Управляющая компания не подписывает справку о составе семьи
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Управляющая компания не подписывает справку о составе семьи

Что делать, если управляющая компания не выдает справку о составе семьи?

Одним из часто встречающихся вопросов, адресованных юристам, является правомерность действий управляющих компаний по отношению к выдаче определенных документов. Такой вопрос возникает потому, что управляющие организации часто отказывают в выдаче справки о составе семьи. Сотрудники либо требуют плату за оказание услуг, либо ссылаются на задолженность обратившегося человека по коммунальным услугам.

Согласно ФЗ No-149, гражданин РФ имеет полное право получить справку о составе семьи бесплатно. Задолженность по коммунальным услугам не является аргументом для отказа в выдаче.

Обязанность управляющей компании выдавать документы

Управляющие компании обязаны предоставлять бесплатно определенный ряд документов, согласно закону РФ п. 2 ч. 8 ст. 8 ФЗ No 149 от 27 июля 2006 г.

К таким документам относят следующие:

  • Справка о месте регистрации по месту жительства (Форма 9). В ней указаны сведения о гражданах, прописанных в жилом помещении и снятых с регистрационного учета на период проживания собственника. Она же и является «справкой о составе семьи»;
  • Карточка регистрации по форме 9 — это основание для прописки человека в определенную квартиру;
  • Справка формы No 12, где указаны сведения о людях, снятых с учета, но имеющих право претендовать на жилплощадь. Информация указывается за все время существования определенной жилплощади;
  • Выписка из домовой книги;
  • Единый жилищный документ;
  • Иные документы, касательно учета граждан.

Есть несколько нюансов, при которых управляющие компании могут отказать в выдаче справки о составе семьи. Если это частная управляющая компания, то у нее свой внутренний устав, и привлечь ее к правовой ответственности в этом случае не представляется возможным.

В условиях договоров, заключаемых с жильцами, управляющая организация обычно прописывает условие о том, что если есть задолженности за коммунальные услуги — они вправе отказать в выдаче документов.

Если же управляющая компания государственная, то в случае отказа можно обратиться в прокуратуру и потребовать защиты прав в части получения необходимых документов.

Получить справку о составе семьи имеют право следующие категории граждан:

  • Лица, зарегистрированные на жилплощади, где живет семья;
  • Собственник жилья;
  • Законные представители граждан, не достигших совершеннолетия, входящих в состав семьи;
  • Представители государственных органов, а также нотариусы, адвокаты и юристы в порядке официального запроса.

Справка о составе семьи необходима для получения льгот, пособий, субсидий и совершения имущественных сделок.

В справке о составе семьи отображаются следующие сведения:

  • Данные заявителя;
  • Адрес прописки;
  • Перечень лиц, живущих вместе с заявителем;
  • Данные о родственных связях членов семьи;
  • Вид прописки;
  • Общие сведения о жилом объекте.

В соответствии с Жилищным Кодексом, в состав семьи входят следующие лица:

  • Собственник жилплощади и его супруг(а);
  • Дети, включая приемных или усыновленных;
  • Родители;
  • Дяди и тети;
  • Сестры и братья;
  • Бабушки и дедушки;
  • Иные лица, живущие с согласия собственника.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. No 149-ФЗ и ст. 8, граждане имеют право на получение информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления, а также информации, касающейся его прав и свобод, согласно ст. 14 ФЗ от 27.06.2006г. No 152-ФЗ. Она должна предоставляться беспрепятственно, своевременно и должна быть достоверной.

Граждане имеют право запрашивать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников, если она не нарушает чьих-либо прав или законов. Нарушения в праве получения гражданами информации, установленной законом, могут быть обжалованы в вышестоящих органах или суде.

Может ли управляющая компания не выдавать справку из-за долгов?

Управляющая компания не имеет права не выдавать справки должникам. В действующем законодательстве нет прямых нормативов или законов, которые бы ограничивали в этом отношении, если это не занесено в договор между потребителем и компанией, поставляющей услуги.

Другое дело, что у человека с задолженностью есть ответственность перед управляющей компанией по внесению ежемесячной платы в соответствии с ЖК РФ ст. 155, ст 14 и ст. 15, но это не является поводом для отказа в выдаче документов.

Обычно, управляющие организации манипулируют незнанием граждан своих прав и законов РФ для того, чтобы склонить к уплате задолженности, что по сути является нарушением гражданских прав и попадает под КоАП РФ ст. 19.1 «О самоуправстве». Согласно этому закону, за самоуправство на управляющую компанию может быть наложен административный штраф.

Что предпринять, если отказывают в выдаче справки?

Если при обращении в государственную управляющую организацию было отказано в выдаче справки о составе семьи, то необходимо потребовать, чтобы причину отказа указали в письменной форме. Обычно после такой просьбы справку выдают.

Если сотрудники все же письменно указали причину отказа и справку не выдают, то гражданин может при свидетелях оформить отдельный акт об отказе у руководства. Такие действия чаще всего сподвигают сотрудников ЖЭКа к выдаче необходимой документации. Они знают, что наносят заявителю убытки, которые могут повлечь за собой правовую ответственность.

Иногда, даже такие действия не имеют должного влияния. В этом случае акт об отказе в выдаче требуемых справок необходим для оформления жалобы в органы прокуратуры или вышестоящую организацию. Он подтверждает факт обращения в управляющую компанию и ее самоуправство. Без него ЖЭК или иная управляющая компания, где заявитель пытался получить справку, может объявить, что обращений не поступало.

Получить справку возможно также и в следующих структурах:

  • МФЦ;
  • Региональное отделение Миграционной службы или МВД;
  • Паспортный стол;
  • Администрация муниципального образования;
  • Региональный архив;
  • Бюро технической инвентаризации.

Куда жаловаться?

Если в управляющей компании справку о составе семьи не выдали, а мирным путем разрешить вопрос не получилось, то необходимо обратиться с оформленной жалобой в письменном виде в следующие структуры:

  • К руководителю данной управляющей организации;
  • В местную прокуратуру;
  • В государственную жилинспекцию (ГЖИ);
  • В Роспотребнадзор;
  • В суд.

Если после обращения с претензией к директору управляющей организации или в прокуратуру не последовало реакции в течение 10 дней, то возможно переадресовать жалобу в гос структуры, занимающиеся надзором.

Для того чтобы жалобу приняли к рассмотрению, она должна быть грамотно оформлена. Поэтому лучше обратиться в этом случае за квалифицированной помощью к юристу, так как в документе, помимо претензии, должны быть ссылки на действующие законы, которые указывают на нарушение его прав. Ответ от гос структур по жалобе приходит в течение двух недель.

Примечательно, что со стороны ГЖИ после получения и рассмотрения претензий всегда проводятся серьезные проверки организации, на которую поступила жалоба. Они завершаются в большинстве случаев привлечением виновных лиц к административной ответственности в виде штрафа.

Составление жалобы на управляющую компанию

Чтобы грамотно составить жалобу на управляющую организацию, лучше обратиться к юристу. Но, это можно сделать и самостоятельно. В жалобе следует указать следующие пункты:

  • Данные заявителя и данные управляющей организации;
  • Суть жалобы. Описать, что были нарушены права по факту предоставления информации в виде отказа выдачи справки о составе семьи;
  • Предъявить претензию к руководителю данной управляющей компании с требованием выдачи справки;
  • Описать и приложить доказательные документы к жалобе в виде письменных ответов, актов и т.д.;
  • Дать ссылки на пункты законодательства, подтверждающие факт нарушения прав гражданина;
  • Дата, место и подпись обращающегося человека.

Такой документ составляется в двух экземплярах и в нем обязательно указываются все действующие контакты заявителя. К нему необходимо приложить все имеющиеся доказательные документы.

Управляющая компания не выдает справку о составе семьи

Порой при обращении к сотрудникам управляющих компаний, последние отказывают в выдаче справок, обосновывая это тем, что лицо, запрашивающее документ, имеет существенную сумму долга по оплате предоставленных компанией ЖК услуг.

Появляется вполне уместный вопрос, усматриваются ли в данных действиях по отказу в выдаче справок, подтверждающих состав семьи, нарушения закона, или же они полностью правомерны?

blockquote_gray»] Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
[/blockquote_gray]

Имеет ли право УК не выдавать справку, если есть задолженность

Законодательство не содержит прямых указаний на запрет выдачи лицам-должникам в сфере ЖКУ выписок и справок при истребовании соответствующей информации из домовых книг, поквартирных карточек или же регистрационного учета.

УК таким образом просто воздействуют на лиц, не оплачивающих ЖК счета, для более быстрого взыскания образованного ими долга.

Согласно положениям закона, владельцы помещений в многоквартирном доме имеют четко очерченную обязанность оплаты за потребленные ЖК услуги в срок до 10 числа, последующего за истекшим месяцем (данная обязанность предусматривается частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию.

Куда жаловаться на бездействие управляющей компании, читайте тут.

По этой причине, если владелец помещения явился в управляющую компанию 20-25 числа и просит выдать ему выписку/справку, то отказ в данном случае будет не обоснован, и не может основываться на том, что заявитель не выплатил по предъявленному ему счету за прошедший месяц. Такое нарушение может быть расценено как самоуправство, а виновная сторона «нарвется» на штраф.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 8 Федерального закона под №1 49 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», изданного 27 июля 2006 г., данные, получение которых предусматривается правами и определенными Российским законодательством обязанностями граждан, должны предоставляться на бесплатной основе.

Документы (выписки/справки), которые выдают организации, осуществляющие управление, касательного регистрационного учета граждан, заключают в себе сведения о владельцах помещений, составе их семей, наличии иждивенцев, регистрация которых проведена в жилищном фонде.

Проще говоря, это сведения, которые прямо касаются прав и законодательно предусматриваемых РФ обязанностей владельцев, которые обратились за оформлением документа в УК. Подобные выписки/справки предоставляются бесплатно.

Согласно закону, у владельца есть право обращения в органы прокуратуры на УК, в случае, когда последняя отказывает в выдаче необходимых ему документов. В этом случае, нарушившая закон организация, осуществляющая управление МКД, может привлечься к административной ответственности в соответствии со статьей 19.1 КоАП РФ (действия расцениваются как самоуправство).

За действия, квалифицированные как самоуправство, предусматривается предупреждение или же административный штраф в объеме:

  • Для обычных граждан он будет составлять в пределах 100-300 р.;
  • Для лиц, подпадающих под категорию должностных – в рамках 300-500 р.

Что делать, если управляющая компания не выдает справку

Способ подготовки подобных справок устоялся в связи с многолетней практикой. На данном этапе других методов получения данных, которые необходимы гражданину, государство не предусматривает.

Получается так, что любая управляющая компания имеет прямые обязательства по выдаче информационных документов, поскольку:

  • Государством определены для управляющих компаний конкретные функции, поэтому сам факт отказа от выдачи такого рода справок расценивается не иначе, как нарушение законодательно установленного порядка;
  • Подобная возможность преимущественно предусматривается в уставах компаний, утвержденных местными советами;
  • Такая справка, подтверждающая состав семьи, необходима для подтверждения конкретных юридических фактов, имеющих существенную значимость;
  • Хоть между жильцами и управляющей компанией подписывается договор, где гражданин обязывается вовремя вносить плату за оказываемые ему услуги, однако, эта обязанность никак не связана с выдачей справок и не касается указанного договора.

Законодательством явно не определена обязанность управляющих компаний заниматься выдачей таких справок. В определенной степени этот момент является оправданием невыдачи должниками справок, поскольку:

  • В утвержденном уставе компании лишь предусматривается возможность выдачи таких документов, но нигде не говорится, что это относится к обязанности;
  • Не каждая управляющая компания была создана непосредственно силами местных советов, существуют и «частники», которые не могут нести в подобном вопросе даже долю ответственности перед местными органами власти;

  • Функция, предусматривающая выдачу справок, лишь тогда переходит в разряд обязательных, если она обозначена в договорных условиях;
  • Если условия договора предусматривают взаимосвязь образования долга по квартплате у потребителя с исполнением управляющей компанией своих обязательств касательно оформления справочных документов, в таком случае сотрудники компании при отказе подготовки документации будут полностью правы.

Как бы то ни было, уже достаточно давно на управляющие компании возлагается обязанность подготовки и выдачи такого рода справок. Причиной тому является сосредоточение определенной информации именно в этой структуре. Но ведь сведения по поводу состава семьи есть в ряде иных организаций. То есть УК, при отказе от подготовки справочных документов лицу, являющемуся должником, фактически ничем не нарушает закон.

Как действовать жильцу, выступающему должником, при таких обстоятельствах?

Сначала необходимо выплатить долг, хотя бы частично, или же прийти в УК и обсудить возможность реструктуризации такового. Подобные действия будут свидетельствовать о намерениях должника погасить образовавшийся долг.

Если и после этого управляющая компания будет препятствовать получению вами справки, следует явиться в ее контору с двумя свидетелями, в присутствии которых потребовать выдать запрашиваемый официально документ.

Конечно, и в этом случае вы может услышать отказ. Если такое произошло, требуйте, чтобы отказ оформили и выдали вам в письменной форме. Преимущественно после такого заявления справку вам должны выдать.

Когда и дальше продолжают создаваться препятствия со стороны управляющей компании по поводу оформления справочных документов, кроме того, оформляется отказ в письменном виде, запрашивающее лицо при свидетелях имеет право составить отдельный акт, непосредственно в кабинете.

Подобные шаги всегда оказывают должное воздействие на работников ЖЭКа, поскольку последние прекрасно осознают, что при невыдаче справки наносят гражданину убытки, что может повлечь за собой определенные последствия.

В ряде случаев даже подобные действия лица не приносят должного результата, однако, акт следует все-таки оформить, поскольку он будет необходим для направления жалобы в органы прокуратуры или организацию, стоящую выше.

Актом можно подтвердить сам факт того, что заявитель обращался за получением справки в УК. Если этого не сделать, в УК просто скажут, что к ним не поступало никаких обращений и за справкой никто не приходил.

Если же подстраховаться, то в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ, есть возможность обвинения управляющей компании в действиях, квалифицированных как самоуправство.

blockquote_gray»] Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
[/blockquote_gray]

Обязанность УО/ТСЖ/ЖСК выдавать справки «О регистрации», «О составе семьи», выписки из домовых и пр..

Обязанность УО/ТСЖ/ЖСК выдавать справки формы 7 и формы 9
Нередко граждане и, более того, органы государственной власти, обращаются в ТСЖ, ЖСК и управляющие организации за справками и выписками из домовых книг о проживающих в определенной квартире членах семьи либо о зарегистрированных в помещении по определенному адресу. Чаще всего речь идет о так называемых информационных справках «О регистрации», «О составе семьи» (форма № 9), «Характеристика жилого помещения» (форма № 7), а также о поквартирных карточках (форма № 10) и выписок из домовых (поквартирных) книг (форма № 11). Разберемся, законны ли требования о предоставлении таких справок.

НПА, обязывающие выдавать справки
Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:
1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила № 713).
2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. № 50635) (далее — Административный регламент).
Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2018 г. утратил силу и с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Справки о зарегистрированных гражданах
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:

  • Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
  • Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
  • Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
  • Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2014 г. указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.
Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.
Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.
Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.
В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.
Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).
Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).
Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.
Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.
Вместо форм 9,10,11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их по сути некому.
Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает. В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в органы регистрационного учета или архивы.

Справки о характеристике жилого помещения
Пункт 47 Распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» предусмотрено, что выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. 1993-р, выдачу документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) осуществляют государственные и муниципальные учреждения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Орган, к полномочиям которого относится выдача справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок определяется субъектом Российской Федерации . В г. Санкт-Петербург, например, таким органом является ГКУ ЖА (Жилищные агентства районов г. Санкт-Петербурга).

Что сказал суд?
Необходимо обратить внимание, что вопрос регистрационного учета граждан был предметом рассмотрения, в том числе, Верховного суда РФ, который в Решении от 9 февраля 2018 г. № АКПИ17-1007 указал:
«ФМС России (в настоящее время — МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в сфере миграции и регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделен».
Верховный Суд РФ признал недействующим положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288, устанавливающий, что «карточки регистрации по форме № 9 и поквартирные карточки по форме № 10 оформляются при регистрации граждан и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов».
Основанием явилось то, что оспариваемым положением фактически установлен порядок работы лиц, ответственных за прием и передачу сведений в органы регистрационного учета, деятельность которых Административным регламентом регулироваться не может. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. № АПЛ18-144 вышеуказанное решение Верховного Суда РФ оставлено без изменений.
Таким образом, управляющие организации не могут хранить у себя поквартирные карточки и обязаны передать их в соответствующее подразделение МВД России.

Вывод
Есть управляющие организации и сотрудники государственных органов, которые работают «по старинке», не следя за изменениями в законодательстве, не повышая компетенцию сотрудников. Справки, выданные неуполномоченной организацией, информацию достоверно подтвердить не могут, а в случае их выдачи являются недействительными.
Управляющие организации принимают участие в процедуре регистрации, фактически осуществляя взаимодействие с гражданином путем приема необходимого комплекта документов и с органом регистрационного учета по передаче ему этих документов. Также субъектом Российской Федерации определяются органы, которые осуществляют выдачу справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок. Управляющая организация не может быть наделена субъектом РФ подобными полномочиями (не является учреждением), законодательством выдача справок управляющими организациями вовсе не предусмотрена, следовательно, и выдавать справки она не может.
Соответственно, справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать в соответствии с законом, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями не ведутся.
Дополнительно отметим, что до сих пор во многих управляющих организациях сохранены должности паспортистов. В связи с отсутствием права осуществления постановки и снятия с регистрационного учета по месту проживания (пребывания) граждан Российской Федерации, отсутствием доступа к единой информационной базе зарегистрированных граждан, должности паспортистов управляющих организаций номинальны, сфера деятельности паспортистов ограничена одной функцией – прием и передача документов в орган регистрационного учета. Справок по требуемым формам паспортисты также выдавать не имеют права, соответственно управляющей организации необходимо решить насколько необходима в штате подобная должность и возможно ли осуществление приема и передачи заявлений о регистрации (снятии с регистрационного учета) иными работниками организации.

Автор: Отруцкая Т.В.

Что делать если не дают справку о составе семьи из-за долга по квартплате?

Чего только не случается удивительного с современным человеком! Вроде бы все самое интересное должно происходить в отпуске, на рыбалке, в походе или дома, а никак не в кабинетах ЖКХ. На деле же все бывает несколько иначе. Зачастую выходит так, что юридически неграмотные чиновники разыгрывают такой цирк, что можно продавать билеты.

Например, в последнее время к юристам все чаще обращаются с просьбой помочь в ситуации, когда не дают справку о составе семьи из-за долга по квартплате. Возмущение жильцов оправдано – такая справка необходима при оформлении очень многих документов. Например, без справки о составе семьи нельзя оформить детские пособия, социальную стипендию для студента и даже получить положенные льготы или субсидии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Могут ли не дать справку о составе семьи из-за долгов по ЖКХ?

К сожалению, хоть в России люди и достаточно образованные, но напористость служащих ЖКХ может сбить с толку любого. Между тем, отказать в справке о составе семьи, обосновывая это имеющимися долгами по квартплате, нельзя. Задолженность и справка никаким образом не связаны, следовательно, если документ не выдают — это нарушение прав жильца.

Вопрос прав жильца компаниями, предоставляющими коммунальные услуги, всегда рассматривается двояко. С одной стороны, в законе нет пункта четко определяющего, что в выдаче справки можно отказать, с другой, отказ — это нарушение статьи 1 ГК РФ. Именно это и запутывает человека.

Подсознательно он чувствует, что прав, но не может отрицать и вину за непогашенные задолженности. Поэтому в контору жилец изначально приходит с сомнением, дадут ли справку о составе семьи, если долг за квартиру уже не один месяц висит на его совести?

В такой ситуации в первую очередь нужно руководствоваться Гражданским кодексом, который говорит о том, что никто не имеет права чинить препятствия для осуществления человеком его гражданских прав.

После того как права обнаружены, нужно более тщательно рассмотреть сложившееся положение: говоря упрощенно, без оплаты долга не будут исполнены гражданские права. Теперь это уже больше походит на шантаж, который относится к статье 163 УК РФ.

То есть, конечно ЖКХ имеют право требовать с жильца дома, который находится в их ведении, оплату долга, но он не может быть основанием для нарушения прав гражданина России.

Что можно предпринять?

Если не дают справку о составе семьи из-за задолженности по ЖКХ, нужно придерживаться нескольких простых шагов:

  1. Свидетели. Два совершеннолетних человека могут стать свидетелями устного обращения или отказа.
  2. Письменное обращение. За справкой можно обратиться в письменном виде. Это стандартный вариант выхода из ситуации. Заявление должно быть написано в двух экземплярах. В нем нужно просить о выдаче справки и отдельным пунктом выделить метод извещения в случае отказа – обязательно письмом. При подаче заявления на обоих экземплярах принимающий человек должен поставить дату приема и подпись, печать. Этот метод известен уже многим служащим, поэтому обычно они предпочитают не лезть на рожон и выдают необходимую справку без каких-либо проволочек.
  3. Последняя инстанция. В конце концов, если все эти меры не возымели требуемого эффекта, с полученным письменным отказом и имеющимися свидетелями можно пойти в прокуратуру. Обычно до этого пункта работники коммунальных служб стараются не доходить, так как судебные тяжбы – дело долгое, и в результате они все равно окажутся в проигрыше, так еще и придется выплачивать компенсацию за упущенные выгоды.

Есть и еще один вариант, его многие служащие боятся не меньше прокуратуры – запись на видео. Так как сеть интернет сейчас доступна абсолютному большинству, а видео загружаются и просматриваются ежесекундно, то отказ в невыгодном свете на скандальном видео на одном из популярных сайтов может грозить увольнением, насмешками соседей, человека начнут узнавать на улице и т.д.

Как разделить долг за квартплату между собственниками

Долговая яма, пусть даже и не большая, не самая приятная ситуация. Тем более сложным становится положение, если долг скопился не у одного собственника жилого помещения, а у нескольких владельцев долей в квартире.

Читайте также, можно ли выписаться из квартиры или прописать в ней человека, если есть задолженность по ЖКХ.

Чаще всего складываются такие ситуации, когда в квартире проживает только один добросовестный плательщик, который оплачивает счета по общему квитку для всех жильцов. То есть полностью долг за пользование услугами не закрывается, а только копится.

Это очень неприятное положение, которое в дальнейшем может вылиться в судебные тяжбы и потерю времени на них. Об этом стоит позаботиться сразу, не дожидаясь от коммунальных служб мер по принуждению к уплате долга в виде отключения электричества и т.д.

Есть два варианта, как разделить долг за квартиру между собственниками:

  1. Мирное решение. Потребуется предварительное согласие всех владельцев долей в данной квартире. С письменным согласием, копией документов о размере доли каждого в квартире и заявлением на разделение счетов можно отправляться в УК. Однако, если квартиру обслуживают несколько компаний, например, от одной газ, от другой – электричество, то заявление и все эти документы нужно отнести в каждую.
  2. Обращение в суд. В случае, когда остальные собственники долей не согласны с разделением счетов, скорее всего, придется обращаться в суд. С судом тоже не все просто – без подтверждения оплаты счетов долг вероятнее всего разделят солидарно между всеми владельцами долей. Поэтому нужно заранее позаботиться о предоставлении доказательств того факта, что свою часть добросовестный жилец всегда оплачивал.

Жилищный кодекс до сих пор не идеален, и известны случаи, когда управляющие компании в судебном порядке взыскивали с жильцов долг солидарно, не смотря на то какие доли в квартире им принадлежат, поэтому юристы рекомендуют страховаться от этого и приватизировать жилье, а уже потом в ЕИРЦ регистрировать доли заново. После этого вопрос о том, как разделить долг по коммунальным платежам между собственниками уже никогда не встанет снова.

Раздел задолженности в муниципальной квартире

Договор социального найма жилого помещения уже многим людям испортил нервы. Это, конечно, здорово, что государство заботится о своих гражданах, но иногда это может поставить человека в безвыходную ситуацию.

Подвох состоит в том, что в статье 69 ЖК РФ четко говорится о том, что все дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя несут солидарную (равную) ответственность. Соответственно, все должны платить равную долю за пользование услугами ЖКХ.

Как известно, семьи бывают разными – в одних радость, в других тягость. Поэтому возникает закономерный вопрос: «Как разделить задолженность по квартплате за муниципальную квартиру?» Нерадивые родственники могут скинуть в глубокую долговую яму, даже не заметив.

Именно по этому вопросу сейчас в судах лежит множество дел, адекватного решения по которым, к сожалению, в ближайшее время не будет. Для работников ЖКХ их правда часто кажется незыблемой.

Читайте также, как проверить размер задолженности по ЖКХ по адресу, лицевому счету и коду плательщика.

Можно ли узнать долг по квартплате по фамилии, расскажет этот материал.

Заключение

Настоящая картина отношений между жильцами домов и обслуживающими компаниями навевает грустные мысли. Если так просто можно попрать права и свободы гражданина, что будет дальше? Отказ в выдаче справки о составе семьи из-за задолженности по ЖКХ, если задуматься, не решает совершенно никаких проблем.

Тем более, что не всегда этот человек виновен в неоплате счетов. В таком случае обязательно нужно узнать, можно ли разделить долг по квартплате между жильцами. Важно понимать, что в современном мире долг может лишить многого. Тем более обидно, если он не твой.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Управляющая компания не выдает справку о составе семьи при задолженности

Expert Последние изменения: февраль, 2020 ЖКХ 0 1,660 Время чтения: 5 мин.

Несмотря на то, что она обязана помогать людям и облегчать решение бытовых и финансовых вопросов, часто управляющая компания не выдает справку. Ссылаются ее сотрудники, как правило, на наличие долга по жилищно-коммунальным услугам. Закон же не усматривает никакой связи между справкой о составе семьи или другим документом, который должен выдаваться бесплатно (согласно положениям ФЗ№-149) и задолженностью человека. УК хочет получить деньги любым способом, поэтому часто идет на такое нарушение, но люди должны знать, куда обратиться в такой ситуации.

Что говорит закон

В законодательстве Российской Федерации не существует понятия запрет на выдачу справки о составе семьи, других документов, содержащих важную информацию личного характера. Несомненно, россияне должны помнить о своей прямой обязанности оплачивать услуги ЖКХ. Об этом прямо сказано в перовой части ст. 155 Гражданского кодекса РФ. Сделать это необходимо до 10 числа следующего месяца, но жизнь часто преподносит сюрпризы, поэтому бывают ситуации, когда человек просто не в состоянии оплатить услуги коммунальщиков своевременно.

В это же время возникает часто острая необходимость получить сведения из домовой книги или поквартирной карточки. Играя на чувствах людей и на незнании ими закона, сотрудники управляющей компании, отказывают гражданам в их законных правах. Согласно положениям закона, такая ситуация недопустима, а сотрудник, допустивший своеволие может ответить за злоупотребление своими служебными полномочиями, как минимум. Несмотря на это, ситуация эта довольно частая и иногда к этому вынуждает само руководство УК.

В данном случае в действие вступает статья 19.1 кодекса об админправонарушениях, что предполагает:

  • штраф в размере 100-300 рублей, если нарушение было допущено физическим лицом;
  • штраф в размере 300-500 рублей, если виновником является должностное лицо.

Это довольно распространенная статья, предполагающая ответственность, в том числе сотрудников УК, за самоуправство. К сожалению, многие идут на нарушение закона умышленно, но каждый человек должен знать, куда жаловаться, если управляющая компания не выдает справку о составе семьи при задолженности. Органы правопорядка должны отреагировать на данное правонарушение и чаще всего закон становится на сторону заявителя.

Обязаны ли УК выдавать справки и выписки гражданам

Казалось бы, выдача справок – прямая обязанность управляющих компаний, но в этом вопросе существует несколько тонкостей. На самом деле этой функцией государство их наделяет, а содержится такое требование в уставе, который утверждается на уровне муниципалитета и органов местного самоуправления. В уставных документах, к слову, прописывается право выдавать документы гражданам, но это не является де-юро обязательством УК, особенно если речь идет не о государственных, а частных компаниях. В этом случае привлечь УК к ответственности перед местными органами сложно.

Юридически обязательства управляющих компаний закрепляется в случае, если это официально прописывается в договоре с жильцами. В документе также может быть указана связь между долгами перед организацией и выдачей документов. В этом случае жильцы соглашаются с этим сами, поэтому сотрудники УК действуют в соответствии с законом, и привлечь их не получится. В противном случае вы можете рассчитывать на помощь государства. Остается выяснить только, куда обращаться в случае, если справку выдать отказываются.

Какие действия предпринять, если УК отказывает в выдаче документа

С требованием выдать справку о составе семьи, другого документа людям приходится обращаться в УК довольно часто, поэтому первое, что рекомендуют юристы, — заплатить долг. Если такой возможности «сегодня и сейчас» нет, можно всегда договориться об отсрочке или оплате частями. Чаще всего сотрудники управляющей компании находят с жильцами компромисс, но если этого не происходит необходимо принимать жесткие меры. В первую очередь возьмите двух очевидцев и потребуйте от руководителя УК выдачи необходимого документа.

Обычно это дает действенный эффект, так как публичный отказ – это большая вероятность попасть «в немилость» к закону.

Как правило, руководители УК не идут на конфликт и отдают распоряжение о выдаче справки или выписки. Если такие меры не возымели действия, прямо в кабинете руководителя в присутствии «группы поддержки» надо составить акт. Именно этот документ станет хорошим основанием для обращения в правоохранительные органы.

Руководство управляющей компании прекрасно понимает, каким будет следующее действие после письменного отказа и составления акта, поэтому чаще всего на этом этапе все заканчивается. Последним шагом на пути мирного решения проблемы является правильно заполненная претензия. Заполнить ее несложно – главное указать правильно координаты УК и ФИО руководителя, а затем изложите четко суть претензии. Подавать документ лично не обязательно, лучше для этого воспользоваться услугами Почты РФ, отправив заказное письмо с уведомлением.

Особенности обращения в Государственную жилищную инспекцию

Теперь у вас есть все основания отправляться в прокуратуру, хотя на рассмотрение заявления закон отводит руководству УК не менее 10 дней. На самом деле все происходит часто не по вашему сценарию и сотрудники УК не спешат выполнять ваши законные требования. В этом случае можно попробовать отправить претензию с новыми требованиями повторно, но лучше отправиться в органы, занимающиеся надзором. Первым из них является Госжилинспекция, которая может рассмотреть вашу жалобу. При этом следует помнить, что далеко не все документы рассматриваются, а предпочтение отдаются тем из них, которые содержат достоверную информацию. Заполнить жалобу правильно поможет профессиональный юрист, так как в ней должны содержаться не только требования заявителя, но и ссылки на пункты закона, который был нарушен.

Что касается сроков рассмотрения претензии, то и Государственной жилинспекции на это отводится определенное время. Как правило, ответ приходит в письменном виде в срок 10-14 дней, хотя сроки эти могут сдвигаться, так как все зависит от загруженности специалистов и других факторов.

Поможет ли Роспотребнадзор

Главной особенностью обращения в данную организацию является наличие веских доказательств того, что все ваши попытки уладить конфликт не увенчались успехом. Здесь пригодиться акт, составленный в кабинете руководителя УК, письменный отказ, и даже показания свидетелей будут кстати. Жалобу в Роспотребнадзор надо подавать лично, при этом составляется она в двух экземплярах, но при ее заполнении не стоит допускать оскорблений в адрес сотрудников УК, не выдавших справку по вашему требованию. Реакция должна последовать уже через пять дней, хотя иногда сроки рассмотрения вашего вопроса могут быть сдвинуты в сторону увеличения.

Как написать исковое заявление в суд

Если все инстанции отказали в удовлетворении его законных прав, человек имеет полное право обращаться в суд, но возникает вопрос: какая организация занимается решением подобных вопросов.

К исковому заявлению прилагаются все документы, свидетельствующие о ваших попытках решить вопрос «полюбовно». В течение пяти дней вы должны получить письменный ответ, причем отказ (если он будет) должен быть четко мотивирован. В этом же письмо будет указана дата рассмотрения вашего дела, если оно принято к исполнению.

Учитывая сложность ситуации и наличие большого количества спорных моментов, за составлением искового заявления и сбором документов для подачи в суд лучше обращаться к профессиональным юристам.

Новое в блогах

Справка о составе семьи, больше НЕТ

ЕСЛИ С ВАС ТРЕБУЕТ СПРАВКУ ИЛИ ВЫПИСКУ ИЗ ДОМОВОЙ КНИГИ

ВОТ ХОРОШАЯ СТАТЬЯ

СПРАВКИ НЕТ, А ТРЕБОВАНИЯ ЕСТЬ

Упраздненная справка испортила жизнь

Паспортисты в УК, а вместе с ними и справка о составе семьи упразднены. И с этого момента у череповчан начались сложности. Один не может доказать, что в квартире живет и прописан только он, другой не может продать квартиру. В чем проблема?

Принесите справку, которой не существует.

История нашей читательницы:

— Наша семья жила в трехкомнатной квартире на улице Мамлеева. Собственница квартиры, пенсионерка, в квартире не зарегистрирована; зарегистрированы ее дочь, зять и внук, — рассказывает «Речи» Ольга Андреевна. — 29 января 2019 года дочь и внук выписались из квартиры. 5 февраля 2019 года выписался зять. И с этого момента начались проблемы. Мы не можем доказать, что в квартире ноль зарегистрированных. Для чего это нужно? Квартиру мы продаем, значит, это нужно для совершения сделки купли-продажи; для получения согласия опеки (квартиру покупает семья с двумя маленькими детьми); для перерасчета платы за «коммуналку»: за газ, за воду (счетчиков нет), за мусор. Все эти начисления идут по квартире на улице Мамлеева с 1 января 2019 года. А в квартире мы уже фактически не живем февраль и март.

Что мы сделали, какой путь прошли?

Обратились за справкой в управляющую компанию ООО «ЖК «Парковая» (группа компаний «Альянс»). Нам ответили: паспортиста нет, он упразднен (ниже приведем ответ УК дословно — Авт.), вносить изменения в финансовые лицевые счета не будем, мы это делать не обязаны, и справку о составе семьи мы вам не дадим. Нет, мол, уже такой справки. Послали нас в МФЦ.

В МФЦ сказали, что не могут дать справку о количестве зарегистрированных в квартире на ул. Мамлеева, потому что «Альянс» не передал данные по всем домам на ул. Мамлеева. Послали нас в УФМС, на улицу Бабушкина, 27.

В УФМС (каб. 111 и 208) нам сказали, что данная справка — справка о составе семьи — утратила силу. Получить ее невозможно. Почему? Потому что все государственные органы вправе запросить эту информацию в электронном виде. В том числе это могут сделать и органы опеки, и управляющая компания, и ресурсоснабжающие организации (газ, свет, тепло и т. д.).

Пошли мы в газоснабжающую организацию на пр. Луначарского. Мол, в квартире ноль зарегистрированных, внесите изменения в финансовые и лицевые счета: «Посмотрите наши паспорта: мы выписались. Нам в УФМС сказали, что вы вправе сделать запрос в электронном виде». А газовики нам отвечают, что это наша обязанность, обязанность собственников жилья — доказать, что в квартире нет зарегистрированных граждан. Говорят, несите справку. Можно принести платежку от УК.

Пошли в УК: внесите изменения в финансовые лицевые счета. УК: паспортиста нет, мы не обязаны доказывать, что в вашей квартире ноль зарегистрированных. Это обязанность граждан.

К слову, в такой же ситуации оказалась семья, которая покупает нашу квартиру на улице Мамлеева. А наш риелтор сказал, что у него «зависли» четыре сделки — из-за упразднения справки о составе семьи. Что делать.

И это не единственная подобная история. Судя по количеству обращений в редакцию, проблема становится остро актуальной для Череповца. Приведем еще два примера.

— Получил счета за коммунальные услуги за февраль. Живу в квартире один, зарегистрирован я один, и собственник квартиры я один. В платежке «Водоканала» — один зарегистрированный, в платежке за газ — один, а вот в платежке за тепло — два, в платежке УК — два, в платежке за мусор — два. То есть получается, что за тепло, за квартиру и за мусор я плачу за себя и за того парня. Как узнать, кого зарегистрировали в моей квартире без моего ведома? Паспортиста в УК нет, справку о составе семьи никто не дает.

— Я живу в трехкомнатной квартире. В ней были зарегистрированы три собственника: я, дочь и сын. В прошлом году сын и дочь выписались. А счета за «коммуналку» идут на троих. Как доказать, что в квартире живу только я?

Почему возникла проблема

Комментирует Виталий Степанов, управляющий партнер агентства недвижимости:

— Эта проблема возникла в 2018 году, и пока нет ее решения. Ранее действовал Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Этот документ 16 апреля 2018 года утратил силу. С 17 апреля 2018 года применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 года отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9).

Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации. А орган регистрационного учета не должен сообщать лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, информацию о движении (прописке, выписке) граждан. И соответственно — ставить штампы на карточках. Законом это не предусмотрено.

Орган регистрационного учета УМВД по г. Череповцу с 3 сентября 2018 года согласно действующему законодательству отказался передавать сведения и ставить соответствующие штампы в карточках регистрации.

Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными) книгами, карточками регистрационного учета, законодатель прямо не указывает. Справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать — в соответствии с законом. А требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями (ТСЖ, ЖСК, ТСН) не ведутся.

Получается, что паспортисты могут принять от собственника документы для регистрации или снятия с регистрационного учета, передать (получить) эти документы в орган регистрационного учета УМВД. А в поквартирные карточки (ф. 10) и карточки регистрации (ф.9) никто паспортисту «штамп», как ранее, не поставит. При этом собственник квартиры может обратиться за регистрацией напрямую в орган регистрационного учета УМВД (через портал «Госуслуги») или через МФЦ, о чем паспортист вообще ничего не узнает. В этой связи роль паспортиста с отсутствующей картотекой регистрации граждан просто утрачена, и многие управляющие компании и ТСЖ отказываются от этой услуги.

Зачем нужна справка и какова альтернатива?

Зачем нужна справка о составе семьи (зарегистрированных в квартире лицах) и как поступают нотариусы в такой ситуации?

Комментирует нотариус нотариального округа города Череповца и Череповецкого района Вологодской области Анна Кудрякова:

— В соответствии со ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Покупатель должен быть уверен в отсутствии рисков. Справки о лицах, имеющих право пользования отчуждаемыми жилыми помещениями, находящимися в городе, если сведения не переданы в МФЦ, действительно до внесения изменений в нормативные акты МВД получить очень сложно. В качестве исключения при удостоверении договоров купли-продажи жилых помещений в случае невозможности получить справку о лицах, имеющих право пользования отчуждаемым жилым помещением, используются правила ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ. То есть в договоре купли-продажи продавец дает заверения, что отсутствуют лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, или указывает исчерпывающий перечень таких лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением — и несет за это ответственность. Но указанная правовая конструкция не обеспечивает в полной мере достоверность информации. В случае выявления недостоверности информации применяются последствия, предусмотренные в ст. 431.2 ГК РФ.

Что может МФЦ?

— Теперь об МФЦ. Дело в том, что порядка 20 % многоквартирных домов в Череповце через свои управляющие компании (ТСЖ) заключили договоры на «услуги паспортиста» с МФЦ, — продолжает объяснять «Речи» Виталий Степанов. — Здесь ситуация лучше, но не идеальна. В условиях отсутствия «штампов» о регистрации от органа регистрационного учета МВД специалист МФЦ периодически посещает этот госорган, берет сведения об изменении регистрационных действий и вручную правит свою картотеку. Во-первых, это происходит не день в день, а во-вторых, есть риск «человеческого фактора», ошибки, которая повлечет за собой некорректные сведения на конкретный день выдачи справки о зарегистрированных лицах в квартире.

«В нашу компетенцию это не входит»

За комментариями мы обратились в отдел по вопросам миграции по г. Череповцу. Если УК упразднили паспортистов и справки о составе семьи не выдают, то кто это может сделать?

— Выдача справок о составе семьи в нашу компетенцию не входит и никогда не входила, — комментирует «Речи» Игорь Сараев, руководитель ОВМ в городе Череповце. — Действительно, раньше паспортисты управляющих компаний вели картотечные учеты: поквартирные карточки по каждой квартире, карточки регистрации на каждого зарегистрированного проживающего. В них были отражены сведения, кто в квартире прописан, кто выписался и т. д. В настоящее время ведение таких картотек не предусмотрено.

«Справка о составе семьи» упоминается в федеральном законодательстве, однако нормативными правовыми актами не определены ни ее форма, ни порядок выдачи, ни уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. Лишь в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа (а при его отсутствии — органа местного самоуправления) о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

На практике сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и нередко параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно-эксплуатационными организациями, органами местного самоуправления, в последние годы также многофункциональными центрами).

Есть Приказ МВД России от 30 сентября 2017 г. № 752 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации», который регламентирует, кому и какая информация может быть предоставлена. Этим приказом мы и руководствуемся. Ни о каких справках о составе семьи там речи не идет. ?Персонально человеку мы можем предоставить информацию, где он зарегистрирован (адресную справку). А вот третьему лицу, к примеру УК, — только с согласия носителя персональных данных. Даже супругу такую информацию мы можем предоставить только при наличии согласия второго супруга, причем это согласие должно быть оформлено соответствующим образом.

В настоящее время я вижу единственный выход: взять адресную справку на каждого зарегистрированного человека. Живут в квартире три человека — каждый берет справку.

Добавим к сказанному телефон горячей линии УМВД России по Вологодской области: 8(8172) 78-65-06 (звонок бесплатный).

Что ответила УК

Приведем и ответ УК, который был получен нашей героиней Ольгой Андреевной.

«На ваше заявление от 01.03.2019 года по существу вопроса могу пояснить следующее. В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах и т. д. являются территориальные ораны Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 9847, отменены поквартирные карточки (форма № 10), а также карточки регистрации (форма № 9).

Следовательно, к компетенции управляющих компаний не относится ведение регистрационного учета граждан РФ и данными о количестве зарегистрированных УК не располагает, так как эта информация находится в распоряжении других органов. Данная норма закреплена ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», — пишет директор ООО «ЖК «Парковая» М.А. Карпов.

Что делать?

Мы попросили Виталия Степанова подвести некий итог, выразить свою точку зрения. Какие шаги может предпринять человек, попавший в неудобную ситуацию из-за справки?

1. Обращаться с законодательной инициативой о возможности получения собственником недви-жимости документа, подтверждающего список зарегистрированных лиц в жилом помещении, в т. ч., возможно, с помощью государственного портала «ГИС ЖКХ».

а) использовать в договорах купли-продажи заверение продавца в порядке ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ об отсутствии зарегистрированных лиц в квартире, получать косвенную информацию из квитанции о квартплате (ячейка с количеством зарегистрированных лиц), проверять паспорта членов семьи, находить прежнего паспортиста с устаревающей картотекой и сверять информацию;

б) если дом есть в списке регистрационно-учетной картотеки МФЦ — получать справку о зарегистрированных лицах через этот муниципальный орган;

в) при запросах сотрудников государственных и муниципальных органов (или коммунальных организаций) такой справки — требовать нормативный документ, который регламентирует ее предоставление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector