Если в тсж принимается наличка за комунальные платежи
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Если в тсж принимается наличка за комунальные платежи

Суд обязал управляющую компанию обеспечить принятие оплаты за жилищно-коммунальные услуги посредством наличной денежной формы в кассу и без комиссии

5 июня 2018 10:07 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) приняло участие по ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «ЖЭУ «Апрель» (далее – общество, исполнитель, управляющая компания) о защите прав потребителей.

Как следует из материалов дела, в конце мая 2017 года потребитель обратилась в бухгалтерию ООО «ЖЭУ «Апрель» в целях оплаты предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг за апрель месяц. Ей не удалось это сделать, так как ответчик отказался принимать оплату по причине отсутствия кассового аппарата. Также в бухгалтерии ответчика ей пояснили, что оплачивать коммунальные услуги в кассе ООО «ЖЭУ «Апрель» более она не сможет, так как ответчик отказался от использования кассового аппарата, а оплата производится только в банкоматах с комиссией 1%. Посчитав это навязыванием дополнительных расходов, истец обратилась к ответчику с претензией, в которой потребовала обеспечить оплату коммунальных услуг без комиссии. Ответчик проигнорировал претензию. Ответ получен не был, оплата коммунальных услуг без комиссии обеспечена не была.

Согласно ч.ч.4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которых осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

Частью 1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п.п.1, 5 ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п.1 ст.16.1 Закона.

В п.2 данной статьи указано, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъекты национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст.37 Закона предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с ч.ч.2, 7 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 названной статьи и ст.171 ЖК РФ.

В соответствии с п.63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п.65 Постановления № 354, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства РФ.

Из совокупного анализа положений ст.ст.154, 155 ЖК РФ, п.63 Постановления № 354, ст.ст.16.1, 37 Закона следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю.

С учетом всех обстоятельств дела, в том числе заключения Управления, Ленинским районным судом г.Кирова вынесено решение об удовлетворении исковых требований потребителя, согласно которому, на общество возложена обязанность обеспечить принятие оплаты содержания жилья и коммунальных услуг путем принятия наличных денежных средств в кассу ООО «ЖЭУ «Апрель» без комиссии. Также, с ответчика в пользу потребителя взысканы: уже удержанная комиссия при оплате содержания жилья и коммунальных услуг и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Об обязательном способе внесения платы за ЖКУ без комиссии

Автор: Е. В. Емельянова

УК обязана предоставить потребителю право выбора способа оплаты оказанных услуг наличными средствами без взимания дополнительной комиссии за перевод. Если оплатить услуги без комиссии невозможно, УК ждет штраф. Изучаем примеры судебной практики по данной проблеме.

Необходимость уплаты комиссионного вознаграждения при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги – больной вопрос и для потребителей, и для управляющих МКД. Потребители хотят вносить плату без комиссии, а управляющие, напротив, стремятся избежать уплаты комиссии за прием платежей потребителей за счет поступлений за услугу управления МКД (фактически источник прибыльности УК). Поэтому они нередко заключают договоры с платежными агентами или кредитными организациями, которые не предполагают взимание вознаграждения с управляющего. Значит, такое вознаграждение будет получено с плательщика. Насколько это законно?

В № 3, 2016 (см. статью С. Н. Козыревой «Несколько вопросов о приеме платежей») эксперт пришла к выводу, что у УК нет обязанности брать уплату комиссии на себя. Однако в последнее время суды делают прямо противоположный вывод. Предлагаем ознакомиться с судебными актами и выяснить, почему УК и ТСЖ все же штрафуют за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

О правах потребителя на выбор способа оплаты услуг.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Субъекты предпринимательской деятельности, у которых доход, признаваемый для целей налогообложения за предшествующий календарный год, не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий (сегодня это 120 млн руб.), обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Речь идет о платежной карте «Мир», поскольку по смыслу ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) международные платежные карты не являются национальными платежными инструментами (Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015).

С 01.10.2017 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 будет изложен в новой редакции, согласно которой обязанность принимать к оплате национальные платежные инструменты распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (см. Федеральный закон от 10.05.2017 № 88-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Это прямой запрет на включение в квитанцию на оплату ЖКУ дополнительной строки «Комиссия банка» (при условии, что такая комиссия не уплачивается в случае приема платы наличными).

Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1, фактически продублированы в ст. 37 в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги. Так, в данной норме указано:

оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ;

при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится по указанию продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), ведущему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ.

Добавим, и в ст. 16.1, и в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).

Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, прописано в пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положенияо предоставлении коммунальных услуг.

Примеры судебных решений о привлечении УК (ТСЖ) к административной ответственности.

В нашем распоряжении есть несколько судебных актов, датированных 2017 годом, в которых сделаны заключения об обязанности УК (ТСЖ) обеспечить возможность внесения платы за ЖКУ без уплаты потребителем дополнительной комиссии, причем самый очевидный способ – это прием наличных в кассу организации.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 06АП-7210/2016 по делу № А73-13056/2016

Заключенные до 01.01.2016 договоры с банком и почтой о приеме платежей предусматривали обязанность агента УК уплачивать вознаграждение за услуги по приему платежей, но с указанной даты по дополнительным соглашениям размер комиссии по принятым платежам взимается непосредственно с плательщика. УК не представила потребителю информацию о наличии права выбора оплатить

Не обеспечена возможность производить оплату услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод через платежных агентов

услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не предусматривающим комиссионный сбор

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 № 19АП-7586/2016 по делу № А48-4294/2016

Оплата коммунальных услуг производится через кассу платежного агента с учетом комиссии. УК не организовала кассу для приема от населения наличных денежных средств в оплату оказанных коммунальных услуг. УК не указала в договоре и не проинформировала граждан иным образом о возможности оплатить услуги наличными средствами путем расчетов через субъектов национальной платежной системы без взимания денежных средств за другие услуги и без начисления комиссии

Потребителю не предоставлена возможность оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Вынесено предписание прекратить нарушение права потребителя на выбор способа оплаты услуг наличными денежными средствами

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2017 № 7-555/17 по делу № 12-834/16

Читать еще:  Как уволить опаздывающего сотрудника

В соответствии с протоколом решения общего собрания членов ТСЖ было принято решение оплачивать услуги банка за ведение расчетного счета и перечисление платежей из резервного фонда ТСЖ без привлечения дополнительных средств собственников. Однако правление ТСЖ расторгло договор и собственники были вынуждены уплачивать комиссионные сборы. Данных о том, что названное решение было отменено и доведено до сведения собственников жилья, суду не представлено

С 01.02.2016 ТСЖ не обеспечивает собственникам помещений в МКД возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов, принуждая нести бремя дополнительных расходов. Образование у ТСЖ убытков в связи с необходимостью уплачивать комиссию банка не предоставляет товариществу права в одностороннем порядке лишать потребителя права выбора способа оплаты и накладывать на потребителя дополнительные расходы в виде уплаты банковской комиссии

Решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2017 по делу № А41-12863/2017

Возле терминалов для оплаты коммунальных услуг размещено объявление о взимании комиссии при совершении платежей, при этом не был предоставлен альтернативный вариант оплаты путем внесения наличных денежных средств без комиссии

УК не выполнила обязанности по обеспечению предоставления потребителям возможности оплаты оказываемых услуг путем наличных расчетов без взимания комиссии

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 07АП-2594/2017 по делу № А27-27095/2016

Согласно договору между УК и банком об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) с УК взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (1%, минимальная фиксированная ставка в месяц в расчете

Обязательства по оплате услуг эквайринга согласно договору возложены на УК, она необоснованно взимала с потребителя дополнительно оплату эквайринга

на один терминал – 2 600 руб.). Согласно представленным потребителем чекам, выданным УК, с потребителя была взята сверх платы за услуги сумма комиссионного вознаграждения (1%)

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2017 по делу № А19-2235/2017

УК отказалась принимать платежи наличными ввиду отсутствия кассового аппарата, кассира. Потребителю предложено оплачивать услуги через банки, платежные системы с взиманием дополнительной комиссии от суммы внесенных платежей. У потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без комиссии

УК не обеспечила возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без взимания комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Исполнение требований законодательства возможно не только путем оборудования кассы, но и путем заключения с банком договора о приеме средств в кассу банка без комиссии

Во всех перечисленных случаях территориальные органы Роспотребнадзора привлекли управляющего МКД к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Санкция – наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Обратим внимание, что закон допускает взимание вознаграждения за прием платежа (перевод) именно с плательщика:

платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»);

перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (ч. 2 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).

Тем не менее суды полагают, что исполнитель обязан предоставить хотя бы один способ оплаты услуги без дополнительной комиссии. Такой вывод может быть основан на положении Закона РФ № 2300-1 о том, что обязательство потребителя перед исполнителем считается исполненным в размере внесенных в кассу (исполнителя, платежного агента, кредитной организации, банковского платежного агента) денежных средств.

Существует противоположный подход.

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016. Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк). УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка). Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Закон не содержит прямого указания на обязанность управляющего МКД предоставить потребителю на выбор возможность оплатить услугу хотя бы одним способом без комиссии, взимаемой банками, платежными агентами с плательщика. Однако именно так суды толкуют положения Закона РФ № 2300-1 и соглашаются с управлениями Роспотребнадзора в том, что отсутствие у потребителя возможности оплачивать ЖКУ без комиссии – это следствие нарушения его прав управляющим МКД, за что юридическому лицу грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Расчеты наличными в ТСЖ

О.М. КАБАНОВ

Кабанов О.М., заместитель генерального директора ЗАО “Финансовые консультации, аудит” по правовым вопросам.

Расчеты наличными деньгами в товариществах собственников жилья неизбежны. Практически каждый день принимаются платежи, членские взносы, выдается зарплата, оплачиваются работы, услуги, материалы. В связи с появлением крупных товариществ, удорожанием коммунальных услуг и ростом затрат на содержание кондоминиума растут и наличные расчеты, осуществляемые через кассы товариществ.

Недооценивать риски, возникающие при работе с большими суммами наличных денег, могут только отчаянные или недальновидные люди. Простой расчет показывает, что в товариществе собственников жилья с количеством 100 членов и ежемесячной платой 4000 рублей при расчетах наличными каждый месяц с 1 по 10 число проходит 400000 рублей. При этом, как правило, основные расчеты приходятся на 3 – 4 дня. Это означает, что суммы операций с наличностью в пиковые дни превышает 100000 рублей. Это, не считая арендных платежей, платы за оказанные сторонним организациям услуги и за другие поступления.

Кто платит товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ) наличными? В первую очередь – члены, во вторую – юридические лица – контрагенты по сделкам, сумма которых не превышает 60 тыс. рублей.

Поступление денежных средств от членов ТСЖ в зависимости от выбранного режима оформляется или как внесение членских взносов, или как сбор денег для оплаты коммунальных платежей.

При приеме членских взносов наличными деньгами, согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России N 40 от 22 сентября 1993 г., оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная печатью (штампом) кассира. Оба документа подписываются главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя ТСЖ. В случае получения членских взносов, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника не применяется .

Разъяснения в отношении оформления операций по внесению членских взносов в гаражно-стояночных кооперативах приведены письмом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 22 июля 2003 г. N 29-12/40633. В частности говорится, что уплата вступительных и ежемесячных взносов, уплачиваемых членами кооператива, не является операцией по реализации товара (работ, услуг) и, следовательно, не подпадает под действие ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”. Указанные расчеты оформляются составлением приходных кассовых ордеров. Для ТСЖ применяется по аналогии.

Вместе с тем, надо иметь в виду, что у юридических лиц – плательщиков членских взносов к зачету могут быть приняты только наличные расходы, подтверждаемые кассовым чеком или его оттиском на корешке квитанции приходного кассового ордера.

Иная ситуация при сборе наличных денег от членов ТСЖ для оплаты коммунальных услуг и иных расходов, связанных с содержанием кондоминиума, за исключением ремонта. При приеме наличных в этом случае оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру с чеком контрольно-кассовой машины. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира. Оба документа подписываются главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя ТСЖ. Так как сбор денег для централизованной оплаты коммунальных расходов не является членскими взносами, то прием денег должен оформляться с применением контрольно-кассовой техники. В этом случае одновременно с приходно-кассовым ордером выдается чек.

Для приема наличных денег в оплату ремонта жилищного фонда на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35 и подпункта 9 пункта 1 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н оформляются три экземпляра квитанции БО-4, заверенные печатью (штампом) кассира, а также два экземпляра договора об оказании услуг, указанных в кодах 016100 – 016300 Общероссийского классификатора услуг населению .

Согласно письму Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 до утверждения новых бланков строгой отчетности разрешается применять прежние формы. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждение новых бланков строгой отчетности должно быть завершено до 1 января 2007 г. Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. N 16, санкции за использование бланков, принятых Минфином, не применяются.

От внешних контрагентов – юридических лиц в наличной форме могут поступать арендные платежи, плата за работы, услуги, проданные материалы и т.п. При оплате наличными должны оформляться приходно-кассовый ордер и чек.

Собранные наличные деньги сдаются в банк в порядке, установленном Центральным Банком России.

Наличные валютные операции в ТСЖ могут возникать, когда принадлежащее ему недвижимое имущество арендуется нерезидентом или отчуждается ему, а также в случае импортирования материалов и оборудования. Возможны валютные займы под залог недвижимости ТСЖ и другие экзотические операции. Но за редким исключением такие операции совершаются в безналичном порядке или в рублях. Поэтому рассматривать их в рамках данной статьи не имеет смысла.

Кто может получать наличные деньги от ТСЖ? Во-первых, наемный персонал в виде вознаграждения за выполненные работы (услуги) и прочие выплаты в их пользу. Во-вторых, контрагенты – физические лица за выполненные разовые работы (ремонтные, строительно-монтажные работы). В-третьих, контрагенты – юридические лица за материалы, услуги, работы стоимостью до 60 тыс. рублей. Денежные средства выдаются через кассу. В обмен ТСЖ получает документы, подтверждающие выполнение работ, услуг, поступление ценностей и чек контрольно-кассового аппарата. При отсутствии чека правомерность затрат ТСЖ может быть поставлена под сомнение.

При работе с наличностью необходимо учитывать следующие ограничения по размеру сумм. С юридическими лицами – сумма одной сделки не должна превышать 60 тысяч рублей . С физическими лицами – сумма не ограничена.

Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 60 тысяч рублей.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что при наличии в ТСЖ контрольно-кассовой техники гораздо проще выбить чек при любой операции при приеме наличных, чем долго, и, возможно, в суде объяснять, какой платеж безусловно является членским взносом, а какой – с определенной долей вероятности. Иначе обстоит дело при отсутствии такой техники. Выход один – все операции по приему наличных денег должны отвечать требованиям, предъявляемым к внесению членских взносов.

При небрежном оформлении степень риска определяется в соответствии со статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для должностных лиц это 30 – 40 минимальных размеров оплаты труда, для юридических – 300 – 400 . При этом необходимо учитывать, что цена контрольно-кассовой техники составляет не более 3 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 5 ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” минимальный размер оплаты труда для исчисления штрафов составляет 100 рублей.

Общие требования к организации наличных расчетов в ТСЖ такие же, как и ко всем юридическим лицам. Требования к оформлению операций по кассе ТСЖ установлены в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее – Порядок). Порядок работы с наличными деньгами в организациях установлен Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П (далее – Правила). Пунктом 21 Порядка установлено, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи. При этом регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме “Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров”, составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

Читать еще:  Обращение взыскания на заработную плату должника по кредиту

В соответствии с пунктами 3 и 29 Порядка руководители ТСЖ обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут полную материальную ответственность. При этом кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Оборудование помещения кассы, отвечающей всем требованиям безопасности, дело не дешевое. Запрет на хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, исключает вариант, когда несколько близко расположенных ТСЖ оборудуют и используют одну кассу.

Хранение в кассе ТСЖ наличных денег допускается в пределах лимита кассы, который каждый год устанавливается банком, в котором у организации открыт счет. Установленный лимит может быть превышен в течение трех дней только за счет денег, предназначенных для выплаты зарплаты и пособий работникам.

Суммы, превышающие лимит кассы ТСЖ, ежедневно сдаются в банк кассиром ТСЖ в кассу банка или инкассаторам. Передача наличных денег инкассаторам оформляется в соответствии с Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П “О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ”. Как правило, большинству членов ТСЖ удобно платить взносы и иные платежи после работы. Для ТСЖ это вызывает необходимость сдачи денег в вечерние кассы. Это дополнительные расходы и дополнительные меры по предотвращению разных видов риска. Крупные ТСЖ в периоды получения больших сумм вынуждены привлекать инкассаторов.

Работать или не работать с инкассаторами, как правило, решает правление. Затраты на инкассацию должны быть предусмотрены в смете доходов и расходов, которая утверждается общим собранием членов ТСЖ. В случае принятия положительного решения заключается договор с банком, где открыт счет, или с организацией, оказывающей такие услуги.

Учитывая сложности, возникающие при работе с наличными денежными суммами в ТСЖ, есть смысл использовать все доступные варианты уменьшения таких сумм. Как показывает практика, самыми распространенными являются следующие:

  • выставление членам ТСЖ и другим плательщикам счетов для совершения платежей через расчетный счет ТСЖ в банке;
  • принятие платежей в дни выдачи заработной платы и проведения других наличных расчетов.

Перечисление денежных средств на счет ТСЖ внутри одного и того же банка производится практически бесплатно. При перечислении из других банков взимается комиссия от 0,1 до 1,2 процента перечисляемой суммы. Примерно такая же стоимость оплаты с банковской карточки.

Наиболее дешевый способ – принимать платежи наличными в дни плановых наличных расходов. При этом не должно быть ограничений по назначению использования наличных денежных средств, находящихся в кассе.

Подводя итоги, можно сказать, что наличные расчеты в ТСЖ всегда были и будут. Но при разумном планировании операций риски, связанные с проведением и оформлением наличных расчетов, сводятся к минимуму.

Оплата коммунальных услуг в товариществе собственников жилья: нюансы и правила осуществления

Товарищество собственников жилья выступает как управляющая организация для имущества многоквартирных домов. Кроме того, в соответствии с положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации на ТСЖ может быть возложена обязанность заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе для обеспечения коммунальных нужд того дома, в котором такая организация осуществляет свою деятельность.

Однако в связи с последними изменениями действующего законодательства существует вопрос о том, какие права и обязанности в целом существуют у товарищества собственников жилья в сфере коммунальных услуг, в том числе если ТСЖ выступает в качестве посредника между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Какие права есть у ТСЖ в рамках оказания коммунальных услуг?

Так как создание товарищества собственников жилья является необходимостью выбора варианта управления общим имуществом и территориями в многоквартирном доме, то встает вопрос: какие права в отношении коммунальных услуг есть у такой управляющей организации? Такой вопрос является очень острым, так как последние изменения в жилищном законодательстве, произошедшие после ноябрьских инициатив 2017 года Президента Российской Федерации, сделали своей целью изменение действующей системы взаиморасчетов между потребителями ресурсов и коммунальных услуг и их поставщиками в лице ресурсоснабжающих организаций.

В настоящее время товарищество собственников жилья в лице его уполномоченных сотрудников имеет право:

  • проверять внутриквартирные приборы учета (но только в том случае, если речь идет о тех домах, где установлены и общедомовые приборы учета, а такие проверки имеют своей целью выявить должников или лиц, потребляющих те или иные ресурсы незаконно);
  • собирать взносы на капитальный ремонт дома (если такое право было предоставлено созданному товариществу в рамках решения о его создании и утверждении перечня действий, которые данная управляющая организация может осуществлять);
  • в случае выявления должников по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт выступать истцами в суде, если речь идет о наличии задолженности минимум за двенадцать месяцев (до формирования задолженности на такой срок конфликтная ситуация должна разрешаться путем досудебного урегулирования);
  • если право на сбор средств на капитальный ремонт дома передано путем вынесения соответствующего решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме товариществу собственников, ТСЖ имеет право начислять пени за неуплату взносов на капитальный ремонт, если возникнет задолженность у кого-то из собственников в размере, рассчитанном в соответствии со специальными формулами.

Как происходит оплата коммунальных услуг?

В качестве вариантов для оплаты следует рассматривать:

  • безналичную оплату полученных услуг на основании договора с товариществом путем перечисления денежных средств на специальные счета, с которых в последующем осуществляется перевод денежных средств ресурсоснабжающим организациям;
  • оплату услуг с помощью внесения необходимой оплаты путем использования наличных платежей в кассу товарищества;
  • непосредственное перечисление денежных средств на счета ресурсоснабжающих организаций на основании заключения прямого договора между потребителем тех или иных коммунальных услуг и их поставщиками.

В случае если выбор собственников помещений в многоквартирном доме пал на ТСЖ как на посредника в перечислении денежных средств ресурсоснабжающим организациям, в товариществе должны быть заведены специальные счета, с которых денежные средства будут переводиться конкретному поставщику коммунальных услуг и ресурсов. При этом в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства товарищество собственников жилья не имеет права перераспределять полученные средства (например, средства, которые были внесены за вывоз мусора жильцами дома не могут быть переданы поставщикам электроэнергии даже в том случае, если по статье платежей за электроэнергию накопилась существенная задолженность).

Если выбор пал на самостоятельное заключение договоров собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, то для такого варианта предусмотрена специальная процедура.

Прямые договоры «в обход ТСЖ»

Заключение прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные услуги, может быть осуществлено в доме, находящемся под управлением ТСЖ только в двух случаях:

  • если собственник помещения не является участником ТСЖ по своему желанию или был вынужден выйти из него по каким-либо причинам;
  • если на общем внеочередном собрании собственников помещений было принято решение воспользоваться способом взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями без участия посредника в виде товарищества собственников жилья.

Если в отношении первого варианта все достаточно просто по механизму (образовавшееся ТСЖ подает документы в каждую ресурсоснабжающую организацию о том, кто входит в состав товарищества, и в отношении кого оно будет выступать посредником, а кто из собственников помещений не вошел в состав товарищества, с кем такие организации должны заключить прямые договоры), то в отношении реализации решения собрания собственников все несколько сложнее.

Если не менее пятидесяти процентов плюс один голос из числа собственников помещений высказалось за то, чтобы заключить прямой договор, ТСЖ из числа посредников исключается.

При этом такое решение с указанием процентного соотношения и общего количества голосовавших и имеющих право на участие в голосовании должно быть оформлено в виде специального документа, который в виде оригинала и необходимого количества копий используется для дальнейшего заключения необходимых договоров. Оригинал передается в правление товарищества для внесения его в реестр документов юридического лица, а также обеспечения необходимого доступа к нему любого заинтересованного лица.

Товарищество собственников жилья в случае соответствующего решения собственников любых помещений в многоквартирном доме может выступать в качестве посредника при получении тех или иных коммунальных услуг и проведения платежей за них. Однако, если чуть более пятидесяти процентов участников ТСЖ проголосуют против того, чтобы у них был такой посредник, с товарищества полностью снимается обязанность заниматься осуществлением посреднических функций при поставках коммунальных услуг и ресурсов и их оплаты.

Кроме того, лица, которые не входят в состав товарищества, заключают все договоры с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Если ТСЖ отказывается сложить с себя такие полномочия, участники имеют законное право подать на такое юридическое лицо в суд на основании неисполнения решения общего собрания собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. В этом случае суд может вынести решение о необходимости полной ликвидации ТСЖ.

Онлайн-касса не нужна ТСЖ, СНТ, ЖСК, кооперативам при получении оплаты на расчетный счет

Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 ( ССЫЛКА ) освобождает от применения ККТ сразу несколько категорий хозяйствующих субъектов, которые оказывают общераспространенные услуги (ЖКХ, культурно-оздоровительные) по безналичной оплате. Ознакомимся с их перечнями (как и с различными новшествами, которые по законопроекту касаются применения ККТ данными хозяйствующими субъектами — в тех случаях, когда они от такого применения все же не освобождены) подробнее.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

ТСЖ, СНТ и кооперативы: онлайн-касса не нужна, но только при расчетах по безналу

В соответствии с поправками в статье 2 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт 13 ( ССЫЛКА ):

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

«13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.»

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Получается, что от применения онлайн-касс — при безналичном приеме платежей, получили бессрочное освобождение:

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

  1. Различные товарищества собственников недвижимости.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

  • ТСЖ;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.
  1. Кооперативы:
  • жилищные;
  • жилищно-строительные;
  • прочие специализированные потребительские.

Все они могут взимать плату за оказание услуг в рамках уставной деятельности, за предоставление жилых помещений, оказание услуг ЖКХ. Эту плату, таким образом, можно взимать без выдачи кассового чека и использования ККТ (однако, здесь есть дискуссионный момент — о нем далее).

p, blockquote 7,0,1,0,0 –>

  1. Образовательные организации — при оказании образовательных услуг населению.
  1. Физкультурно-спортивные организации — при оказании профильных услуг населению.
  1. Дома и дворцы культуры, народного творчества, клубы, центры культурного развития и иные учреждения культурного профиля (с полным списком можно ознакомиться в будущей редакции статьи 2) — при оказании населению услуг в сфере культуры.

В свою очередь, при приеме платежей от физических лиц наличными, а также при оплате услуг по карте с предъявлением указанные хозяйствующие субъекты обязаны применять онлайн-кассу.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Освобождение, совершенно очевидно, выходит очень «скользким» (хотя и значимым для тех хозяйствующих субъектов, кто, действительно, оказывает услуги исключительно по безналу — их довольно много, особенно в том же жилищно-коммунальном хозяйстве).

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Что выдавать указанным хозяйствующим субъектам вместо кассового чека при фиксации прихода безналичного платежа? Можно ничего не выдавать. Но для поддержания доверия со стороны потребителей услуг товарищество, кооператив, образовательная или физкультурно-спортивная организация могут выдавать товарные чеки или БСО — содержащие основные сведения по оплате. Если это товарный чек, то он может содержать реквизиты, перечисленные в пункте 2.1. статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года), если БСО — составляться в соответствии с постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359.

Читать еще:  Жалоба в транспортную прокуратуру на действия следователя образец

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Безусловно, если субъект также принимает платежи от физических лиц наличными (и использует при этом онлайн-кассу, поскольку обязан), то при оплате по безналу проще всего будет все же сформировать кассовый чек и выдать клиенту при обращении (при этом, имеет смысл ориентироваться на порядок, определенный в пунктах 5 и 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Следует отметить, что в при прочтении норм, устанавливающих возможность неприменения некоторыми из указанных хозяйствующих субъектов ККТ при безналичной оплате, может появиться повод для дискуссии касательно их трактовки.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Преференции по «безналу» — только для членов ТСЖ, ЖСК, СНТ, …?

Дело в том, что вводимые в закон нормы — о том, что преференции, о которых сказано выше, распространяются только на безналичные расчеты, недостаточно детальна. Она точно не определяет, в частности, то, освобождаются ли от применения ККТ коммунальные кооперативы во всех случаях — как при приеме оплаты за услуги, так и при расчетах с членами таких кооперативов, или же только в первом или во втором случае.

p, blockquote 14,1,0,0,0 –>

Кроме того, исходя из новых поправок непонятно, есть ли обязанность в применении ККТ теми же кооперативами в случае получения оплаты за услуги с помощью различных терминалов и сервисов онлайн-банкинга.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Если попробовать сопоставить положения будущего закона с его текущими нормами, то можно сделать предварительный вывод о том, что под преференции попадают любые транзакции на расчетный счет — не связанные с предъявлением клиентом электронного средства платежа (то есть, банковской карты или ее аналога). То, кто именно платил и каким образом — неважно. Но так ли это на самом деле, покажет правоприменительная практика. Не исключено, что она будет иметь некую отраслевую специфику.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Еще один «пробел» в новом законодательстве в части «кооперативных» преференций: поправки не вносят ясности в вопрос, есть ли необходимость применять ККТ при оказании услуг, сопутствующих жилищно-коммунальным, но по существу не являющихся ими. Например — услуг консьержа, секьюрити, обслуживания видеокамер, домофона, а также за вызов услуг, оказанных по подряду — например, услуг электрика, сантехника, ремонтной бригады.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

В новых поправках, к тому же, прямо не указано, что они касаются управляющих компаний — которые обслуживают дома, если их жители не учредили ТСЖ. Но включение УК в юрисдикцию новых положений о поправках напрашивается и видится логичным — поскольку они, если такой юрисдикции нет, ставятся в неравное положение с ТСЖ.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

В отношении коммунальщиков рассматриваемые поправки также немного изменяют правила применения ККТ — в случае, если она все же используется.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Прочие новшества в ЖКХ: зачет и возврат в едином чеке (по удлиненным срокам)

Положениями пункта 2.1 статьи 1.2 установлено правило: при расчетах в виде зачета или возврата предоплаты (авансов) за услуги — поименованные в данном пункте и иные, что определены Правительством России, хозяйствующий субъект вправе сформировать общий кассовый чек по всем таким расчетам — и не направлять (и не выдавать) его при этом клиенту. Законопроект изменил ряд норм, содержащихся в указанном пункте. Изменения заключаются в следующем:

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

  1. В спектр услуг, при которых стало возможно формирование общего чека по всем предоплатам, были включены услуги:
  • в сфере ЖКХ (в том числе услуги от ресурсоснабжающих организаций);
  • услуги охраны и систем безопасности;
  • образовательные услуги.
  1. Изменился период, в котором фиксировались соответствующие объединяемый в общий чек расчеты.

Изначально это были расчеты, совершенные в течение суток, либо за расчетный период, не превышающий 1 месяца или установленный законом. Но — не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода.

p, blockquote 21,0,0,1,0 –>

После поправок в общий чек стало возможно включать расчеты за любой период, не превышающий месяца (или установленный законом), и при этом не позднее 10 дней, идущих за днем окончания периода.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Резюме

Широкий спектр хозяйствующих субъектов принимает платежи за популярные услуги — в сфере ЖКХ, культуры, спорта, по безналу. Им новый закон разрешил (по всей видимости, во всех случаях, связанных с приемом платежей на расчетный счет) не применять ККТ при безналичных расчетах. Кроме того, у коммунальщиков появилось право формировать общий чек по предоплатам без его направления клиенту.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Ранее мы рассказывали кому отменили онлайн-кассы до 2021 года и при выполнении каких условий.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Что об этом следует знать и как подготовиться к продаже маркированных товаров.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Как работает система ЕГАИС https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/egais-alkogol.html, какие особенности есть при продаже пива и крепких алкогольных напитков.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Должна ли применяться ККТ при приеме платежей от членов СНТ и ОНТ (садоводов и огородников) – изучаем нормативные .serp-item__passage. Прежде всего, онлайн-касса должна применяться СНТ и ОНТ при оказании тех услуг и работ, какие не предусмотрены уставными документами товарищества и одновременно.

Какие можно выдавать документы вместо кассового чека, если ИП или юридическое лицо освобождены от применения ККТ. Хозяйствующий субъект, освобожденный от применения ККТ и не обязанный, таким образом, выдавать кассовые чеки покупателям, тем не менее, в ряде случаев должен предоставлять им.

Один из традиционных кассовых документов, используемых российскими торговыми и сервисными предприятиями — бланк строгой отчетности. В чем заключается специфика его применения с учетом изменений в законодательстве о ККТ?

Советуем посмотреть ПОДБОРКУ ПОЛЕЗНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ и ПО , которые будут полезны многим предпринимателям.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
p, blockquote 29,0,0,0,1 –>

Звоните по телефону +7 (499) 348-19-87 (работаем во всех регионах РФ), если хотите узнать цены на ККТ, зарегистрировать кассу в ФНС, выпустить КЭП, подключить онлайн-кассу к ОФД.

Суд обязал управляющую компанию обеспечить принятие оплаты за жилищно-коммунальные услуги посредством наличной денежной формы в кассу и без комиссии

5 июня 2018 10:07 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) приняло участие по ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «ЖЭУ «Апрель» (далее – общество, исполнитель, управляющая компания) о защите прав потребителей.

Как следует из материалов дела, в конце мая 2017 года потребитель обратилась в бухгалтерию ООО «ЖЭУ «Апрель» в целях оплаты предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг за апрель месяц. Ей не удалось это сделать, так как ответчик отказался принимать оплату по причине отсутствия кассового аппарата. Также в бухгалтерии ответчика ей пояснили, что оплачивать коммунальные услуги в кассе ООО «ЖЭУ «Апрель» более она не сможет, так как ответчик отказался от использования кассового аппарата, а оплата производится только в банкоматах с комиссией 1%. Посчитав это навязыванием дополнительных расходов, истец обратилась к ответчику с претензией, в которой потребовала обеспечить оплату коммунальных услуг без комиссии. Ответчик проигнорировал претензию. Ответ получен не был, оплата коммунальных услуг без комиссии обеспечена не была.

Согласно ч.ч.4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которых осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

Частью 1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п.п.1, 5 ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п.1 ст.16.1 Закона.

В п.2 данной статьи указано, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъекты национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст.37 Закона предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с ч.ч.2, 7 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 названной статьи и ст.171 ЖК РФ.

В соответствии с п.63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п.65 Постановления № 354, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства РФ.

Из совокупного анализа положений ст.ст.154, 155 ЖК РФ, п.63 Постановления № 354, ст.ст.16.1, 37 Закона следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю.

С учетом всех обстоятельств дела, в том числе заключения Управления, Ленинским районным судом г.Кирова вынесено решение об удовлетворении исковых требований потребителя, согласно которому, на общество возложена обязанность обеспечить принятие оплаты содержания жилья и коммунальных услуг путем принятия наличных денежных средств в кассу ООО «ЖЭУ «Апрель» без комиссии. Также, с ответчика в пользу потребителя взысканы: уже удержанная комиссия при оплате содержания жилья и коммунальных услуг и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector