Автономное учреждение изменения учетной политики 2018
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Автономное учреждение изменения учетной политики 2018

Автономное учреждение изменения учетной политики 2018

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.01.2018 автономное учреждение здравоохранения будет вести учет по новому Федеральному стандарту “Основные средства”, утвержденному приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н. Какие изменения следует внести в учетную политику по нефинансовым активам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При внесении изменений в учетную политику автономному учреждению следует учесть положения СГС, применяемых организациями государственного сектора с 01.01.2018, изменения, вносимые в Инструкции N 157н и 183н, а также методические рекомендации Минфина России по вопросам применения СГС.

Обоснование вывода:
Начиная с 2018 года автономные учреждения переходят на ведение бухгалтерского учета с применением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее – СГС). Так, с 1 января применяются пять стандартов:
– федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
– федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее – СГС “Основные средства”);
– федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н;
– федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Обесценение активов”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н;
– федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н.
Все СГС применяются во взаимосвязи друг с другом.
Обратите внимание, что в связи с переходом на стандарты Минфином России подготовлены проекты приказов о внесении изменений в Инструкции N 157н и N 183н, утвержденные приказами Минфина России от 01.12.2010 и 23.12.2010 соответственно (далее – Инструкция N 157н, Инструкция N 183н). Соответствующие проекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru).
Отметим, что положения СГС по некоторым позициям существенно отличаются от положений действующих в настоящее время инструкций по ведению бухгалтерского учета, в частности, Инструкции N 157н и N 183н. В свою очередь, введение новых правил бухгалтерского учета требует внесения соответствующих изменений в учетную политику учреждения государственного сектора (п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). В связи с этим автономному учреждению необходимо провести сравнительный анализ действующих норм Инструкций NN 157н, 183н и применяемыми с 01.01.2018 СГС, в том числе и СГС “Основные средства”, а также с изменениями, вносимыми в указанные инструкции.
СГС “Основные средства” устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Первое применение СГС “Основные средства” при учете основных средств разъяснено системным письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257. Данные разъяснения рекомендуется учитывать при разработке своей учетной политики.
Рассмотрим некоторые изменения, которые следует учесть при формировании учетной политики автономного учреждения на 2018 год, например:
1. Входящие остатки на 01.01.2018 должны быть сформированы в учете автономного учреждения уже с учетом положений СГС “Основные средства”. В учетной политике следует предусмотреть конкретный порядок формирования входящих остатков. При этом помимо требований самого стандарта следует также учитывать и разъяснения Минфина России, в частности, данные в письмах от 15.12.2017 N 02-07-07/84237, от 30.11.2017 N 02-07-07/79257.
Так, например, формирование входящего остатка на 01.01.2018 осуществляется операциями в межотчетный период через счет 0 401 30 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов” на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
2. Уточнено само понятие “основные средства”. Так, ранее в соответствии с п. 38, 41 Инструкции N 157н под основными средствами понимались материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, а также объекты со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Пунктом 7 СГС “Основные средства” данное понятие было расширено и дополнено, указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении не только в эксплуатации, в запасе, на консервации, но также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
Кроме того, теперь материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС “Основные средства”).
Соответственно, в своей учетной политике автономному учреждению следует определить, в частности, критерии признания объекта основных средств, порядок учета объектов, которые не могут быть учтены в качестве основных средств, и порядок их перевода на забалансовые счета. Например, оценка соответствия объектов имущества понятию “основные средства” может проводиться:
– в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности;
– при проведении инвентаризации по любым основаниям;
– в течение года – по мере необходимости.
3. Поменялась группировка основных средств (смотрите п. 7 СГС “Основные средства”, проект внесения изменений в Инструкции NN 157н и 183н). В частности, нежилые помещения и сооружения объединены в одну группу, для библиотечного фонда отдельная группа теперь не предусмотрена. Для учета библиотечного фонда, за исключением периодических изданий, теперь предназначен счет 0 101 08 000 “Прочие основные средства”.
Подобные изменения также следует учесть при корректировке учетной политики, в том числе рабочего плана счетов.
4. Применяемые способы начисления амортизации также являются вопросом, который следует урегулировать в учетной политике автономного учреждения в 2018 году. В соответствии с п. 36 СГС “Основные средства” амортизацию можно начислять не только линейным методом, но и методами “уменьшаемого остатка” и “пропорционально объему продукции”. Согласно п. 37 СГС “Основные средства” учреждение не может выбирать метод начисления амортизации произвольно. Выбор метода амортизации надо обосновать – он должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. При этом нет запрета применять разные способы амортизации по группам основных средств, но обязательно выбранные способы амортизации относительно групп объектов основных средств должны быть закреплены в учетной политике.
5. Порядок группового учета основных средств и порядок учета операций по замене частей в ходе эксплуатации основного средства.
На основании п. 10 СГС “Основные средства” в один инвентарный объект объединяются объекты имущества, если:
– срок их полезного использования одинаков;
– стоимость не существенна.
Порядок применения этого пункта следует определить в учетной политике.
Кроме того, в своей учетной политике необходимо предусмотреть:
– особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
– порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;
– особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т.п.);
– порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Учетная политика (для госсектора).
– Энциклопедия решений. Установление критериев существенности в учетной политике (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

12 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

Новые стандарты

С 2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина:

Год начала применения

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора

№ 256н от 31.12.2016

№ 257н от 31.12.2016

№ 258н от 31.12.2016

№ 259н от 31.12.2016

Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности

№ 260н от 31.12.2016

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

№ 274н от 30.12.2017

События после отчетной даты

№ 275н от 30.12.2017

№ 32н от 27.02.2018

Отчет о движении денежных средств

№ 278н от 30.12.2017

Информация о связанных сторонах

№ 277н от 30.12.2017

№ 33н от 28.02.2018

Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности

№ 37н от 28.02.2018

Влияние изменений курсов иностранных валют

№ 122н от 30.05.2018

Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах

№ 124н от 30.05.2018

№ 145н от 29.06.2018

№ 146н от 29.06.2018

№ 256н от 07.12.2018

Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции

№ 305н от 29.12.2018

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться этим методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.

В части методов начисления амортизации учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступны три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2020 года

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить это условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять этот способ, но следует обосновать это в УП.

Для бюджетников: инструкция № 157н изменена

В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов и дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.

Новое в налоговом законодательстве

Изменения Налогового кодекса в 2020 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    • поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности;
    • средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Читать еще:  Пенсия женам военных после смерти мужа

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).

Автономное учреждение изменения учетной политики 2018

Новости

О снижении цены на КАМИН: Кадровый учёт. Версия 3.0
О снятии с продаж и поддержки программы «1С-КАМИН:Учет ГСМ и запчастей. Версия 2.0»

Календарь событий

пн вт ср чт пт сб вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Что включить в учётную политику бюджетной организации на 2018 год?

В учётную политику для бухучёта включите:

  • рабочий план счетов. Включите только те счета, которые применяете, в том числе которые ввели самостоятельно;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок учёта и раскрытия в отчётности событий после отчётной даты;
  • формы первичных документов, регистров бухучёта и других документов без унифицированной формы;
  • порядок проведения внутреннего финансового контроля;
  • положения о формировании и учёта резервов;
  • другие условия, которые необходимы для организации и ведения бухучёта.

Не включайте в учётную политику:

  • правила из инструкций по бухучёту. Вписывать надо только те, которых нет в инструкциях или которые вы выбрали из нескольких вариантов;
  • нормы трудового, гражданского и налогового законодательства;
  • личные данные сотрудников;
  • способы и методику учёта, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Такой вывод следует из статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пункта 6 Инструкции к Единому пла- ну счетов № 157н.

Важно! Стоимостной критерий амортизируемого имущества в учётной политике не указывайте.

С 2018 года меняются величины пределов, по которым основное средство признают, как амортизируемое имущество:

  • до 10 000 рублей – основное средство списывают с балансового учёта при вводе в эксплуатацию;
  • свыше 10 000 рублей, но менее 100 000 рублей – начисляют 100-процентную амортизацию при вводе в эксплуатацию;
  • свыше 100 000 рублей – амортизацию начисляют одним из выбранных методов.

Пороговые значения обязательны для всех учреждений, поэтому их не нужно дополнительно описывать в учётной политике.

Изменения в учётной политике на 2018 год для бюджетных учреждений

Изменения в учётной политике возможны в трёх случаях:

  • изменилось законодательство по бухучёту, в том числе федеральные или отраслевые стандарты;
  • учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения учёта. Например, передаёте учёт в централизованную бухгалтерию;
  • изменились условия деятельности учреждения. Например, прекратили заниматься одним из видов деятельности.

Учётную политику на 2018 год надо дополнить новыми положениями и убрать из неё устаревшую информацию. Так как с января бюджетные и казённые учреждения (государственные и муниципальные) начали работать по федеральным стандартам и обновлённым инструкциям № 33н, № 157н и № 174н.

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов нужно скорректировать в связи с поправками в Инструкцию № 157н. Новые счета, которыми будет пользоваться учреждение, включают в рабочий план (см. Таблица 1).

Счета бюджетного учёта, исключённые с 2018 года, можно посмотреть в Таблице 2. А счета бюджетного учёта, которые заменили на новые, – в Таблице 3.

Учёт основных средств

Из учётной политики должно следовать, какое имущество учитывают, как инвентарный объект. Теперь основные средства, срок полезного использования которых одинаков и стоимость несущественна, разрешено объединить в один инвентарный объект. Единицей учёта может быть и часть объекта имущества, если можно определить период поступления будущих экономических выгод от неё или полезного потенциала.

Как отдельное основное средство можно учесть и часть имущества с отличным от остальных частей сроком полезного использования. Стоимость этой части должна составлять значительную величину от общей стоимости имущества. Причём такая единица учёта основных средств определяется вне зависимости от возможности физического обособления части объекта.

Правила амортизации

С 2018 года амортизацию можно начислять тремя способами: линейным, методом уменьшаемого остатка и пропорционально выпуску продукции. Укажите в учётной политике, какой метод выбрали. При этом амортизировать можно как отдельный объект, так и группу имущества.

Метод уменьшаемого остатка, особенно с применением коэффициента ускорения, позволит в течение первых лет эксплуатации снизить остаточную стоимость имущества. Это окажет влияние на налоговую базу по налогу на имущество. Метод пропорционально объёму продукции возможно применять, когда заранее известно, что основное средство будет использоваться исключительно в какомлибо производстве, и после его прекращения дальнейшее использование объекта не предполагается.

Обесценение активов

В учётной политике должен появиться новый раздел об обесценении активов. Например, пару лет назад учреждение купило кассовый аппарат. Его использовали в платной деятельности. Не прошло и года, как чиновники потребовали переходить на онлайн-кассы. Оказалось, что данную модель нельзя перепрограммировать под онлайн-кассу. То есть теперь вложение в этот актив не окупится. Возникает мысль кассу продать, но цена на неё теперь ничтожна: касса, которую нельзя использовать, никому не нужна. То есть этот актив обесценился.

Опишите группы активов, по которым может быть запланировано обесценение. Первый тест на обесценение (выявление возможных признаков обесценения) надо будет проводить после годовой инвентаризации в 2018 году.

Расчёты по аренде

В методологической части учётной политики нужно прописать порядок применения стандарта «Аренда», если учреждение имеет арендные отношения либо отношения по безвозмездной передаче имущества в пользование. Если сдаёте или берёте имущество в аренду, в учётной политике нужно раскрыть:

  • момент признания объекта аренды;
  • метод начисления амортизации по имуществу;
  • порядок признания результатов текущего финансового года из доходов и расходов будущих периодов;
  • порядок признания доходов от арендных платежей.

Учетная политика — 2018: обзор изменений

В ПБУ 1/2008 внесен ряд изменений, чтобы упорядочить процедуры формирования учетной политики организации, активизировать применение МСФО, привести нормы ПБУ в соответствие с Законом о бухучете. Проверьте, отразились ли эти поправки на вашей работе и нужно ли вам менять учетную политику.

Изменения в ПБУ 1/2008 внесены с 06.08.2017 Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Дополнительно Минфин России выпустил информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором перечислены изменения и даны пояснения по их применению. С текстом документа, на наш взгляд, полезно ознакомиться бухгалтерам и аудиторам.

Независимость учетной политики относительна

В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.

Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.

Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.

Алгоритм формирования учетной политики уточнен

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера

Положение об учетной политике организации на 2018 год:

  • Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
  • Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
  • Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.

Чтобы начать работать в Нормативе, просто зарегистрируйтесь

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).

При формировании такой информации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Если применяется упрощенный учет

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.

Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.

Когда от ФСБУ можно отступить

В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Однако при этом должны выполняться следующие условия:

  • установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
  • существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
  • такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
  • экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил. Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации. Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Если отчетность составляется по правилам МСФО

Ряд организаций обязан вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также финансовую отчетность по правилам МСФО могут формировать компании, не создающие группы (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции п. 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только ФСБУ, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, как оно будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (новый п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Требование рациональности уточнено

Учетная политика организации должна гарантировать рациональность при ведении бухучета. Этот критерий основывается на хозяйственной деятельности компании, на ее размерах, на соотношении ее расходов, понесенных при формировании данных о том или ином объекте бухучета, и ценности таких сведений, а теперь еще и на соотношении затрат на формирование информации и полезности этой информации. Такое дополнение появилось в новой редакции п. 6 ПБУ 1/2008.

Ретроспективное отражение изменения учетной политики уточнено

В п. 15 ПБУ 1/2008 определено, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухучете, как правило, ретроспективно. Изменениями уточнено, что ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса, на которые повлияли изменения. Корректировка производится на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

Изменения связаны с тем, что нераспределенная прибыль в процессе корректировок задействуется не всегда.

Досрочное применение ФСБУ

Ранее необходимо было раскрыть неприменение опубликованного, но не вступившего в силу нормативного акта, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено. Когда нормативный документ по бухучету допускает свое досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности (обновленный п. 23 ПБУ 1/2008).

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.

Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации

Учетку можно закрепить стандартами

Ряд норм ПБУ приведен в соответствие с 402-ФЗ. Так, в п. 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты организации. Ранее были упомянуты только приказы и распоряжения.

Также напоминаем, что учетной политикой необходимо утвердить форму путевого листа. Которая изменилась в 2017 году. Читайте об этом подробнее в статье «Составляем путевые листы по-новому: инструкция для бухгалтера».

Если изменения ПБУ 1/2008 на вашей работе никак не отразились, проверьте свою учетную политику на предмет выбора допустимых способов учета с помощью нашей шпаргалки.

Людмила Фомина, аттестованный аудитор

Учетная политика организации на 2018

К началу нового финансового года организациям нужно проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.

Новые форматы ЭДО

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

Основные рекомендации для учетной политики (УП) при использовании ЭДО:

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу – организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону “О консолидированной финансовой отчетности” составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности”).

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам).

Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% — из федеральной части налога.

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение — право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Учетная политика 2018 – проверь, чтобы не забыть

На что нужно обратить внимание при настройке учетной политики в 2018 году, как ее актуализировать и какие изменения вступили в силу – разберемся со всеми вопросами по порядку.

Учетная политика для целей бухгалтерский учета

Все требования по составлению учетной политики для бухгалтерского учета можно найти в ПБУ 1/2008. Данное положение претерпело серьезные изменения еще 6 августа 2017 г. (Приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Изменения коснулись правил выбора способов учета, трактовке определения «несущественная информация» и отмены обязанности составления пояснительной записки. Начнем по порядку.

Выбор корректного способа учета

В обновленной редакции ПБУ 1/2008 более конкретно установлены правила для выбора способа учета: следовать, как и прежде, нужно федеральным стандартам бухучета, а если существуют альтернативные способы – организация вправе выбрать один из существующих.

Что же делать, если ни одного подходящего способа в федеральных стандартах нет? Ответ весьма логичен – разработать свой, новый способ, руководствуясь следующими документами: международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты, а в самом крайнем случае — рекомендации в области бухучета. Данные положения содержатся в новом, специально созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008, потому как до этого данный перечень действий официально не был закреплен.

Когда же эти коррективы нужны? Во-первых, когда меняются сами стандарты законодательства РФ. Во-вторых, если вы разработали новый, более эффективный, повышающий качество предоставляемой информации способ ведения учета. И, конечно, если весьма сильно изменилась деятельность вашей организации. Как правило, любые планируемые изменения на грядущий год утверждаются в декабре.

Упрощенный способ ведения учета

Пояснения также предусмотрены и для организаций, применяющих УСН и сдающих упрощенную отчетность. К таковым относятся некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства (независимо от выбранной ими системы налогообложения) и участники проекта «Сколково». Вышеперечисленные организации обязаны применять установленные федеральными стандартами способы учета и в случае, если таких несколько – выбрать один из существующих. Опять же, как говорилось выше, если подходящего способа нет – можно разработать свой, более подходящий и более рациональный.

Хочется дополнительно упомянуть, что само по себе понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения! Ранее данный термин означал, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Сейчас же разработано дополнение, уточняющее, что требование рациональности помимо этого — еще и соотношение затрат на формирование информации и ее полезности (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Дочерние компании

Допустим, «материнское» предприятие приняло стандарты бухгалтерского учета, в том числе и для всех дочерних структур – это значит, что дочерние структуры выбирают способ учета, опираясь именно на эти стандарты. В остальных случаях способы учета выбираются в независимости от того, каким конкретно способам следуют другие компании (новый пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Консолидированная отчетность

Пункт 7 ПБУ 1/2008 описывает правило, согласно которому организации, ведущие учет и составляющие отчетность в соответствии с МСФО, вправе учитывать помимо стандартов федеральных еще и стандарты МСФО.

Но вдобавок к этому, если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, противоречит требованиям МСФО, то его организация вправе не применять. Тем не менее компания должна разъяснить, почему данные способы не соответствуют друг другу, подробно их описав.

Несущественная информация

Теперь в ПБУ 1/2008 введено новое определение — несущественная информация. Что оно значит? Это информация, существование, отсутствие или способ отражения которой никак не влияет на экономические решения, теперь и называется «несущественной». Организация сама устанавливает, что за информация является несущественной на основании ее величины и характера. Пункт 7.4 ПБУ 1/2008 содержит указания на случай, когда руководство федеральными стандартами или же создание новых стандартов ведет к появлению несущественной информации. В такой ситуации бухгалтер сам выбирает способы учета, то есть без применения стандартов. И да, обращаем ваше внимание: данное правило подходит для всех организаций.

Пояснительную записку составлять больше не нужно

Пояснительная записка, согласно предыдущим редакциям ПБУ 1/2008, сдавалась в составе бухгалтерской отчетности и раскрывала способы ведения учета.Теперь данное понятие в ПБУ 1/2008 не применяется – все сведения об учетной политике, способах ведения учета содержатся в бухгалтерской отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Для целей налогового учета все правила составления учетной политики закреплены и прописаны в НК РФ.

Перед тем, как перейти к нововведениям текущего года, давайте разберем изменения, вступившие в силу еще в 2017 г.:

  1. Появилась возможность выбора базы, на основании которой определяется максимально возможная сумма резерва по сомнительным долгам. При этом объем резерва по сомнительному долгу при наличии встречного обязательства не превышает суммы, большей, чем данное встречное обязательство.
  2. Больше не действует 10-летнее ограничение на перенос убытков на будущий период, но сумма не должна превышать 50% текущей налоговой базы (пп. 2, 2.1 ст. 283 НК РФ).
  3. Для периода с 2017 по 2020 гг. суммы налога распределяются по бюджетам в пропорции: 17% – в региональный, 3% – в федеральный (п. 1 ст. 284 НК РФ).
  4. Расширен список энергоэффективных объектов, в отношении которых возможно применение ускоренной амортизации (постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 1006).
  5. Вступил в действие новый классификатор ОКОФ (ОК 013-2014), что, в свою очередь, отразилось на отнесении основных средств, введенных в эксплуатацию после 2016 г., по амортизационным группам.

Если говорить о 2018 г. – гл. 25 НК РФ в очередной раз обновилась. При этом данные нововведения не требуют принятия решений о выборе способа учета – они преимущественно уточняют уже существующие правила, которые коснулись не всех налогоплательщиков и сводятся к следующему:

  1. Дополнен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, и поступлениями в виде (подп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ):
  • выявленных при инвентаризации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • полученных как вклад в имущество юридического лица имущественных объектов или прав (имущественных либо неимущественных).
  1. Доходы некоммерческих организаций, осуществляющих финансовую поддержку капремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных средств (подп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ) теперь не являются доходами, которые при определении налоговой базы не берутся в расчет.
  2. Услуги по предоставлению поручительств юридическими лицами, не являющимися банками, относятся к доходам, которые не учитываются при определении налоговой базы, но только в случае, если они являются безвозмездными (подп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  3. В период с 2018 по 2022 гг. объектами водоснабжения и водоотведения, включенными в специальный перечень, теперь дополнен список объектов, в отношении которых возможно применение ускоренной амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
  4. Учет расходов на НИОКР претерпел некоторые изменения:
  • На промежуток 2018–2021 гг. разрешается включать расходы по приобретению исключительных прав на новые разработки и прав на их использование в целях НИОКР (подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • Затраты на НИОКР, разрешенные к списанию на прочие расходы с коэффициентом 1,5 теперь могут с таким же условием включаться в стоимость созданных с исключительным правом на них амортизируемых нематериальных активов (п. 7 ст. 262 НК РФ).
  • Средства, которые безвозмездно перечисляются в бюджет РФ по соглашению целевых взносов на электроэнергетику (подп. 48.9 п. 1 ст. 264 НК РФ), теперь включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Также с текущего года изменения коснулись организации, применяющие «правило 5 процентов». С 1 января 2018 г. компаниям необходимо вести раздельный учет НДС по-новому – к вычету НДС заявить можно по покупкам, относящимся одновременно и к облагаемым, и к необлагаемым операциям в том случае, если доля расходов на необлагаемые операции составляет не более 5 % (п. 4 ст. 170 НК). Помимо этого, организации не смогут принять к вычету входной НДС с покупок только необлагаемых операций независимо от доли расходов на эти сделки. Теперь в НК РФ закреплено правило: если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 %, то НДС по смешанным расходам можно полностью принимать к вычету (Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ). Если траты относятся лишь к необлагаемой деятельности, то НДС надо учитывать в счет расходов компании (п. 4 ст. 170 НК).

Где настроить учетную политику в «1С:Бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» Настройки учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выполнить в разделе «Главное» – «Учетная политика».

Для целей налогового учета учетную политику также нужно проверить в разделе «Главное» – «Налоги и отчеты».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector