История образования кратко пенсионного фонда рф
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

История образования кратко пенсионного фонда рф

История ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 “Об организации Пенсионного фонда РСФСР” для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации”. Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой “советский” трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР – повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

История ПФР

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию – Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

Читать еще:  Отличие средневзвешенной ставки от эффективной

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

1.1 История образования и развития пфр

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов [9].

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась [31, с. 33-36].

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В 2010 году Пенсионному фонду исполнилось 20 лет. В настоящее время ПФР является одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2122-1.

Пенсионный фонд Российской Федерации – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР не имеет прецедентов в истории России.

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР.

Пенсионный фонд Российской Федерации включает: 7 управлений Пенсионного фонда по Федеральным округам Российской Федерации, 84 отделений Пенсионного фонда. Общее количество территориальных органов ПФР более 2000. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Организационная структура ПФР, задачи структурных подразделений системы ПФР и организационная структура управления персоналом в системе ПФР представлены в Приложениях 1-2.

В органах и учреждениях Пенсионного фонда Российской Федерации работает более 117 тыс. человек. Кадровый состав ПФР укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, имеющими, как правило, высшее экономическое и юридическое образование.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников системы ПФР – одно из главных направлений кадровой политики фонда. В целях совершенствования подготовки и переподготовки кадров с октября 1999 года в системе ПФР действует Учебно-методический центр Пенсионного фонда, создана необходимая материально-техническая база для использования современных методов обучения.

Повышению престижа и статуса сотрудников пенсионных органов способствует принятая в 2005 году система поощрения работников следующими наградами Пенсионного фонда Российской Федерации:

Благодарностью Председателя Правления ПФР;

нагрудным знаком “Отличник Пенсионного фонда Российской

Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации;

нагрудным знаком “Почетный работник Пенсионного фонда

Система профессионального роста сотрудников определяется действующим в ПФР Положением о работе с резервом кадров Пенсионного фонда Российской Федерации.

Формирование указанного резерва кадров осуществляется в ходе проведения аттестации работников Пенсионного фонда Российской Федерации, которая проводится в целях повышения эффективности деятельности по подбору и расстановке кадров, стимулированию роста их квалификации и ответственности за результаты работы, определению уровня их профессиональной подготовки, развитию инициативы и деловой активности.

В целях повышения доверия общества к Пенсионному фонду Российской Федерации, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками ПФР служебных обязанностей, а также исключения злоупотреблений утвержден Кодекс профессиональной этики работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд создавался для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Эти средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов, уплачиваемыми в основной массе работодателями. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, администрировал ими, осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой пенсий. Поэтому главной задачей Пенсионного фонда до 2001 года было повышение эффективности работы по сбору страховых взносов и погашению просроченной задолженности, обеспечение своевременной выплаты пенсий. Для выполнения этих функций была создана Служба уполномоченных ПФР.

В конце 90-х годов была обеспечена финансовая стабильность системы пенсионного обеспечения. В то же время, уже в 1999-2000 годах становилось ясно, что устойчивая финансовая стабильность и рост доходов пенсионной системы никак не гарантируют в долгосрочной перспективе ее надежность. В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров, что подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной пенсионной модели. Число работающих и пенсионеров должно было сравняться к 2025-2030 году, после чего пенсионную систему ждал тотальный кризис и переход к пенсионным пособиям.

К тому же распределительная модель не создавала стимулов работающим к формированию пенсионных накоплений, ибо практически не учитывала размер заработка и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что остро вставал вопрос о проведении реформы пенсионной системы.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более ПО млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров).

Читать еще:  Патент на сдачу квартиры в аренду в мытищах

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» был принят порядок передачи органами социальной защиты населения территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации путем создания Единой пенсионной службы ПФР.

До 2001 года источником формирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат, размер ее составил 28% от фонда оплаты труда.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

Наличие всех этих принципиально новых элементов позволило приступить к реформированию пенсионной системы. Началом пенсионной реформы принято считать 1 января 2002 года, когда вступил в действие блок новых пенсионных законов:

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В ходе проведения пенсионной реформы система пенсионного обеспечения в России претерпело глубокие качественные изменения.

Структура пенсии в настоящее время состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

В целях регулирования отношений, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии в июле 2002 года был принят Федеральный закон от 24.07 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Большое значение приобрело внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентскиеслужбы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

В последние годы внедрено информационное взаимодействие в автоматизированном режиме со страхователями, с органами Федерального казначейства, управлениями Федеральной налоговой службы и другими ведомствами для эффективной реализации пенсионной реформы.

Пенсионный фонд ведет учет пенсионных прав граждан (включая их ежегодную выверку с участием работодателей, налоговых органов и казначейства), осуществляет ежегодное информирование застрахованных о состоянии накопительной и страховой части их лицевых счетов (свыше 60 млн. счетов).

Подводя некоторые итоги реформирования пенсионной системы, важно отметить, что сегодня Президент и Правительство Российской Федерации очень внимательно оценивают ситуацию, связанную с пенсионным обеспечением граждан. Очень важный итог реформы – это то, что люди стали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Кроме выплаты пенсий ПФР принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд осуществляет выплату всех видов пенсий, включая социальные, гражданам, проживающим в 57 странах мира.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в

связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации – это работа с «материнским» или «семейным» капиталом. С 1 января 2007 года в Пенсионном фонде началось составление регистра семей, претендующих на дополнительную государственную поддержку женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка.

Пенсионная реформа – это один из механизмов повышения уровня самосознания людей, и при динамичном развитии экономики она обязательно даст положительные результаты.

Основные этапы развития и становления Пенсионного фонда России:

1990 год – образование ПФР с целью сбора и аккумуляции

страховых взносов на пенсионное обеспечение 1997-1998 г.г. – развитие системы ПУ 1999-2001 г.г. – передача функций по назначению и выплате

государственных пенсий из органов соцзащиты

в органы Пенсионного фонда
2001 г. – передача функций по сбору страховых взносов

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Историю формирования нынешнего ПФ РФ можно разделить на 9 этапов:

1 этап: 1990 год. Создание Пенсионного фонда РФ; Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 “Об организации Пенсионного фонда РСФСР” для государственного управления средствами пенсионной системы.

С созданием Фонда средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определен целевой характер денежных средств ПФР и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФ на другие цели. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и наемными работниками.

Изначально ключевая функция ПФ заключалась в сборе страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

2 этап: 1992 год. Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий; В Московской области на базе регионального отделения ПФ РФ впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий.

Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название “единая пенсионная служба”. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” 2000 года рекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФ РФ со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФ РФ, 71 отдел ПФ РФ и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

3 этап: 1995 год. Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета; Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета (далее – персучета) сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации в электронной форме с применением современных средств защиты информации.

Данные персонифицированного учета в “пилотном” режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система персучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе.

Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы – включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд.

4 этап: 2002 год. Реформа пенсионной системы России; С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.

Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам.

5 этап: 2004 год. Создание клиентских служб; Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях – специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе – за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу “одного окна” и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФ РФ. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

6 этап: 2005 год. Новые функции. Социальные выплаты; В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Читать еще:  Особенности увольнения после отпуска

Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

7 этап: 2007 год. Новые функции. Материнский капитал; На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее МСК) и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

8 этап: 2008 год. Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии; В октябре 2008 года ПФ РФ начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил “прямую линию” по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

9 этап: 2009-2010 гг. Дальнейшее совершенствование пенсионной системы; Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом “советского” трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2011 году составил 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы – реформа накопительного компонента трудовой пенсии.

Роль, назначение и функции Пенсионного фонда

В России в 2019 году проживает более 146 миллионов человек (с учетом Крыма и Севастополя). Из них более 40 миллионов это пенсионеры, то есть получатели материальных выплат – пенсии.

По официальным прогнозам число нетрудоспособных граждан будет увеличиваться, в то время как процент работающего населения падать.

Под пенсионерами, в первую очередь, понимают лиц преклонного возраста – тех, кто в силу своих лет уже не может осуществлять трудовую функцию. Их, действительно, большинство. Однако выплаты также получают инвалиды всех возрастов – их почти 11 миллионов человек. Кроме этого, существует пенсия по потере кормильца, на которую вправе рассчитывать несовершеннолетние и студенты (при определенных условиях).

Задача по обеспечению выплат всем этим категориям населения лежит на Пенсионном фонде России. Однако его организационные функции не сводятся лишь к назначению и выплате пенсий. Они намного шире, как и задачи, стоящие перед ПФР. О функциях и назначении пенсионного фонда и пойдет речь в статье далее.

Что такое Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд России представляет самостоятельную, обособленную от органов государственной власти организацию, основным назначением которой является управление денежными средствами, аккумулирующимися на его счетах в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Деньги, которыми заведует данная структура, являются собственностью государства, однако они не входят в часть бюджетов какого-либо уровня. В этой связи ПФР, а также ФСС (соцстрах) и ФОМС (обязательное медицинское страхование) называют внебюджетными фондами.

Отделения организации присутствуют в каждом регионе и городе страны, при этом имеет довольно сложную вертикальную структуру. Разберем ее в иерархическом порядке, начиная с руководящих органов.

Центральный аппарат

Включает в себя Правление ПФР, являющееся основным распорядительным органом фонда. Оно состоит из Председателя и его заместителей, курирующих работу по отдельным направлениям деятельности. Кроме этого, в состав Центрального аппарата входит Ревизионная комиссия, осуществляющая внутренний аудит, и информационный центр, ответственный за функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.

Немаловажную роль в деятельности ПФР отведено Исполнительной дирекции, которая обеспечивает контроль работы территориальных подразделений фонда на местах.

Окружные управления

В структуре ПФР восемь окружных управлений, по числу федеральных округов страны. Их задачей является координация деятельности территориальных отделений на местах.

Региональные отделения

ПФР России имеет управления в 84 регионах Российской Федерации. Они, в свою очередь, координируют работу клиентских подразделений, которые, как правило, имеются в каждом муниципалитете. Именно сюда обращаются граждане при решении вопросов о назначении им пенсионных выплат.

История создания

Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой. По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур. Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.

В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.

В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.

В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий. Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.

В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.

В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.

Роль и назначение ПФР

Пенсионный фонд России является ведущей и крупнейшей организацией, входящей в сферу социального обеспечения РФ. ПФР играет ведущую роль в функционировании системы обязательного пенсионного страхования, за счет чего миллионы россиян получают выплаты, обеспечивающие их материальные потребности.

Кроме этого, назначением и задачами ПФР являются:

  • обеспечение контроля поступления страховых взносов;
  • аккумуляция денежных средств, поступающих в фонд;
  • изыскания дополнительных источников поступления денег.

На данный момент задачи, стоящие перед ПФР, выполняются фондом в полном объеме.

Из каких средств формируется фонд

Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.

Данный принцип имеет определенные изъяны, к примеру, стремительное увеличение числа граждан пенсионного возраста относительно количества работающих, однако действенной альтернативы ему пока что нет.

Итак, основным источников средств, за счет которых формируется фонд, являются страховые взносы. В соответствии с законом их платят работодатели за своих сотрудников.

Какой-либо единой, фиксированной суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрено, поскольку она зависит непосредственно от уровня заработной платы работников составляя 22% от нее.

Перечисленные средства конвертируются в ИПК, параметр которого влияет на возможность получения страховой пенсии в будущем, а также на ее размер.

Важно! Индивидуальные предприниматели, хоть и являются физическими лицами, однако обязаны перечислять взносы сами за себя за своих сотрудников (при наличии) в самостоятельном порядке.

За неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов для организаций-работодателей предусмотрены штрафные санкции.

Кроме страховых взносов, которые и формируют подавляющая часть бюджета фонда, финансирование последнего происходит также из следующих источников:

  • добровольные переводы граждан (в дополнение к обязательным взносам);
  • перечисления из бюджета Российской Федерации.

Функции Пенсионного фонда

К основным функциям следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • выплата пенсий и пособий застрахованным гражданам;
  • формирование бюджета фонда за счет сбора страховых взносов;
  • установление права на материнский капитал, а также контроль расходования данных средств на целевые нужды;
  • участие в программе государственного софинансирования пенсий. На данный момент действие ее приостановлено.

Личный кабинет на сайте ПФР

В целях обеспечения большей доступности предоставляемых фондом услуг на сайте ПФР присутствует возможность создания личного кабинета. Единственным условием для этого является наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», поскольку доступ к электронным сервисам ПФР осуществляется через ЕСИА.

Личный кабинет на сайте ПФР предоставляет следующие возможности:

  • получение информации о состоянии лицевого счета;
  • получение справок для предоставления по месту требования;
  • подача заявления на выдачу пенсии или заявки на распоряжение средствами материнского капитала;
  • возможность смены негосударственного пенсионного фонда.

Функционал личного кабинета на сайте ПФР расширяется с течением времени.

Негосударственные пенсионные фонды

Кроме ПФР, который является государственной структурой, существует достаточно большое количество частных пенсионных фондов. Их основной задачей является привлечение средств граждан и инвестирование их в различные экономически выгодные проекты, за счет чего клиенты НПФ получат доход, что значительно увеличит размер пенсии, часть которой будет выплачиваться этим фондом.

Стать клиентом негосударственного пенсионного фонда можно, заключив с последним соответствующий договор. В этом случае часть страховых взносов будет направляться на счета НПФ. Кроме этого, гражданин вправе в добровольном порядке перечислять денежные средства в выбранный фонд для формирования негосударственной, дополнительной пенсии.

Пенсионный фонд России является одной из крупнейших организаций в России, основной задачей которой является обеспечение бесперебойных выплат денежных средств пенсионерам. Кроме этого, ПФР осуществляет деятельность по администрированию страховых взносов, что и является основным источником его финансирования.

Полезное видео

Еще больше об истории Пенсионного фонда смотрите в видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector