Основания проведения технической инвентаризации
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Основания проведения технической инвентаризации

Приложение. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 в настоящее Положение внесены изменения

Положение
об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921)

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

ГАРАНТ:

См. порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости” к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N 577

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

2. Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

ГАРАНТ:

О лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о технической инвентаризации и государственном техническом учете объектов капитального строительства см. письмо Минэкономразвития России от 14 октября 2009 г. N Д23-3379

7. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее – Единый государственный реестр).

ГАРАНТ:

См. Основные требования к методическим указаниям о специальном порядке проведения технической инвентаризации и государственного технического учета объектов недвижимости федерального железнодорожного транспорта, утвержденные приказом МПС РФ и Госстроя РФ от 5 августа 2002 г. N 33/168

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644 пункт 8 настоящего Положения изложен в новой редакции

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 11 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 12 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 13 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 15 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

Читать еще:  Мастер в типографии должностная инструкция

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 17 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Теоретическая часть. Цели, задачи и основания проведения технической инвентаризации

Цели, задачи и порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации

Цели и органы осуществляющие государственный технический учет и техническую инвентаризацию.

Основными целями государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности являются совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации.

Государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для системе учета.

Задачи государственного технического учета и технической инвентаризации.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности являются:

  • а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
  • б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении;
  • в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
  • г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • д) сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета.

Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации.

Объектами градостроительной деятельности, подлежащими государственному техническому учету и технической инвентаризации (далее именуются – объекты учета), являются:

  • а) объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
  • б) самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
  • в) объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
  • г) бесхозяйные объекты.

Уполномоченный орган государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности осуществляет:

  • а) разработку основ федеральной политики в области государственного технического учета и технической инвентаризации;
  • б) разработку и утверждение в установленном порядке правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее именуется – Единый государственный реестр), проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов учета, формирования и хранения архивных фондов технической инвентаризации, предоставления сведений (документов) об объектах учета, а также иных нормативных правовых, методических и инструктивных актов, форм учетной документации в указанной сфере;
  • в) назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации;
  • г) аккредитацию уполномоченных организаций технической инвентаризации;
  • д) организационно-методическое руководство деятельностью по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации.

Государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Государственным комитетом РК по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую.

Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра.

Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Техническая инвентаризация объектов учета, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, может проводиться по заявлению любого из собственников.

Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством РК государственной регистрации.

Проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РК. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.

Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством РК. Сведения об объектах учета, полученные от уполномоченных организаций технической инвентаризации, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.

Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда РК и являются федеральной собственностью. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах. Уполномоченные организации технической инвентаризации предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах учета, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.

Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством РК ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

1. “Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения” (приняты Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991)

1. Цели, задачи и основания проведения технической инвентаризации

1. Цели, задачи и основания проведения
технической инвентаризации

1.1. В порядке, устанавливаемом данными Рекомендациями, технической инвентаризации подлежат здания административного, бытового, лечебного, оздоровительного, спортивного, культового и другого назначения, подпадающие под общепринятые понятия “гражданские здания” или “объекты соцкультбыта”.

Инвентаризация жилищного фонда производится в соответствии с инструкциями, утверждаемыми Госкомстатом СССР.

Отнесение конкретного объекта к тому или иному классу зданий производится в соответствии с “Типовой классификацией основных фондов (основных средств) народного хозяйства СССР”, утвержденной ЦСУ СССР 30 апреля 1970 г.

1.2. Техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.

Техническая инвентаризация и регистрация зданий гражданского назначения проводится на основе решений:

Совета Министров СССР, союзных и автономных республик;

исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов (по объектам, расположенным на подведомственной им территории);

министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, (по основным фондам, находящимся в их ведении);

предприятий, организаций, учреждений и других владельцев (по зданиям, находящимся в их владении).

Проведение технической инвентаризации зданий по решению органов государственного управления носит обязательный (принудительный) характер.

Цель технической инвентаризации устанавливает орган, принявший решение об ее проведении.

1.3. Проведение технической инвентаризации зданий гражданского назначения регламентировано следующими законодательными, правительственными и ведомственными актами:

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (ст. 13), Законом СССР “О предприятиях в СССР” (ст. 32), Жилищным кодексом РСФСР (ст. 12, ст. 13, ст. 14, ст. 15, ст. 25);

Постановлениями Совета Министров СССР от 7 апреля 1969 г. N 252 “О переоценке основных фондов и об уточнении действующих норм амортизационных отчислений” и от 2 октября 1981 г. N 961 “О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам”;

Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. N 136 “О порядке государственного учета жилищного фонда”;

Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 (п. 32а “Положения”);

Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, введенными письмом Минфина СССР от 30 декабря 1982 г. N 179.

1.4. При планировании и проведении инвентарно-технических работ заказчики работ (местные Советы народных депутатов, предприятия, граждане) и исполнители (специализированные бюро технической инвентаризации, далее – БТИ) должны учитывать возможность многоцелевого использования инвентаризационно-технической документации, в том числе:

в капитальном строительстве – для разработки схем районной планировки, сравнения вариантов застройки по критерию стоимости сносимых строений, разработки проектов вскрытия котлованов, планирования воспроизводства жилищного фонда, контроля качества вводимых в эксплуатацию зданий, контроля качества строительной исполнительной документации;

в финансовой системе – для взимания земельной ренты, определения размера налогов на строения, государственного обязательного страхования, расчетов компенсации за сносимые строения, исчисления госпошлины при свершении сделок;

в социальной сфере – для выдачи гражданам разрешений на строительство жилых домов и служебных строений, определения уровня благоустройства населенных пунктов и строений, учета и распределения жилых и нежилых зданий и помещений, установления фактов самовольного строительства, определения границ землевладений, расчетов рыночных запасов топлива для населения, выдачи разрешений на продажу домов и строений, исчисления размеров квартплаты и арендных платежей, определения пригодности зданий для использования по тому или иному назначению;

в жилищно-коммунальном хозяйстве – для планирования работ по капитальному ремонту, разработки проектов и смет на реконструкцию и ремонт, определения стоимости основных фондов и их фактического износа.

1.5. Предметом технической инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства является строительная продукция на стадии распределения или эксплуатации (принимаемые, принятые или эксплуатируемые здания, сооружения и передаточные устройства).

Незавершенное производство, а также передвижные и временные строения предметом технической инвентаризации не являются.

Единицей учета и наблюдения является инвентарный объект.

1.6. В ходе технической инвентаризации конкретного инвентарного объекта комплексно или частично решаются следующие задачи:

выявляется и определяется основное строение (главная вещь), образующее инвентарный объект и определяющее его назначение;

выявляются и определяются вспомогательные служебные строения и сооружения (принадлежности), входящие в состав инвентарного объекта;

выявляется дата начала эксплуатации объектов;

замеряется в натуре и графически фиксируется плановое положение основного строения, служебных строений, сооружений и передаточных устройств;

Читать еще:  Как делать отчисления на пенсию самому в казахстане

замеряются в натуре и графически фиксируются конструктивные и функциональные части основного строения;

определяется техническое состояние и физический износ инвентарного объекта и его частей;

рассчитываются технические показатели, необходимые для учета и составления государственной статистической отчетности;

определяется восстановительная и действительная стоимость инвентарного объекта и его конструктивных частей;

уточняется первоначальная и остаточная стоимость;

регистрируются документы, устанавливающие владельцев инвентарного объекта;

формируется инвентарное дело на каждый инвентарный объект, организуется информационное обслуживание органов управления и владельцев.

Что такое технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости

Техническая инвентаризация объектов недвижимости – это целевое обследование объекта недвижимости, которое может проводиться с целью постановки объекта на учет, для получения технического паспорта, при смене назначения собственности (с жилой в нежилую, и наоборот), для внесения дома в список аварийного/ветхого жилья. При технической инвентаризации изучается состояние объекта, делаются его замеры, анализируется порядок эксплуатации и влияние целевого использования на общее состояние, и безопасность сооружения.

Общие сведения

Инициировать проведение технической инвентаризации может сам собственник жилья, который хочет, например, продать недвижимость или желает достроить/реконструировать объект. Второе основание для осуществления проверки – предписание государственных/муниципальных органов власти. Как правило, инвентаризация проводится с установленной периодичностью или же обязательна при выявлении сильных разрушений дома, стихийных бедствиях, несчастных случаях.

Третье основание, когда инвентаризация обязательна, – сдача новой постройки в эксплуатацию. Специалисты в этом случае анализируют качество проведенных работ, проверяют использованные материалы и их надежность. Задача проверки – подтвердить, что в дом можно заселяться, и он не несет угрозы жизни/здоровью жильцов.

Необязательно проводить проверку только полностью готового объекта. Согласно, основам технической инвентаризации объектов недвижимости, допускается изучение объектов незавершенного строительства, отдельных частей дома, проложенных коммуникаций, частных сооружений. В зависимости от того, какая проверка осуществляется, по завершению работ готовятся следующие документы:

  • поэтажный план;
  • план технической инвентаризации;
  • справка о выборе категории объекта;
  • заключение ТЭП (технические и экономические показатели).

Работы проводятся специалистами имеющими лицензию (если это частная компания) или же, занимающими конкретные должности в муниципалитете.

При проверке используется точное оборудование, которое позволяет всецело измерить и оценить качество:

  1. стен;
  2. перекрытия;
  3. фундамента;
  4. перегородок;
  5. окон;
  6. дверей;
  7. крыш;
  8. придомовых построек.

При незаконном строительстве, то есть возведении частного дома без получения предварительного разрешения архитектурного отдела города, а также без подготовки проекта, инвентаризация также должна быть проведена. Готовится технический паспорт, на основании которого собственник может узаконить постройку. Без технического паспорта узаконивание невозможно.

Виды технических проверок

С целью всестороннего и максимально точного изучения недвижимости, к проверке привлекается не один специалист, а комплексная комиссия, которая начинает работы с подготовки описи собственности. А затем уже осуществляется проверка имущества.

Инвентаризация позволяет контролирующим органам обновить базу сведений, внести актуальные данные (которые затем отображаются в ЕГРН и доступны для ознакомления потенциальным покупателям имущества), но главная задача – своевременное выявление нарушений, несущих опасность для жизни и здоровья человека.

Всего предусмотрено три вида проверок:

Первичная

Необходима при обследовании только новых объектов. Это касается как объектов частного строительства, так и возведения многоэтажных новостроек. Задача специалиста на этой стадии – провести замеры каждого помещения дома, проверить качество выполняемых работ, подтвердить соответствие требованиям пожарной безопасности. По результатам готовится технический паспорт, на основании которого дом может быть передан в целевую эксплуатацию.

Плановая

Согласно действующему законодательству, плановое исследование объекта недвижимости должно осуществляться каждые пять лет. Это делается для установления следующих обстоятельств:

  1. возникновение новых построек на конкретном участке земли (или наоборот, снос ранее присутствующих зданий);
  2. подтверждение соответствия фактических характеристик составленному паспорту;
  3. подтверждение отсутствия разрушений, изменений, опасных для жизни человека;
  4. обновление действующей базы данных бюро технической инвентаризации;
  5. изменение технических паспортов на дома с учетом фактических изменений.

При выявлении нарушений, собственнику придется оплатить штраф, но игнорировать проверку не следует, поскольку это единственный способ своевременно установить и исправить нарушения.

Внеплановая

Как уже отмечалось выше, инициировать проверку объекта может сам владелец собственности, который не следует плану, предусмотренному отделом технической инвентаризации населенного пункта. После получения обращения от владельца (физического, юридического лица) специалисты обязаны отреагировать и отправиться на место проведения осмотра.

Внеплановая инвентаризация целесообразна при следующих обстоятельствах:

  • перепланировка;
  • реконструкция недвижимости;
  • частичная пристройка;
  • снос части объектов;
  • здание пострадало от катастрофы, несчастного случая, стихийного бедствия (с целью оценки его дальнейшей безопасности).

Также внеплановая проверка проводится в случае, когда владелец желает изменить целевое назначение недвижимости. Это может быть смена жилых квартир и переоборудование под коммерческий офис. Или, наоборот, из промышленного дома был переоборудован жилой объект.

Какие объекты могут проверяться

Такой вид проверки осуществим только в отношении недвижимости, то есть стационарных объектов, которые привязаны к конкретному земельному участку, и не могут быть перемещены без нарушения целостности здания.

Все сооружения делятся на виды, в зависимости от основных характеристик, особенностей эксплуатации. На основании проверки дому присваивается юридический статус и происходит постановка на учет. При этом сооружение должно иметь следующие документы:

  • кадастровый номер (присваивается при постановке на учет);
  • технический паспорт;
  • инженерный план (графический с пояснениями).

Алгоритм проведения исследования

Независимо от вида технической инвентаризации, она проводится в несколько важных стадий. А именно:

  1. Подготовительные работы. На этом этапе документально оформляются основания для проверки, заводится отдельное инвентаризационное дело, назначается ответственный работник. Также согласовывается дата проведения обследования по месту расположения объекта.
  2. Выезд инженера на объект с целью выполнения замеров собственности. При себе специалист имеет несколько измерительных приборов, которые позволяют правильно измерить даже площадь непропорциональных объектов.
  3. Техническое исследование, включающее анализ качества использованных материалов, проверку пожарной безопасности. Отдельное внимание уделяется несущим конструкциям, которые должны быть надежными и расположенными так, чтобы качественно поддерживать кровлю.
  4. Сверка правоустанавливающих бумаг. Во внимание принимается не только выписка из ЕГРН, подтверждающая права собственности на текущую недвижимость, но также проектная документация.
  5. Документальная фиксация результатов проверки. Пребывая на месте, специалист готовит предварительный чертеж, а также делает важные замеры, необходимые для будущих расчетов. Затем чертеж оформляется на чистовом листе, делаются пояснительные отметки. На другой странице делаются расчеты, которые также пишутся с обозначениями сокращений.
  6. Составление кадастрового паспорта.
  7. Оформление инвентаризационного дела.

Все документы готовятся в двух экземплярах. Одна папка с бумагами передается собственнику объекта, то есть фактическому заказчику. Вторая – остается в бюро технической инвентаризации.

При проверке допускается наличие незначительных отличий между проектом и реальными характеристиками сооружения. Это связано с тем, что числительное оборудование может работать с погрешностями, то есть каждый специалист использует свои приборы, для которых техническими документами установлены свои особенности эксплуатации и работы.

Заканчивается процедура подготовкой Акта приема-передачи здания и документов, на этой стадии собственник недвижимости обязан проверить нарисованный проект и оформленные документы. При выявлении значительных отличий и нарушений, предстоит отказаться от получения документации и указать на замечания в Акте приема.

Необходимая документация

Еще одна проблема, с которой сталкиваются пользователи, недостаточная осведомленность в том, какие бумаги должны быть составлены по завершению обследования.

Так, обязательно в папке должны находиться следующие документы:

  • книга описи;
  • инвентаризационная карточка;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • технические справки.

У каждого объекта недвижимости обязательно должен быть свой паспорт, который оформляется специалистами бюро технической инвентаризации.

Для оформления и получения документов собственнику недвижимости предстоит обратиться с собственноручным заявлением в локальное отделение БТИ. Далее, согласно графику, специалист прибывает на место проверки, делает практические замеры, готовит документы. После оплаты государственной пошлины, человек получает готовый паспорт. На этой стадии необходимо помнить о том, что паспорт готовится на земельный участок, где отображаются все расположенные объекты недвижимости.

Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимости

Инвентаризация – выявление объектов недвижимого имущества и оформление полученных результатов в соответствии с требованиями, установленными законом. Процедура может проводиться в отношении любых объектов недвижимости, независимо от титульного владельца. В статье расскажем, как проводится техническая инвентаризация объектов недвижимости, какие документы оформляются.

Виды технической инвентаризации

Различают три вида инвентаризации:

Вид Время проведения
Первичная Требуется только в отношении новых объектов либо тех, для которых такая процедура по каким-то причинам не проводилась, и они не включены в соответствующий реестр.
Внеплановая Производится после перепланировки или переустройства, а также при реконструкции здания, строительстве дополнительных помещений или сооружений, демонтажа каких-либо частей. Требуется перед заключением сделки по отчуждению прав на недвижимое имущество.
Плановая Осуществляется каждые 5 лет для выявления расхождений. Такой срок был выбран неслучайно. Согласно статистике именно по истечении указанного промежутка времени вносятся изменения. Читайте также статью: → “Виды инвентаризации в бухгалтерскому учете».

Основания и цели проведения инвентаризации

Технический контроль недвижимости преследует такие цели:

  • выявление полной, объективной и достоверной информации об объекте недвижимости. Такие сведения нужны не только государственным органам, но и владельцам;
  • создание единой базы данных, включающей всю недвижимость. Данная цель направлена на систематизацию сведений, а также усовершенствование планировки местности;
  • сбор и передача данных в органы статистического учета;
  • проверка полноты и достоверности сведений, необходимых для правильного исчисления налога на имущество;
  • сбор и передача сведений регистрационным органам.

Процедура важна в связи с тем, что полученные данные используются в работе иных служб и ведомств, на их основе рассчитывается налог, определяется амортизация, осуществляется страхование, а также устанавливается размер иных платежей. Проверка объекта недвижимости проводится в нескольких случаях:

  • возведение нового объекта;
  • капитальный ремонт здания;
  • в отношении неоконченного строительством объекта при оформлении прав на него;
  • совершение юридически значимых действий, объектом которых является недвижимое имущество. К ним относится выдел доли в общей собственности, ее отчуждение, слиянии и иные операции.

Инициатором инвентаризации выступает собственник строения или помещения. Государственные органы подают заявки в установленном порядке, граждане составляют заявление, лично явившись в территориальный отдел или многофункциональный центр.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Объекты недвижимости, подлежащие инвентаризации

Инвентаризация может проводиться только в отношении объекта недвижимости как самостоятельной учетной единицы, обладающей автономной характеристикой и соответствующим правовым статусом. Здание или помещение относится к таковым в том случае, если они имеют технический паспорт, план и экспликацию, а также кадастровый номер.

Иногда за единицу учета принимаются комплексы, включающие в себя несколько объектов недвижимости. В таком случае они вносятся в перечень, а иные дополнительные помещения рассматриваются в качестве вспомогательных характеристик. Различные элементы или помещения, находящиеся в здании, также не являются отдельными объектами, как и те строения, которые не подпадают под определение капитального сооружения. Все они принимаются как характеристика главного сооружения.

Инвентаризация проводится в отношении всех объектов недвижимости как жилого, так и производственного или иного назначения.

К жилым объектам относятся многоэтажные и индивидуальные дома, общежития. Среди нежилых строений можно выделить здания, имеющие административное или общественное назначение, гаражи, дачи и иные постройки. Если строение было возведено в отсутствие оформленного должным образом разрешения на строительство, то инвентаризация также может быть проведена, поскольку наличие этого документа не влияет на результат технической проверки объекта недвижимости.

Читать еще:  Образец письма о возврате товара с истекающим сроком годности между юридическими лицами

Кроме того, инвентаризация может проводиться в отношении гидротехнических объектов (платины, пруды, причалы), линейных сооружений (газовые скважины, электросети, электростанции, подстанции), транспортных объектов (железные и автомобильные дороги), культурных, включая религиозные строения. Читайте также статью: → “Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов: в строительстве и на производстве, порядок проведения, проводки, приказ».

Ответственные субъекты для проведения инвентаризации

Инвентаризация находится в ведомости бюро технической инвентаризации. Данное учреждение имеет разветвленную структуру территориальных подразделений, за каждым из которых закреплены определенные районы административной единицы. Архивы БТИ хранят техническую информацию обо всех объектах недвижимости.

Среди полномочий БТИ числится проведение инвентаризации по заявлению собственника объекта за установленную законом плату.

В своей деятельности бюро и его территориальные подразделения взаимодействуют с иными службами и ведомствами. Среди них: Росреестр, ЖКХ, ЖЭУ, отделы, курирующие градостроительство, местные администрации, комитеты по землеустройству.

Порядок проведения инвентаризации

Проверка сооружения осуществляется сотрудниками БТИ. Процедура имеет несколько этапов.

  1. Оформление заявки на проведение инвентаризации. Оставить заявку могут, как физические лица или организации – собственники объектов недвижимости, так и государственные органы.
  2. Создание комиссии, предназначенной для исследования сооружения. Читайте также статью: → “Как и кем проводится инвентаризация на предприятии ООО в 2020».
  3. Непосредственное исследование объекта недвижимости. Для реализации этой задачи сотрудники БТИ выезжают по адресу, указанному в заявке, и проводят осмотр, выполняют замеры и иные необходимые работы, фиксируя выявленные данные в перечне. На основании полученных сведений впоследствии составляется акт и дается заключение.
  4. Конечный этап инвентаризации – составление и выдача технического паспорта помещения или иного требуемого документа.

Условно все действия, проводимые в рамках инвентаризации можно разделить на работу на местности, предполагающую выезд специалистов на объект, и проведение осмотра и замеров и камеральную, когда полученные данные анализируются, и на их основе составляется документация. Все сведения, полученные в результате осмотра помещения и выполненных замеров, заносятся в электронную базу и передаются соответствующим ведомствам и службам.

Инвентаризация объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводится на основании заявки соответствующего органа. Сотрудники БТИ проводят сверку объектов под надзором местных администраций, на территории которых располагается недвижимость. Выявив объекты, входящие в перечень, проводится х обход, на основании которого составляется документ, содержащий характеристики строений.

Физическое лицо может заказать проведение инвентаризации и получение нужного ему документа, обратившись лично в территориальные подразделения БТИ или многофункциональный центр.

Оформление результатов инвентаризации

Чаще всего инвентаризация проводится с целью оформления технического паспорта. Форма, состав сведений, подлежащих отражению, определяется приказом Министерства экономического развития и торговли РФ. Сведения, включаемые в технический паспорт объекта недвижимости:

  • площадь и объем объекта. Нежилая часть и дополнительные пристройки также учитываются и отражаются документально;
  • качественные характеристики: вид недвижимости, ее назначение, состояние отдельных элементов, таких как фундамент, крыша, стены, иные конструкции, имеющие важное значение;
  • в некоторых случаях указывается инвентаризационная стоимость.

Процедура инвентаризации объекта недвижимости является основанием для его включения в соответствующий государственный реестр. Технический паспорт, выдаваемый в качестве результата проведенного исследования, содержит характеристики помещения или строения, предназначенные для его идентификации, и не подтверждает титульного права на недвижимость.

Проведение технической инвентаризации может преследовать цель получения иных документов:

  • выкопировки помещений из техпаспорта;
  • заключений о состоянии объектов, относящихся к капитальному строительству;
  • справок об отсутствии (наличии) объектов капитального строительства, статусе таких объектов.

Типовые ошибки при проверках

Наиболее часто встречаются ошибки в составлении технических паспортов.

Ошибка Как исправить
Ошибка в составлении поэтажного плана. К примеру, могут быть неверно указаны замеры стен, газовая плита перепутана с электрической, ошибочно не указана вентиляция. До сотрудников БТИ следует донести информацию о том, что сведения в документе не соответствуют данным. Обычно назначается повторный выход, в ходе которого ошибки устраняются. В случае отказа можно обратиться в суд, но такого не случается. Все проблемы решаются без привлечения органов правосудия.
Отличие плана БТИ от аналогичных документов, подготовленных застройщиком. После постройки нового дома БТИ должны произвести его обмеры и составить соответствующие документы. На практике этот вопрос решается так. Сотрудники приходят и проводят обмеры первого этажа, затем проецируют полученные данные на все квартиры. В связи с этим могут возникать отклонения. Чтобы исправить положение необходимо истребовать у застройщика проектную документацию и с ней отправляться в БТИ.
Ошибка при внесении данных после перепланировки Если в помещении была проведена перепланировка, должен быть составлен соответствующий акт. Эта задача относится к компетенции специальной комиссии, которая впоследствии передает все данные в БТИ для корректировки имеющихся у них сведений. Случается так, что в результате в новом техпаспорте собственник обнаруживает ошибки. Чтобы устранить их, следует обратиться в БТИ и вызвать специалиста, который произведет осмотр и исправить недочеты.

Несоответствия, выявленные в документах БТИ, рекомендуется исправлять сразу после их обнаружения. Способы зависят от ситуации. Прежде всего, следует указать на наличие ошибки, при отказе в ее исправлении рекомендуется составлять претензию в головной офис БТИ в соответствующем субъекте.

Часто задаваемые вопросы

Наиболее часто задаются следующие вопросы:

Какова стоимость проведения инвентаризации? Зависит от срочности и составляет в районе 3-5 тысяч рублей.
Сроки выполнения Стандартный срок составляет 10-14 дней с момента поступления заявки.
Можно ли ускорить процедуру? Да, техпаспорт может быть изготовлен за 5 дней при условии уплаты повышенной пошлины.
Если у техпаспорта срок действия? Нет, законом срок действия не ограничен. Однако установлено, что один раз в пять лет должен проводиться новый осмотр, но на практике это правило выполняется редко. Также данные в документе устаревают при проведении каких-либо изменений в планировке.
Как исправить допущенную ошибку? Следует обратиться в орган, составлявший документ, и указать на несоответствие данных, отраженных на бумаге, действительности.

Пример разрешения конфликтной ситуации

При оформлении наследства потребовался паспорт недвижимости. Наследники обратились в территориальный отдел и заказали документ. Сотрудники БТИ осмотрели помещение, однако по прошествии двух недель, паспорт не был изготовлен.

Прежде всего, следует отметить, что все работы выполняются на основании договора, а не жестко установленных законодательных сроков. Перед обращением в БТИ рекомендуется ознакомиться с положениями подписанного договора и выявить сроки выполнения работ. В данной ситуации клиента защищает закон о правах потребителя, который предусматривает возможность уменьшения стоимости работ.

Поэтому в случае нарушения сроков изготовления документов рекомендуется писать претензию, ссылаясь на договор и положения законодательства о правах потребителя, требуя подготовки документа и уменьшения стоимости услуг. После получения письменных требований, БТИ обычно выполняет свои обязанности.

Техническая инвентаризация недвижимости

В условиях рыночной экономики количество сделок с недвижимым имуществом постоянно растет. Для совершения некоторых юридически значимых действий необходимо проведение процедуры технической инвентаризации объекта недвижимости, в ходе которой определяются основные характеристики данного объекта в зависимости от его площади.

Виды технической инвентаризации и оформление ее итогов

Ввиду многообразия ситуаций, при которых может возникнуть необходимость в проведении инвентаризации, можно выделить три основных вида инвентаризации.

Первичная инвентаризация проводится в случае появления нового уникального объекта в процессе строительства (реконструкции). В процессе первичной (технической) инвентаризации проводится обмер всех помещений нового объекта, а результаты исследования оформляются в виде технического паспорта. Комплект документов по итогам первичной инвентаризации (в том числе и справка о технико-экономических показателях (ТЭП) ) необходим для последующего ввода объекта в эксплуатацию.

В случае плановой (технической) инвентаризации происходит актуализация сведений, содержащихся в техническом паспорте на дату проведения инвентаризации. Такая проверка проводится один раз в пять лет . По итогам плановой инвентаризации заказчику выдается новый технический паспорт объекта недвижимости.

В случае перепланировки объекта, которая повлекла изменение площади и иных основных характеристик помещений проводится внеплановая (техническая) инвентаризация. Периодичность ее проведения законом не определена, такая инвентаризация осуществляется по требованию заинтересованного лица.

Итогом любой процедуры технической инвентаризации является выдача заказчику технического паспорта объекта недвижимости, который содержит схему всех помещений имущественного комплекса и их основные характеристики.

Для совершения сделки купли-продажи с объектом недвижимости проведение инвентаризации не является обязательным условием. В случае же строительства (реконструкции) нового объекта и его последующего ввода в эксплуатацию , проведение инвентаризации является обязательным. Это вызвано тем обстоятельством, что в процессе реконструкции происходит изменение основных характеристик объекта недвижимости (прежде всего – площади имущественного комплекса), а при строительстве нового сооружения – создается новый уникальный объект.

Еще одним случаем, когда проведение инвентаризации признается обязательным, является проверка объектов недвижимости с целью получения разрешительной документации по определенным видам деятельности либо в ходе обязательных государственных проверок контролирующими органами.

Кто имеет право проводить техническую инвентаризацию

На данный момент Бюро технической инвентаризации утратили свое монопольное положение на рынке этих услуг. Проведение теперь возможно заказать не только в БТИ, но и в частных компаниях, обладающих необходимыми полномочиями на проведение инвентаризации. Указанные полномочия оформляются через Кадастровую палату аттестатов.

Широкое распространение получили Центры технической инвентаризации, которые оказывают весь комплекс услуг на этом рынке.

Порядок проведения инвентаризации одинаков как для БТИ, так и для частных исполнителей. Размер платы за оказание услуг по инвентаризации устанавливается самими организациями, осуществляющими инвентаризацию. Право выбора компании для ее проведения зависит только от желания заказчика.

Процедура проведения инвентаризации регламентирована Жилищным кодексом РФ и Правила проведения технической инвентаризации и технического учета, утвержденными в 2013 году.

Юридическое значение документов, составленных по итогам технической инвентаризации

Документы, выдаваемые по итогам проведения инвентаризации, по степени из значимости условно разделить на две группы.

Первую группу составляют случаи, когда проведение технической инвентаризации являлось обязательным условием и без итогового документа инвентаризации невозможно определенные юридически значимые действия. К там случаям относятся процедуры введения имущественных комплексов в эксплуатацию после строительства или реконструкции; процедура прохождения лицензирования по отдельным видам деятельности; процедура проверки заказчика контролирующими органами.

Ко второй группе относятся случаи, когда техническая документация по итогам инвентаризации не является обязательным требованием для юридически значимых действий. К ним относится заказ технической документации для собственных нужд физического или юридического лица.

В каждом из указанных случаев прохождение технической инвентаризации имеет важное практическое значение, так как позволяет получить техническую документацию с определением точных характеристик объекта недвижимости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector