Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 (“Нарушение порядка представления бюджетной отчетности”).

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 “О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности” приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины “недостоверная отчетность”, “существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности”, как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 “Расчеты по прочим платежам в бюджет”;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 “Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам”;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).

Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

  • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
  • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.

Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

Ужесточение административной ответственности за нарушения в бюджетном учете и составлении отчетности

Автор: Павлова С., эксперт журнала

Главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях»). В арбитражной практике имеется немало примеров, когда главный бухгалтер привлекается к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому (см. постановления Ульяновского областного суда от 12.11.2018 по делу № 4А-464/2018, от 01.12.2017 по делу № 4А-442/2017, Хабаровского краевого суда от 18.07.2017 № 4а-521/2017). До недавнего времени при привлечении должностных лиц бюджетных учреждений к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, составлению бухгалтерской отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) внес изменения в КоАП РФ, в частности в положения данной статьи, и теперь в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применяется ст. 15.15.6 КоАП РФ, нормы которой также были скорректированы. О новых размерах административной ответственности и видах нарушений, за которые эти меры ответственности применяются, поговорим ниже.

С какой даты применяются новые размеры административной ответственности?

Федеральный закон № 113-ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.

Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?

До вступления в силу Федерального закона № 113-ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность за нарушения ведения учета должностных лиц в части порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н[1], а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н[2].

В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113-ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность за нарушения ведения учета ст. 15.15.6 КоАП РФ?

Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность бюджетная отчетность:

1) за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности;

2) за нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей:

незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

3) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Каков размер ответственности за непредставление отчетности или ее представление с нарушением сроков?

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ штраф за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Читать еще:  Неисправности винчестера для списания

Каков размер ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности?

Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности,содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

В отношении этого вида нарушения ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены как виды нарушений, относимых к этой категории при достижении определенных числовых показателей искажения отчетности и занижения сумм налогов, так и действия должностных лиц, которые вне зависимости от числового размера отношения показателя от нормы квалифицируются как данный вид нарушения. К такому виду нарушений относятся:

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Более чем на 10 %;

не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кроме того, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо под грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ниже отразим штрафы, применяемые за рассмотренными нами выше виды нарушений требований к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (см. п. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ):

Виды нарушений

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей…

Грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности

…незначительное искажение бухгалтерской отчетности

…значительное искажение бухгалтерской отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

В каких случаях административная ответственность не применяется?

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113-ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность бюджетная отчетность за искажение показателей отчетности не применяется:

к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Предусматривает ли ст. 15.15.6 КоАП РФ случаи, когда должностное лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности?

Согласно положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального закона № 113-ФЗ, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);

после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6, ошибок в отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут – читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Читать еще:  Жалоба на учителя за занижение оценок образец

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Ужесточение административной ответственности за нарушения в бюджетном учете и составлении отчетности

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях»). В арбитражной практике имеется немало примеров, когда главный бухгалтер привлекается к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому (см. постановления Ульяновского областного суда от 12.11.2018 по делу № 4А-464/2018, от 01.12.2017 по делу № 4А-442/2017, Хабаровского краевого суда от 18.07.2017 № 4а-521/2017). До недавнего времени при привлечении должностных лиц бюджетных учреждений к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, составлению бухгалтерской отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.2019 № 113‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 113‑ФЗ) внес изменения в КоАП РФ, в частности в положения данной статьи, и теперь в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применяется ст. 15.15.6 КоАП РФ, нормы которой также были скорректированы. О новых размерах административной ответственности и видах нарушений, за которые эти меры ответственности применяются, поговорим ниже.

С какой даты применяются новые размеры административной ответственности?

Федеральный закон № 113‑ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.

Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?

До вступления в силу Федерального закона № 113‑ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность за нарушения ведения учета должностных лиц в части порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н [1] , а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н [2] .

В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113‑ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность за нарушения ведения учета ст. 15.15.6 КоАП РФ?

Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность бюджетная отчетность:

1) за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности;

2) за нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей:

  • незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;
  • значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

3) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Каков размер ответственности
за непредставление отчетности
или ее представление с нарушением сроков?

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ штраф за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Каков размер ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности?

Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности,содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

В отношении этого вида нарушения ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены как виды нарушений, относимых к этой категории при достижении определенных числовых показателей искажения отчетности и занижения сумм налогов, так и действия должностных лиц, которые вне зависимости от числового размера отношения показателя от нормы квалифицируются как данный вид нарушения. К такому виду нарушений относятся:

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Более чем на 10 %;

не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кроме того, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо под грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

  • включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
  • регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ниже отразим штрафы, применяемые за рассмотренными нами выше виды нарушений требований к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (см. п. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ):

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей…

Грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности

…незначительное искажение бухгалтерской отчетности

…значительное искажение бухгалтерской отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

В каких случаях административная ответственность не применяется?

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность бюджетная отчетность за искажение показателей отчетности не применяется:

  • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;
  • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Предусматривает ли ст. 15.15.6 КоАП РФ случаи, когда должностное лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности?

Согласно положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);
  • после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6, ошибок в отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.
Читать еще:  Как написать коллективную жалобу в прокуратуру образец

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Бюджетная отчетность – важнейший документ, который формируется на основании информации из главной книги, регистров учета. Отображает информацию об имущественном и финансовом положении фирмы, об итогах ее деятельности. В рассматриваемом документе могут быть допущены искажения. За них на руководителя накладывается административная ответственность. Столь серьезная мера наказания связана с тем, что ошибки в бюджетной отчетности могут привести к принятию неверных решений.

Разновидности искажений бюджетной отчетности

Искажение бюджетной отчетности предполагает наличие ошибок в документе. Из-за них ранее объективная информация о состоянии компании перестает быть таковой. Различают следующие виды искажений:

  • Преднамеренное (сделанное в корыстных целях) и непреднамеренное. Последняя форма искажений может возникнуть вследствие различных ошибок, неверного отражения данных.
  • Существенные и несущественные. В первом случае ошибочные сведения могут привести к тому, что специалисты примут неверное решение или сделают неправильные выводы. Несущественные искажения никак не влияют на принятие решений.
  • Случайные и систематические. Первые предполагают однократное совершение операции и однократное отражение ее в бухучете, вторые – регулярное проведение процедуры и ее системное отражение.

Любые ошибки вне зависимости от уровня их существенности нужно исправлять.

Распространенные искажения

Рассмотрим наиболее распространенные искажения преднамеренного характера:

  • Манипуляция учетными записями. Сотрудник намеренно применяет ошибочные проводки или сторно для искажения отчетности.
  • Фальсификация бухгалтерских записей. При внесении данных в учет специалист пользуются подложной документацией.
  • Удаление итогов хозяйственной операции. Для уничтожения используется сторно.
  • Неполное отражение информации в учете. Неполное отражение сведений также является ошибкой.
  • Операции нетипичного характера. Предполагают отражение излишних или чрезмерных платежей.

Также в бюджетной отчетности могут быть допущены следующие ошибки:

  • В отчетности не отражены задолженности, которые есть у фирмы.
  • Имеются неоприходованные излишки материальных ценностей.
  • На балансе не отражено имущество, которое требуется для нужд компании.

Все приведенные искажения подразумевают наложение ответственности. При наличии серьезных ошибок возможна не только административная, но и уголовная ответственность.

Сокрытие кредиторской задолженности

За кредиторской задолженностью следят и внешние, и внутренние контролирующие органы. По этой причине скрывать долги не рекомендуется. Очень высока вероятность обнаружения этого правонарушения. Ревизоры выявляют кредиторку путем сверки сведений бюджетного учета с данными из платежных документов, регистров. Если обнаружатся расхождения, признается наличие искажения. Следующий шаг – определение умышленности допущения ошибки.

Как не допустить наложения административной ответственности? Бухгалтеру нужно сверить значения по субсчетам 302 (11-13, 62-63) с данными расчетных листов, платежных ведомостей, первичной документации. В процессе проверки контролирующие органы потребуют акты сверки взаиморасчетов, итоги обязательной инвентаризации.

ВАЖНО! Если бухгалтер допустил принятие обязательств по бюджету сверх установленных лимитов, он привлекается к ответственности сразу по двум статьям: 15.15.6 и 15.1510 КоАП РФ.

Нормативное регулирование правонарушения

Сотрудники и руководители компании несут ответственность за следующие ситуации:

  • Искажения отчетности умышленного и неумышленного характера.
  • Не приняты меры по профилактике ошибок.
  • Не приняты меры по устранению последствий ошибок.

Закон достаточно строг. Административное наказание ждет руководителя даже в том случае, если допущено искажение всего одного показателя.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенное искажение – это несоответствие сведений из отчетных форм и главной книги. Расхождения, как правило, выявляются в ходе контрольных мероприятий. В данном случае на должностных лиц накладывается ответственность на основании статьи 15.15.6 КоАП РФ. Рассмотрим конкретные примеры судебной практики:

  • Руководитель казенного субъекта привлечен к ответственности на основании того, что данные баланса и отчета не соответствуют информации, приведенной в главной книге. Подобные расхождения противоречат части 3 статьи 264.1 БК РФ. Руководитель пытался оспорить наличие умысла при совершении правонарушения, однако его доводы были опровергнуты. Соответствующее решение приведено в Постановлении Ивановского суда от 31 августа 2016 года.
  • В бюджетной отчетности неправильно приведена сумма кредиторского долга, не учтен аванс, направленный контрагенту. В ходе судебного заседания была доказана умышленность действий, а потому состав правонарушения сформирован на основании статьи 15.16 КоАП РФ. Решение по делу принимал Смоленский областной суд.

Лицо, на которое наложена ответственность, имеет право оспорить вердикт суда. Однако для оспаривания нужно подготовить аргументы. Как показывает судебная практика, фирмы обычно пытаются доказать малозначительность выявленного искажения. В статье 2.9 КоАП РФ указано, что суд может освободить руководителя от ответственности в случае, если удалось доказать малозначительность ошибки. Правонарушитель получает лишь устное замечание. Малозначительным считается искажение, в котором есть признаки правонарушения, но последствия ошибки минимальны. Малозначительным искажение не делают эти факторы:

  • Имущественное состояние фирмы.
  • Добровольное устранение ошибки.
  • Возмещение ущерба, если он был нанесен.

Однако эти факторы на основании частей 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ принимаются во внимание при назначении наказания. То есть если они имеют место, степень ответственности может быть уменьшена.

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Если контролирующие органы выявят искажения, правонарушению присваивается статья 15.15.6 КоАП РФ. Однако ее присвоение не обязательно свидетельствует о назначении административного наказания. Ответственность накладывается в зависимости от существенности ошибки. Административное наказание на основании статьи 15.15.6 КоАП устанавливается в следующих случаях:

  • Отчетность или не предоставлена вовсе, или предоставлена с нарушением сроков.
  • Существенное искажение фактов хозяйственной деятельности, что повлекло за собой принятие неверных решений.

На правонарушителя накладывается ответственность в размере 10 до 30 тысяч рублей.

К СВЕДЕНИЮ! 7 июня 2017 года был принят ФЗ №118, на основании которого статья 15.15.6 КоАП РФ начала распространяться на случаи неверного оформления документов и предоставления неправильной информации.

ВНИМАНИЕ! В 2016 году был внесен законопроект, увеличивающий степень ответственности за правонарушения в сфере бюджетного законодательства. В частности, отчетность считается недостоверной, если любое значение искажено более чем на 10%. Если допущен рассматриваемый уровень искажений, руководитель привлекается к административной ответственности.

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность:

  • за непредставление или представление с нарушением сроков, определенных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности;
  • за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Совершение таких деяний влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Статья 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступление каких-либо последствий, а устанавливает только сам факт представления недостоверной отчетности, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.2017 № 02-09-06/40875). * * * В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы:

  • за несоответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм, а также за несоответствие показателей главной книги и отчетных бухгалтерских форм должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности

Новые штрафы за нарушения по отчетности учреждений Внимание Чтобы КФХ носило юридически значимый статус, оно должно быть обязательно зарегистрировано в государственных контролирующих органах, а также должен быть избран глава КФХ, отвечающий за его деятельность. При этом в КФХ могут входить граждане РФ, владеющие определенным имуществом и осуществляющие производственные или хозяйственные операции в коммерческих целях, а глава является его руководителем. На его имя регистрируется крестьянско-фермерское хозяйство, название которого будет звучать как ИП ГКФХ ФИО, что свидетельствует о том, что оно обладает характеристиками, приближенными к индивидуальному предпринимательству, нежели к другим организационно-правовым формам.

Отчетность и ответственность получателя поддержки

Примерами данного нарушения являются, в частности:

  • неотражение в отчетности имеющихся у учреждения задолженностей;
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей;
  • неотражение на балансе используемого для нужд учреждения имущества;
  • составление и представление отчетности не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности ЕСХН Используется ставка 6% — единый сельхоз. налог; — страховые взносы в государственные фонды Особенности налогообложения для фермеров Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство имеет определенные особенности в плане осуществления хозяйственной деятельности, его налогообложение также отличается индивидуальными характеристиками.

Новые штрафы за нарушения по отчетности учреждений

Протоколы

Налогообложение КФХ: основные моменты Поскольку объектом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является сельское хозяйство и ее продукция, налог фермерам имеет некоторую специфичность по сравнению с промышленными или торговыми предприятиями. При этом фермеры могут применять одну из трех форм налогообложения, а именно:

  1. общую;
  2. упрощенную;
  3. единый сельскохозяйственный налог

Если две первые системы наиболее знакомы для юридических лиц и предпринимателей, то с последней сталкиваются не так часто, а потому следует рассказать о ней более подробно, а также напомнить и о других.Система Особенности Налоги Общая Представляет собой систему налогов, которые уплачивает в бюджет государства индивидуальный предприниматель. В первые пять лет своей деятельности КФХ имеет право не платить НДФЛ.

Налогообложение средств финансовой помощи для кфх

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/ Какая ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? На этот и другие вопросы ответила специалист журнала. Какая административная ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? Можно ли признать выявленные нарушения малозначительными и избежать ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ? Каковы примеры нарушений при составлении отчетности, за которые должностное лицо учреждения привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

An error occurred.

НДФЛ и налога на прибыль. Порядок и особенности расчета налога фермерам

  • Если КФХ использует упрощенную систему налогообложения, оно обязано подавать декларацию по УСН, а также книгу учета доходов и расходов, если налоговые органы потребуют ее представить.
  • ЕСХН предполагает представление в налоговые органы декларации по ЕСХН, книги учета доходов и расходов, а в ПФР — РСВ-2. Читайте также статью: → «Применение ЕСХН для КФХ: пример расчета, сроки уплаты».

Ответственность за нарушение налогового законодательства Ответственность за представление отчетности и уплату налогов и взносов несет глава КФХ, а потому он лично отвечает за то, чтобы все нормы законодательства были соблюдены точно и своевременно.Если же КФХ опоздает со сдачей отчетности или уплатой необходимых платежей, на налог фермерам налагаются административные санкции в виде штрафов и пени.
Ответственность и отчетность получателя Гранта и Помощи При успешном прохождении конкурсного отбора, заявитель получает по почте письмом с уведомлением сертификат и проект Соглашения о предоставлении Гранта и (или) Помощи (далее — Соглашение). Типовая форма Соглашения приводится в Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае изменения суммы Гранта и (или) Помощи, указанной в Плане расходов при подаче заявки, получатель Гранта и (или) Помощи представляет в Министерство План расходов на сумму, утвержденную приказом Министерства.
В течение 10 рабочих дней с момента получения сертификата заявитель обязан заключить Соглашение с Министерством.
Московской области и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления Гранта;

  • порядок приостановления предоставления средств Гранта в случае нарушения условий, установленных Соглашением и действующим законодательством РФ;
  • обязанность вернуть средства Гранта получателем поддержки в бюджет Московской области при нарушении условий, установленных Соглашением и действующим законодательством РФ.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства раз в полгода не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представляет в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области отчет о целевом расходовании Гранта с приложением документов, подтверждающих его целевое расходование, по перечню, утвержденному Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector