Базовая кафедра вуза на предприятии что это
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой

Имеется в виду законопроект, направленный на снижение административных препятствий для вузов, которые хотели бы создавать свои подразделения при предприятиях для того, чтобы студенты получали практические знания. На днях данный документ прошел процедуру нулевого чтения в ОП РФ.

Сегодня, по словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при предприятиях, заключается в том, что они не могут свободно вести свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся. Для этого им приходится создавать филиалы. “Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к крупным образовательным учреждениям, и закрываются”, – обратил внимание Александр Соболев. Отметим, что в настоящее время Минобрнауки России оценивает вузы и их филиалы с точки зрения эффективности по одинаковым критериям. Например, по среднему баллу ЕГЭ, численности обучающихся и инфраструктуре (Показатели по направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования).

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 закона об образовании).

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (ч. 7 ст. 13 закона об образовании). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала “Права студентов” в “Домашней правовой энциклопедии” . Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен Налоговый кодекс, поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в Трудовом кодексе.

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. “Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред.], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений”, – заявила представитель Госдумы.

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

В эпоху глобальной конкуренции человеческий капитал становится ключевым условием эффективного функционирования отдельных организаций, а также развития экономики страны в целом. Человеческий капитал, как совокупность компетенций работников, используемых для удовлетворения потребностей общества, способен обеспечить конкурентоспособность организации в рыночной среде. Основная роль в формировании и развитии данного капитала принадлежит образовательным организациям высшего образования: вузы призваны решать задачу обеспечения качества подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями работодателей.

В современных условиях деятельность вузов по подготовке кадров сопряжена с преодолением ряда проблем.

Во-первых, наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда. Объем и структура предложения со стороны сектора образования отличаются от объема и структуры спроса со стороны хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, существующие механизмы социального партнерства вузов и предприятий-работодателей носят характер «пилотных проектов» и требуют значительной проработки с целью создания единой методологической базы подготовки кадров с учетом требований работодателей.

В-третьих, зачастую вузы не имеют возможности регулярного обновления учебно-материальной базы в соответствии с уровнем развития современного производства.

В-четвертых, содержание образовательных программ, реализуемых вузами, в большей степени ориентировано на теоретическую подготовку студентов, не достаточное внимание уделяет решению задач производства.

Преодоление указанных проблем нам видится в возможности организации образовательного процесса по дуальной системе. Дуальное обучение является практико-ориентированным и представляет собой форму организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение студентов в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. [1,2].

Цель исследования. Возникший в последнее время интерес российских вузов к дуальному обучению отражает тенденции развития современной экономики. О необходимости дуальной подготовки кадров неоднократно заявлял Президент РФ В.В. Путин: «Бизнес и образовательные учреждения должны, наконец, иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях. »; «. считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях»; «подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики – это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость повышения производительности труда, а это, как вы знаете, . одна из ключевых задач развития» [3].

Преимущества применения дуального обучения, по сравнению с традиционной системой подготовки кадров, очевидны. В результате взаимодействия двух систем – образовательной и производственной – устраняется разрыв между теорией и практикой: студент получает знания в образовательной организации, а навыки и профессиональные компетенции – в реальных производственных условиях в организации-работодателе. Дуальное обучение создает высокую мотивацию студентов к овладению компетенциями, так как качество их подготовки напрямую связано с выполнением должностных обязанностей в будущем, после окончания вуза. Образовательные программы, по которым ведется подготовка кадров, составляются совместно с работодателями, в связи с чем, максимально учитывают требования производства, предъявляемые к будущим специалистам.

Цель настоящей статьи – осмысление и обоснование условий применения дуального обучения при реализации образовательных программ высшего образования для повышения качества подготовки квалифицированных кадров в вузах.

Читать еще:  Какой срок годности у копии трудовой книжки

Материал и методы исследования

С целью изучения условий применения практико-ориентированного обучения, проведен сравнительный анализ практики дуальной подготовки кадров в системе профессионального образования Германии и России.

Дуальное обучение в настоящее время широко используется в станах Европы, Азии и с 2014 года получило официальное признание в России. С января 2014 года в России действует правительственная программа по развитию дуального образования, реализацией которой занимается Агентство стратегических инициатив.

Родоначальником опыта дуального обучения является Германия. Общая идеология партнерства в ФРГ определена Федеральным институтом профобразования. На его основе Министерство образования и науки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех образовательных организаций, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий.

Особенностью дуального обучения в Германии является то, что нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд. евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3,6 миллионов организаций в дуальном обучении в ФРГ задействовано около 500 тысяч компаний [4].

Практически дуальное обучение в Германии реализуется следующим образом. Компании, имеющие положение на рынке, предлагают 2-3 места для дуального обучения и получает на эти места до трехсот резюме – запросов. К претендентам предъявляются высокие требования: высокий балл по выпускным экзаменам, свободное владение несколькими иностранными языками. Компания полностью оплачивает обучение пошедшего отбор претендента и выплачивает ему стипендию в течение всего периода обучения. Период обучения составляет 3 года. У студентов шестидневное обучение: три дня в неделю они учатся в вузе и три дня работают в компании. Во время обучения студент вначале получает диплом о среднем профессиональном образовании, а по окончании обучения – диплом бакалавра. После получения диплома компания предоставляет выпускнику работу в том подразделении, где он проходил обучение [5].

В России практика дуального обучения получила официальное признание на федеральном уровне с 2014 года. В этом году были подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в РФ было введено в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда. Кроме этого, сторонами также выступили Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В.В. Путиным. В своем послании к Федеральному Собранию глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава [6].

Основной целью данного соглашения является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров для приоритетных высокотехнологичных отраслей производства в рамках государственно-частного партнерства.

К основным задачам данного соглашения можно отнести:

– разработку, апробацию и модернизацию моделей обучения, с учетом требований работодателей, действующих стандартов, прогнозов рынка труда и общественно-экономического развития, на базе 14 центров;

– повышение квалификации кадров, привлеченных к участию в обучении кадров в рамках данной программы;

– формирование материально-технической базы для организации дуального обучения;

– прогнозирование потребности в кадрах на среднесрочную перспективу;

– совершенствование системы объективного и независимого анализа и оценки качества образования и уровня квалификации [4].

Рассмотрим опыт ряда вузов, успешно апробирующих дуальное обучение на своей площадке.

В Карагандинском государственном Техническом университете создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе используемой там модели «корпоративного консорциума» лежит распределенный учебный процесс, предполагающий теоретическое обучение на основе интернет – технологий, которое следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Данный подход позволяет сократить время обучения по инженерно-техническим специальностям [5].

В Томском политехническом университете по заявкам крупнейших российских и зарубежных предприятий абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, в котором кроме гарантированного трудоустройства, предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки за счет предприятия-работодателя при обучении в вузе, в том числе индивидуальные высокая стипендия, прохождение практик, стажировок и дипломного проектирования на будущем месте работы [6].

Особенностью дуального обучения в Павлодарском Инновационном Евразийском университете является перевод студентов на дуальную систему образования только с третьего курса, так как только к этому времени обучения студенты заканчивают изучать цикл общеобразовательных дисциплин, получают базовые знания по своей специальности и начинают изучать профилирующие дисциплины, формирующие основополагающие профессиональные знания, умения и навыки. В данной ситуации именно дуальная система позволяет проверить качество полученных студентами теоретических знаний, закрепить теоретический материал, сформировать у них практические навыки и умения, что актуально в контексте требований компетентной модели подготовки специалистов [7].

Существует множество механизмов реализации дуальной подготовки кадров. С принятием закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и введением понятия «сетевого взаимодействия» образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 159 на базе предприятий и организаций в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований создаются базовые кафедры [8].

Базовые кафедры призваны решать следующие задачи:

– разработка совместно с вузами образовательных практико-ориентированных программ;

– проведение всех видов практик с использованием материальной базы и кадрового потенциала организации-работодателя;

– руководство курсовым и дипломным проектированием, научно-исследовательской работой студентов;

– стажировка преподавателей вуза-партнера;

– привлечение специалистов предприятий к преподавательской деятельности;

– работа в государственных экзаменационных и аттестационных комиссиях;

Анализ показывает, что при подготовке кадров в вузах, где существуют такие кафедры, достигается соответствие содержания реализуемой образовательной программы профилю деятельности организации-работодателя; практическая подготовка студентов в результате использования современной материальной базы организаций-работодателей и их кадрового потенциала становится более качественной [8-10].

Результаты исследования и их обсуждение

Используя имеющийся опыт дуальной подготовки кадров, в Новоуральском технологическом институте – филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» разработан проект по созданию базовой кафедры на базе Научно-производственного объединения НПО «Центротех», г. Новоуральск. Алгоритмы процесса взаимодействия на стадиях создания и реализации представлены на рисунках 1, 2 соответственно.

На рисунке 3 представлена наиболее универсальная модель по взаимодействию вуза и предприятия в рамках проекта создания базовой кафедры, с учетом недостатков специфики взаимодействия между участниками, выявленных в ходе анализа процессов, отраженных на рисунках 1 и 2. В данном случае базовая кафедра выступает в качестве инструмента, регулирующего взаимодействия между участниками образовательного процесса, сокращая «шумы» в процессе коммуникаций.

Основываясь на имеющемся российском опыте дуальной подготовки кадров, можно констатировать, что дуальное обучение в рамках современных российских реалий имеет следующие основные достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести гарантированное трудоустройство выпускника, получение производственного опыта, как правило, требуемого работодателями от соискателей на имеющиеся в компании вакансии. С точки зрения работодателя плюс дуального обучения – это получение готового узкоспециализированного специалиста в соответствии с требованиями данной компании, уже адаптированного и не требующего затрат на его переобучение на новом рабочем месте. К основным недостаткам данной модели обучения можно отнести недостаточное финансирование, а зачастую и заинтересованность, со стороны работодателей (по сравнению, например, с практикой ФРГ). Что касается студентов, то не всегда сразу по окончании школы, человек может четко представить, что он хочет от своей будущей профессии, сможет ли она полностью реализовать его потребности, а необходимость «отрабатывать вложенные в него компанией средства» сможет стать впоследствии для человека обременительной. Помимо этого, при использовании дистанционных интернет – технологий, самостоятельное изучение студентом сложных технических дисциплин, после рабочего дня на предприятии, не всегда позволит студенту достигнуть высокого уровня теоретических знаний по изучаемым дисциплинам.

Тем не менее, опыт работы базовых кафедр российских вузов, в том числе и НТИ НИЯУ МИФИ, свидетельствует о перспективности дуального обучения.

«Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»

Казанский энергетический университет за два года открыл восемь базовых кафедр на площадках ведущих компаний Татарстана

Одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников. Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями. Казанский государственный энергетический университет одним из первых предложил ведущим предприятиям РТ создать базовые кафедры, где студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои знания. О том, насколько успешен проект и о его перспективах, рассказал проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев.

Проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев

«ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ»

– Дамир Фатыхович, что такое базовые кафедры КГЭУ и когда появились первые из них?

– Первые базовые кафедры появились примерно осенью 2014 года. Если коротко, то базовая кафедра — возможность максимально использовать инфраструктуру того или иного предприятия, как правило, гиганта отрасли, для более качественной подготовки наших выпускников. В создании подобных площадок наш вуз крайне заинтересован, ведь мы хотим создать оптимальные условия для наших студентов. Отрадно, что меньше чем за три года КГЭУ уже открыл 8 базовых кафедр на 8 ведущих предприятиях Татарстана, среди которых «Татэнерго», «Казэнерго», «Элекон», ООО «СервисМонтажИнтеграция» и так далее.

Читать еще:  На сколько дается гарантия на зимнюю обувь

– Неужели студенты без должного опыта имеют доступ к сложнейшим техническим устройствам?

– Безусловно, но только под присмотром высококвалифицированных специалистов — работников предприятия, где размещена кафедра. Более того, наличие базовой кафедры четко регламентируется законодательством, а между вузом и предприятием предусмотрено два основополагающих документа: первое —заключение двустороннего договора о создании базовой кафедры, второе — подписание положения о базовой кафедре.

Согласно этим документам, каждая базовая кафедра — это структурное подразделение КГЭУ, возглавлять его должен заведующий кафедрой. При этом в обязательном порядке выделяется помещение на территории предприятия. Студенты же посещают базовые кафедры не когда им захочется, а согласно расписанию занятий, которое согласовывается с предприятием. Поэтому все максимально упорядочено и под контролем специалистов предприятия.

Еще один важный момент: помимо инфраструктуры предприятия, мы привлекаем и его ведущих специалистов, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются также и преподаватели нашего вуза.

– Получается, что практика на базовой кафедре делает со временем из рядового студента специалиста, который изнутри знает всю «кухню»?

– Именно! В этом и есть ее сакральный смысл. Наш вуз работает на реальный сектор экономики, и наличие подобных кафедр позволяет потенциальному работодателю приглядеться к будущим сотрудникам, посмотреть, что каждый из себя представляет. К слову, один из основных критериев по которому министерство образования оценивает успешность деятельности вузов — трудоустройство, поэтому мы заинтересованы создать все условия.

Доступ к современному оборудованию, к заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу — все это позволяет повысить качество подготовки выпускников. Не бывает образования без науки, как и науки не бывает без образования. Нельзя забывать и о коммерциализации разработок вуза. Например, в США и Европе это очень сильно развито. У нас это направление тоже есть, но его темпы развития пока уступают западным.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО НАШИ СТУДЕНТЫ СМОГУТ ПОПАСТЬ НА ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАНЫ»

– Ваши цели и задачи ясны, а какая выгода для ваших партнеров?

– Во-первых — снижение сроков внедрения результатов научно-исследовательской работы, поскольку только что разработанные технологии можно сразу же внедрить и испытать в реальных условиях. Во-вторых — профессиональная адаптация выпускников. Это крайне важный момент, поскольку есть определенные корпоративные требования к будущим сотрудникам, к которым рядовой выпускник может привыкать год-два, а то и больше. И в-третьих — снижение издержек, связанных с поиском и доучиванием кадров.

– Любой ли из студентов КГЭУ может претендовать на обучение на базовых кафедрах?

В этом вопросе нет каких-либо ограничений, и проявить себя могут даже первокурсники. Просто у них еще недостаточно теоретических знаний, поэтому предпочтение отдается бакалаврам третьего-четвертого курсов или первого-второго курсов магистратуры.

– Есть ли статистика, которая позволяет понять, насколько помогают базовые кафедры трудоустроиться вашим студентам?

– Поскольку этот проект существует чуть более двух лет, полная картина еще не сформировалась, но то, что мы видим сейчас, нас вполне устраивает. В последние годы уровень трудоустройства выпускников в целом по КГЭУ составляет более 90 процентов. Это хороший показатель. Но на этом мы не собираемся останавливаться и рассчитываем, что развитие базовых кафедр как инструмента качественной подготовки выпускников позволит улучшить показатель по трудоустройству.

– А могут ли предприятия открыть базовую кафедру у вас?

– Создание базовых кафедр в вузах возможно и не имеет никаких ограничений по закону. Даже в том случае, если компания расположена на Дальнем Востоке или в Сибири, а базовая кафедра открывается, например, в КГЭУ.

Но в случае когда вуз хочет открыть базовую кафедру за пределами муниципального образования, законом ФЗ-273 подобные действия ограничены. Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить бюджетные ассигнования на открытие и функционирование подобной площадки в другом регионе. У меня уже было несколько публичных выступлений на совещаниях и конференциях различного уровня, в том числе в и Москве, где я отмечал необходимость внесения изменений в федеральный закон, чтобы вузы могли открывать базовые кафедры за пределами муниципального образования, поскольку это способствует развитию вуза.

Очень надеюсь, что в ближайшее время удастся найти золотую середину в этом вопросе, тогда и предприятия будут активнее идти на контакт, что позволит нашим студентам получать необходимый опыт и практику на лучших предприятиях страны.

Зачем компании создают базовые кафедры

  • 16 августа 2016

Базовая кафедра представляет собой площадку, на которой сотрудничают университеты и компании. Создаются они чаще в финансовых и технических вузах: потенциальные работодатели их выпускников склонны к долгосрочным инвестициям, поясняет генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team Алексей Горбунов, — именно в этих сферах существует огромный разрыв между усредненным высшим образованием и потребностями компаний. Остальные сферы, по его словам, развивались последние 20−25 лет не столь стремительно, поэтому компании имеют выбор на рынке труда.

Практика — критерий истины

Большинство базовых кафедр ИТМО ( Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) работает со студентами магистратуры, которые имеют уже «качественно иной уровень» самосознания и мотивации, считает директор центра научного бизнес-партнерства Университета ИТМО Владлена Сергеева.

«На кафедре теоретической и прикладной информатики разработчика ПО Parallels в МФТИ слушатели выбирают интересующие их направления в разработке ПО, после чего решают практические задачи», — рассказывает вице-президент Parallels Николай Добровольский.

КПМГ начинала с единичных мастер-классов и тренингов, а с 2012 года перешла к преподаванию отдельных дисциплин и факультативов. Принцип работы кафедры все тот же — тесная интеграция практики КПМГ и академического опыта университета, поясняет завкафедры аудиторской компании КПМГ в Финансовом университете Кирилл Алтухов. Сотрудники аудиторской компании руководят научной работой, проводят мастер-классы, организуют стажировки и практики, а также участвуют в приеме госэкзаменов и защите дипломов.

У завода «Самаралакто» ( входит в Danone) похожий подход: студенты его базовой кафедры на факультете пищевых производств СамГТУ проходят практику на производстве. Кроме того, компания предоставляет гранты, позволяющие мотивировать студентов и дать возможность проводить научные эксперименты на базе действующего производства, рассказывает директор по связям с общественностью и государственными органами Мария Жаркова.

И их дивиденды

В качестве критериев эффективности вложенных усилий компании, как правило, рассматривают число выпускников, а также количество людей, пришедших с базовой кафедры.

У Parallels, например, выпускников более 600. Некоторые из нынешних вице-президентов компании учились у ее же сотрудников, доволен Добровольский. При этом выпускники кафедры — специалисты, умеющие делать не просто «отличные, быстро работающие» алгоритмы и программы, но и такие, которые при этом еще и «красиво выглядят, интуитивно понятны и просты в использовании». С этим, как признается вице-президент Parallels, пока в России «беда».

«Левада-центру» для обновления кадрового состава тоже вполне достаточно тех примерно 15 человек из нескольких десятков, прошедших через его базовую кафедру в Высшей школе экономики, говорит директор центра Лев Гудков.

Соотношение общего числа студентов базовых кафедр и тех, кто в итоге остается работать в компании, как правило, не очень велико. Но это не беда: даже если кто-то из стажеров чувствует, что работа в Parallels — это «не его», то не стоит мешать людям пробовать что-то новое, настроен философски Добровольский. Похожий подход у КПМГ: «Мы делаем все, что в наших силах, чтобы привлечь и заинтересовать самых мотивированных и талантливых ребят, но всегда позиционировали себя как employer of choice».

Даже если из десяти человек остается один, но при этом удается закрывать дефицитные позиции и получать приверженных компании и продукту сотрудников, то нельзя назвать пустыми усилия, вложенные в базовую кафедру, считает Мария Жаркова из «Самаралакто». За три года существования кафедры «Самаралакто» приняла на работу десять сотрудников из числа ее выходцев ( всего на заводе работает 340 человек), некоторые из них уже получили повышения в должности или перешли в другие подразделения.

Привлечь и удержать

Действительно, студенты избирательны, и самые толковые из них посещают программы и мастер-классы всех крупных компаний — приходится рассказывать о преимуществах перед прямыми конкурентами, подтверждает Кирилл Алтухов из КПМГ. А также проводить специальные мастер-классы, чтобы скорректировать ожидания и самооценку студентов базовых кафедр. Это проблема всего поколения Y, ориентированного на получение быстрого результата — им сложнее доносить, что чтобы претендовать на определенную компенсацию, нужно иметь не только теоретические, но и практические знания, которые можно получить только в ходе работы.

Если же конкурентов на рынке нет, как нет их, например, у «Самаралакто», то проблема завышенных ожиданий не стоит. Они бывают у ребят, которые во время учебы не видят реального производства и не представляют всей сложности управления процессами на современном молочном комбинате, считает Мария Жаркова.

Текст: Мария Алешко
Фото: пресс-службы Parallels, ИТМО

«В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес»

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать базовые кафедры, считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?

— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра — это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?

— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете — в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра — это всего лишь вывеска.

— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности — студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр. Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции. Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».

Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?

— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?

— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы — например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот — поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»

«Национальный исследовательский университет ИТМО»

В настоящее время в университете работает 18 базовых кафедр, они проводят значительную работу по подготовке специалистов, обеспечивают производственные практики студентов, осуществляют руководство ВКР, участвуют в работе государственной аттестации выпускников университета. Кроме того, по линии деятельности базовых кафедр, работающих на своих предприятиях, университет имеет возможность использования в учебном процессе уникальное оборудования этих предприятий, как для реализации учебной деятельности, так и для проведения научных исследований.

Актуальность решения задачи по организации подготовки высококвалифицированных кадров под конкретный заказ промышленного предприятия диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ, учитывающих инженерно-технический профиль предприятий и организаций реального сектора экономики. При этом критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям конкретных заказчиков (работодателей) и особенностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, обеспечивать развитие профессионально-деловых качеств и компетентности.

С учетом различных видов профессиональной деятельности и специфичности требований, предъявляемых высокотехнологичными предприятиями к специалисту, в НИУ ИТМО была разработана и внедрена комплексная инновационная система подготовки магистров, осуществляемая на базовых магистерских кафедрах, созданных при высокотехнологичных предприятиях и организациях реального сектора экономики.

2-х годичная магистерская подготовка ориентирована на проектно-конструкторскую, технологическую и научно-исследовательскую подготовку, включая соответствующие виды практик на предприятиях-заказчиках, и позволяет обеспечить системность знаний и компетенций выпускников-магистров в соответствии с заявленными приоритетами, основанными на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий, тем самым обеспечивая необходимые условия для профессионального развития специалистов отрасли.

Особенностями научно-образовательной деятельности на базовых магистерских кафедрах являются:

  • ориентация на текущие и перспективные потребности организаций реального сектора экономики и отрасли в целом в высококвалифицированных кадрах и получении дополнительных профессиональных компетенций специалистами в сфере приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;
  • стимулирование взаимодействия российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки путем проведения на кафедрах комплексных междисциплинарных проектов с привлечением магистрантов;
  • формирование предприятиями-заказчиками перечня компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация, на основе запроса трудовых функций будущего специалиста отрасли
  • наполнение дисциплин профессионального цикла на основе реализации конкретных совместных проектов кафедры, гибкость и вариативность магистерской образовательной программы
  • осуществление не менее 50 процентов времени обучения магистрантов в формате практической работы на базе предприятия или совместной с вузом научно-образовательной лаборатории, исследовательском или инжиниринговом центре и т.д.;
  • наличие современной материально-технической базы для реализации предлагаемой практической работы, а также наличие педагогических работников из промышленности соответствующего квалификационного уровня;

Базовая магистерская кафедра создается в Университете при высокотехнологичном предприятии (группе предприятий) с целью эффективной интеграции науки, промышленности и образования. Базовая кафедра является учебно-научным структурным подразделением профильного Факультета Университета, которое проводит учебную, научно-методическую и научно-исследовательскую работу, осуществляет подготовку кадров и повышение их квалификации. Базовая кафедра создается и ликвидируется приказами Ректора Университета и Генерального директора компании в соответствии с решением Ученого совета Университета и директором предприятия

Структура БМК и её место в организационной структуре ВУЗа

В период 2011-2013 гг. в соответствии с новыми требованиями были открыты 5 базовых магистерских кафедры (БМК) инновационного типа при высокотехнологичных предприятиях:

Кафедра Светодиодных технологий (СТ), ФОИСТ, ЗАО «Оптоган», 2011 год, зав. каф. Бугров В.Е.;

Кафедра Информационных систем и технологий в выскотехнологичном бизнесе (ИСТВБ), ИКТ, ЗАО «Институт инновационных технологий бизнеса», 2013 год, зав.каф. Кораблев А.В. (Кластер высоких технологий и инжиниринга Hi-Tech).

Успешно выполняют все учебные и научные показатели и традиционные (исторические) базовые кафедры НИУ ИТМО:

За период 2010-2013 гг., благодаря плодотворному и взаимовыгодному партнерству с базовыми предприятиями были выиграны 5 мегагрантов в рамках Постановления Правительства № 218 от 09.04.2010 г. (ОАО «ЛОМО» (2010, 2013), ЗАО «Диаконт» (2012), ЦНИИ «Электроприбор» (2012), ЗАО «Оптоган» (2013)).

По вопросам стратегического взаимодействия обращаться к куратору базовых магистерских кафедр В.С. Серебряковой

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector