна из основных статей коммунальных расходов жителей многоквартирных домов. Как рассчитывается размер платежа за услугу «водоснабжение »? И как выгоднее платить – по счетчику или по нормативу? Постараемся разобраться с этими вопросами, отталкиваясь от существующей практики и действующей нормативной базы.

Плата за воду: где описываются правила начислений?

Главный документ, в котором описываются различные аспекты интересующей нас темы – «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Для простоты будет называть их «Правила ». Ссылка на актуальную версию документа — https://base.garant.ru/12186043/

Далее по ходу изложения материала мы будем приводить пункты «Правил », которых прописаны те или иные нормы.

Расчет платы за воду по счетчику

Платить за воду жильцы многоквартирных домов и частных домовладений (если они подключены к центральному водоканалу) могут двумя способами: исходя из показаний счетчика, или по нормативам.

Кстати, это утверждение отнюдь не является просто формальностью. Нередко собственники жилья сталкиваются со стороны управляющей компаний или водоканала с ультимативным требованием уставить счетчик воды. Мол, обязательная установка счетчика воды – это требование действующего законодательства.

Так вот, это не так. В п. 42 «Правил » говорится, что при отсутствии прибора учета воды потребитель имеет право оплачивать потребление исходя из действующих в данном регионе нормативов потребления.

Но, вернемся к способам расчета размера платежей за воду. С оплатой по счетчику вроде бы все понятно. В большинстве случаев квартиры оснащаются механическими приборами учета с барабанным механизмом. В зависимости от модели в прорезях видны четыре или пять черных цифр слева от запятой. Они означают целые кубометры. Две или три красные цифры справа от запятой – это десятые, сотые и тысячные доли кубометра. Спишите число и округлите до целого. Вычтите из него предыдущие показания, снятые месяц назад. Вы получите расход воды в кубометрах.

Если в квартире установлено несколько счетчиков холодной воды (два и более), определите расход по каждому из них, а полученные цифры сложите. Точно так же вычисляется суммарное потребление при наличии нескольких счетчиков горячей воды.

Данные передаются либо в управляющую компании дома (ТСЖ ), либо в местный водоканал (если квартира или частный имеют прямой договор водоснабжения).

В полученной платежке потребитель видит свой расход горячей/холодной воды в кубометрах, действующий тариф на водоснабжение и сумму к оплате.

Расчет платы за воду по нормативу

Норматив – это расчетная величина потребления, сколько (теоретически ) потребляет человек воды для бытовых нужд в месяц. Нормативы на услугу водоснабжения устанавливаются в России региональными органами власти, поэтому в разных городах могут заметно отличаться.

Посмотреть действующий в вашем населенном пункте норматив потребления горячей и холодной воды можно на сайте Государственного информационной системы (ГИС ) ЖКХ в разделе «Реестр нормативов потребления коммунальных услуг» — https://dom.gosuslugi.ru/#!/public-rate-consumption/list.

Эта информация так же доступна на сайте регионального органа тарифного регулирования (в разные регионах они имеют разные названия – комитет по ценам и тарифам, региональная энергетическая комиссия и т.п.)

Читать еще:  Какие действия должна предпринять хозяйка в данной ситуации?

Наконец, данные по размеру нормативов потребления услуги горячего/холодного водоснабжения и водоотведения жильцам по их требованию обязаны предоставлять управляющие компании (и ТСЖ) многоквартирных домов.

Расчет по нормативу производится так: количество лиц, проживающих в квартире (частном доме), умножается на действующих в данном регионе норматив по водоснабжению. Полученный объем потребления умножается на действующий тариф. Получается сумма к оплате за услугу горячего/холодного водоснабжения.

По нормативу плата за воду взимается в следующих случаях:

  • квартира (частный дом) не оборудован прибором учета потребления воды. И если при этом собственник не предоставил справки об отсутствии технической возможности поставить счетчик, то применяется повышающий норматив 1,5.
  • квартира (частный дом) оборудован счетчиков воды, однако его показания не передавались более трех месяцев подряд. В таком случае объем потребленной воды считается по нормативу без повышающего коэффициента
  • квартира (частный дом) оборудован счетчиков воды, однако прибор учета вышел из строя (как вариант – у него закончился срок поверки). В таком случае объем потребления воды, рассчитанный по нормативу, увеличивается на коэффициент 1,5.

Здесь имеет смысл сделать важную оговорку: плата за воду по нормативу рассчитывается исходя из количества жильцов, проживающих в квартире (частном доме) официально. Т.е. временно или постоянно зарегистрированных.

При этом управляющая организация многоквартирного дома имеет право проверить – соответствует ли фактическое количество жильцов количеству официально зарегистрированных? В случае, если по факту в квартире живет людей больше, то коммунальщики имеют право начислять плату за воду исходя из реального количества проживающих, выявленного в ходе проверки.

Если в квартире (частном доме) официально никто не зарегистрирован, то плата за воду по нормативу начисляется исходя из количества собственников жилого помещения.

Плата за воду холодную и горячую

С платежами за холодную воду все относительно просто. Объем потребления устанавливается, как уже говорилось выше, либо по счетчику, либо по нормативу. Эта цифра умножается на действующий тариф. Полученная сумма выставляется потребителю к оплате.

Тарифы на холодную воду можно узнать там же, где и нормативы потребления. А именно – на сайтах региональных тарифных органах, ГИС ЖКХ и в своей управляющей компании. Кроме того, тарифы для населения публикуют так же местные водоканалы.

C расчетом платы за горячую воду ситуация сложнее… Начиная с 2012 года (в разных регионах это случилось в разные годы) жильцам начали выставлять платежки, где за услугу горячего водоснабжения надо платить по так называемому «двухкомпонентному » тарифу. Отдельно оплачивается потребление воды (руб /кубический метр), отдельно – за услугу по ее подогреву (руб /гигакалория).

Расходы воды определяется в таком случае по показаниям счетчика горячей воды. Расходы на подогрев воды рассчитываются исходя из соответствующего норматива – сколько нужно тепла, чтобы подогреть один кубометр воды до нужной (от 60 до 75 С) температуры. Норматив этот не один на все случаи жизни, а разный для разных типов домов. Таким образом учитываются индивидуальные особенности многоквартирного дома (наличие /отсутствие полотенцесушителей, изоляция стояков горячего водоснабжения и т.п.). Подробнее об этом см. пп. 32 и 42 «Правил предоставления коммунальных услуг».

Стоит так же отметить, что двухкомпонентные тарифы на горячую воду внедрены пока далеко не во всех регионах. И даже в тех регионах, где в большинстве домов жильцы платят по двухкомпонентному тарифу, в некоторых многоэтажках плату взимают как и раньше – за кубометры.

Формально говоря, к общему знаменателю ситуация должна прийти с 1 января 2020 года. Именно к этой дате действующее законодательство требует от региональных органов власти утвердить нормативы потребления тепла на подогрев горячей воды. И тогда двухкомпонентные тарифы станет возможным применять во всех российских регионах.

Но как это будет на практике – сложно сказать. По факту окончательно решение о введении двухкомпонентного тарифа на ГВС принимает управляющая организация (ТСЖ или УК) многоквартирного дома.

Плата за услугу водоотведения

Объем услуги по водоотведению рассчитывается как сумма потребления холодной и горячей воды (пятый абзац п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг»). Оплачивается эта услуга по тарифу, который утверждается региональными властями.

Если в квартире стоят счетчики и холодной, и горячей воды, то объем сточных вод равен сумме показаний всех счетчиков воды.

Если в квартире счетчиков нет, то объем стоков равен объему холодной и горячей воды, потребленной в жилом помещении исходя из действующих нормативов. При этом повышающий коэффициент 1,5, о котором речь шла выше, к определению объемов услуги по водоотведению не применяется.

Наконец, важное уточнение – если в квартире вышел из строя хотя бы один из счетчиков (у него, например, вышел срок поверки), то плата за услугу по водоотведению рассчитывается по нормативам.

Плата за воду: перерасчет за время отсутствия

Немаловажный вопрос: можно ли получить перерасчет платы за воду в период, когда в квартире (частном доме) никто не живет?

Ответ такой: такая возможность есть лишь в том случае, если квартира (частный дом, подключенный к водоканалу) не оборудован счетчиками воды и при этом собственник представит документ об отсутствии технической возможности установить счетчик.

Во всех остальных случаях за воду в период отсутствия жильцов придется платить либо по счетчику (если он установлен и исправен), или по нормативу (если счетчика нет, либо он неисправен, либо не переданы показания) (п . 86 «Правил »).

По счетчику или по нормативу?

И в завершение, ответ на часто задаваемый вопрос: как выгоднее платить за воду, по счетчику или по нормативу? Он зависит от того, сколько человек, с одной стороны, фактические проживает в квартире и сколько, с другой, официально зарегистрировано в жилом помещении.

Если живут двое, а прописано четверо, то, конечно выгоднее платить по счетчику. Если, наоборот, прописан один человек, а фактически проживает пятеро, то норматив может оказаться выгоднее. Даже с учетом повышающего коэффициента 1,5, если в квартире нет счетчиков либо у них вышел срок поверки.

Если же счетчик установлен, он исправен и срок его эксплуатации не истек, то перейти на оплату по нормативу можно просто не передавая показания счетчика. В таком случае повышающий коэффициент применяться не будет.

Впрочем, при этом надо помнить, что управляющая компания (или водоканал, если заключен прямой договор водоснабжения) имеет право раз полгода проверять показания счетчика. И собственник обязан допустить представителя УК или водоканала в жилое помещение, чтобы тот проверил состояние счетчика и снял показания. После этого плата за воду будет пересчитана исходя из текущих показаний прибора учета и действующего на данный момент тарифа.

Кроме того, управляющая компания имеет право проверить (с привлечением представителей местных органов внутренних дел) фактическое количество проживающих в квартире (п . 32 е.1 «Правил »). И затем начислять плату по нормативу исходя из выявленного реального количества жильцов.

Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?

Вопрос: можно ли выбрать оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативам, а не по счетчикам, если мне это выгоднее?

Как мне обосновать это желание управляющей компании? Они говорят, что я обязан платить по счетчикам.

Буду очень благодарен за ответ.

К сожалению, напрямую выбрать оплату ЖКУ по нормативам невозможно, как и убедить коммунальщиков в вашем праве на это. Законодательством России об энергосбережении такая схема не предусмотрена.

Читать еще:  Как можно осуществить возврат денежных средств за автомобиль?

Тем не менее есть обстоятельства, при которых вам некоторое время могут начислять квартплату по нормативам, но тариф при этом будет завышенный. А еще коммунальщики могут проверять, сколько человек реально живет в вашей квартире.

Мне такая схема оплаты ЖКУ кажется не очень удобной, ниже я расскажу о возможных рисках.

За ЖКУ действительно нужно платить по счетчикам

В управляющей компании вам говорят, что вы обязаны платить по счетчикам, и это правда.

Собственники квартир в многоквартирных домах должны платить за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Размер платы считают по приборам учета, и только если их нет — по нормативам потребления.

Все энергоресурсы из централизованных сетей должны учитываться по приборам учета — счетчикам. Исключение пока что только в Крыму и Севастополе. Там до 01.01.2021 необязательно иметь счетчики природного газа в домах с газоснабжением. Это не относится к домам, построенным после 27.11.2009. И к вашей ситуации это тоже наверняка не относится.

Во всей остальной России потребление ЖКУ измеряют счетчиками. Если владелец квартиры не установит счетчик самостоятельно, он обязан пустить к себе коммунальщиков, которые установят счетчик и обяжут эту установку оплатить. Счетчики можно оплатить в рассрочку до 5 лет с уплатой процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если счетчик сломался, его украли, у него закончился срок эксплуатации, вы вдруг перестали подавать показания или не пустили проверяющего, то следующие 3 месяца начислять плату будут по среднемесячному объему потребления за предыдущие полгода.

Через 3 месяца плату начнут начислять по нормативу. Посмотрим, насколько это выгодно.

Недостатки оплаты ЖКУ по нормативам

Если в квартире нет счетчиков, плату за коммунальные услуги начисляют по нормативам, а к стоимости ЖКУ применяют повышающий коэффициент 1,5. То есть тариф за свет и воду увеличивается в 1,5 раза.

Долго экономить за счет того, что в квартире живет намного больше людей, чем прописано, не получится. Если коммунальщики это заподозрят, они могут прийти и проверить: составить акт об установлении количества проживающих граждан. Обычно представители коммунальщиков ходят по квартирам в свое рабочее время или вечером. Могут с вашего разрешения зайти в квартиру и посчитать количество людей или спальных мест. Если вы их не пустите, постучат к соседям и спросят о количестве проживающих в вашей квартире.

Акт будет действителен, если его подпишет человек, живущий в вашей квартире, или двое ваших соседей и один представитель УК или ТСЖ. Такой акт коммунальщики отправляют в органы внутренних дел. Участковый может оштрафовать вас и ваших жильцов на 2000–5000 рублей каждого за проживание без регистрации. Не штрафуют родственников и людей, прописанных в этом же регионе.

Участковый в присутствии двоих соседей-понятых составит протокол об административном правонарушении. Коммунальщики с этого же месяца начнут начислять ЖКУ по нормативу и по количеству проживающих, которое указано в протоколе. Даже если соседи по ошибке или злому умыслу написали, что у вас в квартире живет 25 человек. А соседи и правда могут на вас всерьез обидеться, если из-за повышенного расхода воды и света в вашей квартире их заставят слишком много платить за общедомовые нужды.

Если в вашей квартире вообще никто не прописан, получать нулевые квитанции все равно не получится: нормативные начисления будут идти по количеству собственников квартиры.

Прямой административной и уголовной ответственности за отсутствие счетчиков нет: ведь человека нельзя наказать за то, что у него не хватает денег на покупку дорогого прибора учета. Ответственность вводят обычно за факт причинения вреда кому-то , а начисления по нормативам чаще всего с лихвой компенсируют реальные затраты воды в квартире. Если же по общедомовому прибору учета воды или электричества «набегает» слишком много, коммунальщики будут искать «протечку». Например, водоканал может наклеить в квартирах антимагнитные ленты на счетчики холодной воды или прийти с проверкой количества жильцов.

Управляющую компанию могут оштрафовать на 20 000—30 000 рублей за то, что она не заставила вас установить прибор учета в квартире. Штраф для ресурсоснабжающей организации, которая получает с вас деньги за воду, электричество, газ и тепло, намного выше и составляет 100 000—150 000 рублей.

Так что с того момента, как начнутся нормативные начисления, вы попадете под внимание коммунальщиков: им этот штраф платить вообще не хочется.

Что в итоге

Допустим, по счетчикам один человек за месяц тратит 1—2 кубометра горячей воды и 3—4 кубометра холодной воды. Нормативы потребления в Москве — 3,9 и 5,7 кубометров соответственно. С повышенным тарифом это даст почти 6 и 8,5 кубометров на одного человека, то есть в 2—3 раза больше, чем в реальности. Чтобы окупить подобные начисления, у вас вместо 2—3 прописанных людей должно фактически проживать 5—9 человек , и они все должны быть вашими родственниками или иметь регистрацию вашего региона, чтобы не было угрозы административных штрафов.

Если вас не пугают такие дополнительные траты при оплате ЖКУ, вы можете не передавать показания и не менять просроченные счетчики. Тогда через 3 месяца в ваших квитанциях появятся начисления по нормативам.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Должны или нет начислять добавочные кубометры?

Данная статья разъясняет каким образом нужно производить начисления при отсутствии показаний приборов учета согласно правилам предоставления коммунальных услуг:

– с 1 сентября 2012 согласно постановлению правительства РФ №354 в редакциях от 06.05.2011 – 19.03.2013,
– с 1 июня 2013 согласно постановлению правительства РФ №354 в редакциях от 16.04.2013 – 29.06.2016,
– с 1 января 2017 согласно постановлению правительства РФ №354 в редакции от 26.12.2017.

Данные правила указаны в пунктах 59.б, 60 постановления.

1) По среднему или по нормативу?

Период Расчет
С января 2017 Либо по нормативу, либо по фактическому среднемесячному потреблению.

Расчет по среднемесячному потреблению должен быть сделан в следующих двух случаях
при условии, что исходя из фактических показаний возможно рассчитать среднемесячное потребление за период длиной не менее 6 месяцев (или если фактический период работы счетчика от 3 до 5 месяцев, то за этот фактический период работы):

(1) Если показания не предоставлены 1, 2, 3 месяца подряд .

(2) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло не более 3 месяцев для жилых помещений или не более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен.

Расчет по нормативу должен быть сделан в следующих случаях:

(3) Если показания не предоставлены более 3 месяцев подряд .

(4) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло более 3 месяцев для жилых помещений или более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен.

(5) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет менее 3 месяцев.

(6) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет более 3 месяцев, но среднемесячное потребление за период 6 месяцев или более (либо за фактический период работы счетчика, если он менее 6 месяцев) невозможно рассчитать, исходя из имеющихся фактических показаний.

С 1 июня 2013 по декабрь 2016 Либо по нормативу, либо по фактическому среднемесячному потреблению.

Расчет по среднемесячному потреблению должен быть сделан в следующих двух случаях
при условии, что исходя из фактических показаний возможно рассчитать среднемесячное потребление период длиной не менее 6 месяцев (или если фактический период работы счетчика от 3 до 5 месяцев, то за этот фактический период работы):

(1) Если показания не предоставлены 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев подряд .

(2) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло не более 3 месяцев для жилых помещений или не более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен.

Расчет по нормативу должен быть сделан в следующих случаях:

(3) Если показания не предоставлены более 6 месяцев подряд .

(4) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло более 3 месяцев для жилых помещений или более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен.

(5) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет менее 3 месяцев.

(6) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет более 3 месяцев, но среднемесячное потребление за период 6 месяцев или более (либо за фактический период работы счетчика, если он менее 6 месяцев) невозможно рассчитать, исходя из имеющихся фактических показаний.

С 1 сентября 2012 и
до 1 июня 2013
Либо по нормативу, либо по фактическому среднемесячному потреблению.

Расчет по среднемесячному потреблению должен быть сделан в следующих двух случаях
при условии, что исходя из фактических показаний возможно рассчитать среднемесячное потребление период длиной не менее 12 месяцев (или если фактический период работы счетчика от 3 до 11 месяцев, то за этот фактический период работы):

(1) Если показания не предоставлены 1, 2, 3 месяца подряд .

(2) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло не более 3 месяцев для жилых помещений или не более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен.

Расчет по нормативу должен быть сделан в следующих случаях:

(3) Если показания не предоставлены более 3 месяцев подряд .

(4) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло более 3 месяцев для жилых помещений или более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен.

(5) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет менее 3 месяцев.

(6) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет более 3 месяцев, но среднемесячное потребление за период 12 месяцев или более (либо за фактический период работы счетчика, если он менее 12 месяцев) невозможно рассчитать, исходя из имеющихся фактических показаний.

До 1 сентября 2012 По нормативу.

2) Примеры

В таблице ниже приведены примеры расчета с января 2017:

Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

Cebas1 / Depositphotos.com

РСО не вправе начислять плату за тепло по нормативу – в отсутствие ОДПУ, находящегося на поверке более полутора лет, – если в результате такого начисления платежи потребителей-граждан за тепло вырастут сильнее, чем это предусмотрено предельными индексами роста платы за коммунальные услуги.

На это указали суды всех инстанций, рассматривая дело об оспаривании предписания органа ГЖН (Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 г. N 301-ЭС19-19814).

Предписание в адрес теплоснаба было выдано после внеплановой проверки по жалобе на выросшую платежку за ЖКУ. Выяснилось вот что:

  • МКД в свое время был оборудован ОДПУ тепла, жители платили за тепло “по счетчику”, и все были довольны;
  • затем подошел срок поверки отдельных узлов ОДПУ, и счетчик сняли с эксплуатации (часть его узлов отправили на поверку в лабораторию, и функционировать ОДПУ не мог);
  • через полтора года ОДПУ, наконец, вернулся с поверки, был вновь допущен к коммерческой эксплуатации, но примерно еще полгода УК не передавала его показания в теплоснаб;
  • теплоснаб, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, выставлял платежки за теплоэнергию, исходя из норматива потребления;
  • поскольку норматив потребления оказался в данном случае значительно выше, чем “привычный” расход по счетчику, счета за тепло сильно выросли. Что вызвало гнев и возмущение граждан.

Оценив ситуацию, орган ГЖН счел, что виноват в ней именно теплоснаб, – он, конечно, все считал согласно Правилам № 354, однако ему следовало руководствоваться еще и региональными предельными индексами и не допускать, чтобы платежи для жителей – по сравнению с прошлогодними, по счетчику – выросли сильнее, чем это разрешается предельными индексами роста тарифов ЖКХ.

Предписание обязывало теплоснаб пересчитать плату – но не по “среднему”, например потреблению, – а просто таким образом, чтобы начисленная плата не была выше платы, исчисленной с применением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Собственно, правильность расчета платы по нормам Правил № 354 никем не оспаривалась.

Теплоснаб пошел в суд – и проиграл во всех инстанциях:

  • ст. 157.1 Жилищного кодекса предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов;
  • следовательно, довод РСО о том, что в данном случае предельные индексы применяться не должны, поскольку использовались нормы Правил № 354, основаны на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства;
  • в соответствии с пунктом 10 Основ формирования предельных индексов роста цен на коммунальные услуги, применение индексов должно обеспечивать рост вносимой гражданами платы за комуслуги – по отношению к прошлогоднему – не более чем на установленную величину предельного индекса;
  • пунктом 5 упомянутых Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся;
  • аргументы РСО, что спор возник по вине УК, выразившейся в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств;
  • довод о том, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ;
  • утверждение теплоснаба о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг – неправомерно;
  • итак, поскольку размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные указом губернатора, у ГЖН были основания для выдачи оспариваемого предписания.

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра дела.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector