Трудовой договор условия изменение условий трудового договора муниципального служащего
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Трудовой договор условия изменение условий трудового договора муниципального служащего

Заключение трудового договора с муниципальным служащим и особенности составления документа

Муниципальная служба является одним из вариантов, которые предлагаются современному населению для трудоустройства. Специфика работы в данном случае заключается в том, что вся деятельность будет направлена на отстаивание и защиту интересов конкретного муниципального образования и ее жителей в различных сферах жизни. Для подтверждения найма на такую службу используется механизм заключения трудовых договоров (кроме составления специальной записи в трудовой книжке), которые имеют ряд своих особенностей.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Нормативная основа

В отличие от стандартного трудового договора, который заключается практически со всеми нанимаемыми сотрудниками, трудовой договор с муниципальным служащим имеет ряд существенных отличий, в том числе относительно вопросов регулирования с точки зрения нормативной основы.

К числу нормативных актов, на основании которых строится трудовой договор с работником, принимаемым на должности муниципальной службы, кроме Трудового Кодекса и Конституции Российской Федерации (основного гаранта соблюдения прав и свобод граждан), относятся:

  • Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», который был принят в 2007 году и получил номер 25-ФЗ. В полномочия данного закона входит всестороннее регулирование вопросов, связанных с осуществлением муниципальной службы, в том числе относительно порядка приема на работу в рамках заключения трудового договора (контракта) с таким принимаемым сотрудником;
  • нормативные акты и приравненные к ним правовые документы, которые принимаются на уровне субъектов федерации и призваны осуществлять регулирование вопросов, связанных с реализацией основных принципов муниципальной службы;
  • внутренние нормативные акты конкретного муниципального образования, в котором сотрудник принимается на работу, в том числе устав такого муниципалитета.

Порядок поступления на муниципальную службу и его отличия от стандартного трудоустройства

Трудоустройство на муниципальную службу для граждан Российской Федерации отличается от стандартного механизма приема на работу. Это обусловлено той причиной, что данный вид службы относится к разновидности гражданской службы, достаточно активно используемой в Российской Федерации для замещения должностей при управлении государством и реализации основных принципов применяемой политики.

Для того чтобы поступить на муниципальную службу, соискателю необходимо:

  • подать заявление и первичный пакет документов для проведения проверки личности (такая проверка необходима для того, чтобы определить, возможно ли предоставить конкретному человеку ту должность, на которую он выступает соискателем, или нет);
  • предоставить перечень необходимых документов для проведения основной проверки на возможность предоставления конкретной должности;
  • в случае положительного ответа – подписать трудовой договор.

К числу документов, которые потенциальный муниципальный служащий должен предоставить при подаче заявки на замещение вакантной должности муниципальной службы, относятся:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (иные документы, которые удостоверяют личность потенциального муниципального служащего, в данном случае не принимаются);
  • трудовая книжка, заполненная в соответствии с установленными требованиями к данному документу. В случае если данное место работы является первым у соискателя должности, то трудовая книжка не предоставляется;
  • документы, подтверждающие наличие определенного уровня образования, а также дополнительных квалификационных составляющих, в том числе документы о прохождении переподготовки;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
  • в случае если речь идет о военнообязанном соискателе, то потребуется предоставление военного билета;
  • справка по стандартно утвержденной медицинской форме, подтверждающая состояние здоровья соискателя;
  • справка о доходах человека за предыдущий год (который предшествует году трудоустройства) и прошедший период текущего года. Оформление такой справки возможно как по форме 2-НДФЛ, так и в свободной форме либо по форме самой организации. Однако в ней должны быть отражены все данные об имеющихся доходах у конкретного соискателя;
  • документы, подтверждающие наличие или отсутствие у соискателя какого-либо имущества в собственности, а в случае превышения его стоимости уровня дохода за отчетный период – документы, подтверждающие основание возникновения имущественного права на такую собственность.

Особенности заключения трудового договора

Заключение трудового договора с муниципальным служащим происходит на основании положений Трудового Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Данная особенность регулирования позволяет осуществлять составление самого трудового договора в индивидуальном порядке применительно к конкретному сотруднику.

Положения относительно содержания договора, которые содержатся в статье 57 Трудового Кодекса Российской Федерации, должны быть обязательно отражены в тексте подписываемого трудового контракта.

К числу основных положений, которые необходимо включить в содержание такого документа, относятся:

  • указание должности, на которую будет приниматься муниципальный служащий, а также информация о том, какими трудовыми функциями он будет наделяться в соответствии с его должностной инструкцией;
  • отражение информации о месте работы, а также о характере работы такого сотрудника, в том числе если работа носит разъездной характер;
  • размер заработной платы, а также иных вариантов выплат материального вознаграждения за выполнение своих трудовых функций, в том числе касаемо премирования сотрудника за качественную работу;
  • сведения о наличии или отсутствии испытательного срока при приеме на муниципальную службу в конкретной должности;
  • данные о начале действия самого трудового договора и о сроках, на который он заключается (в случае со срочным трудовым договором он не может действовать дольше пяти лет с даты подписания, но может быть пролонгирован при наличии соответствующих условий).

Кроме того, дополнительно потребуется предоставление информации о режиме рабочего времени, даже если он соответствует режиму, установленному в организации.

В качестве нанимателя муниципального служащего выступает муниципалитет в лице председателя муниципального образования или руководителя администрации.

Шесть типичных ошибок в трудовых договорах с муниципальными служащими

Муниципалитеты нередко сами разрабатывают и утверждают форму типового договора с лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержание такого договора не регулирует. В результате сотрудники кадровых служб допускают ошибки. За грубые нарушения ГИТ может сразу оштрафовать ОМСУ на сумму до 50 тыс. руб., а виновное должностное лицо — до 10 тыс. руб.

Мы проанализировали 10 типовых договоров с муниципальными служащими, которые утвердили ваши коллеги. Расскажем о шести типичных ошибках и дадим рекомендации, как их избежать. В конце статьи приведем образец трудового договора с муниципальным служащим (см. в конце статьи). Вы можете использовать формулировки из образца, чтобы разработать новую форму или исправить недочеты в той, которую уже применяете.

На заметку: Не разрабатывайте типовую форму для лица, назначаемого на должность главы местной администрации по контракту. Ее утверждает регион своим законом

Ошибка 1. Трудовой договор не соответствует нормам законодательства

При разработке формы типового договора муниципалитеты часто допускают перекосы между общими и специальными нормами законодательства. Например, обязательные условия трудового договора с муниципальным служащим соответствуют статье 57 ТК, но не отвечают нормам Закона № 25-ФЗ. Бывает и наоборот: разработчики выполнили требования Закона № 25-ФЗ, но не учли нормы трудового законодательства.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ (ст. 3, 16). Основные нормы, которые нужно учитывать при разработке трудового договора, содержатся в статье 57 ТК, Законе № 25-ФЗ, Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальных нормативных правовых актах. При этом последние не должны противоречить Конституции, нормативным правовым актам РФ и региона (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Ошибка 2. Неверно определили работодателя

Статья 20 ТК устанавливает, что работодателем может быть физическое либо юридическое лицо. Исходя из этого, одни разработчики указывают в качестве работодателя орган местного самоуправления, зарегистрированный как юридическое лицо. Другие указывают представителя нанимателя, но при этом не уточняют, от имени какого муниципального образования он действует. И то и другое — ошибка. Наниматель муниципального служащего — муниципальное образование (ст. 2 Закона № 25-ФЗ). От его имени полномочия исполняет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя может быть должностное, а не юридическое лицо

Трудовой кодекс не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями нанимателя (работодателями). Однако Закон № 25-ФЗ исходит из того, что таким представителем должно быть не юридическое, а должностное лицо:

  • глава муниципального образования;
  • руководитель органа местного самоуправления;
  • председатель избирательной комиссии муниципального образования;
  • иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Соблюдайте три правила:

1. Укажите в качестве стороны трудового договора со служащим муниципальное образование. Его наименование пропишите так же, как в уставе.

2. Укажите должность и Ф. И. О. лица, которое действует от имени муниципального образования как представитель нанимателя.

3. Перечислите документы, на основании которых действует представитель нанимателя. Это может быть, например, устав муниципального образования, решение представительного органа либо иной муниципальный правовой акт, который наделяет должностное лицо полномочиями представителя нанимателя.

Как сформулировать преамбулу, посмотрите в образце трудового договора (в конце статьи).

Ошибка 3. Не обозначили характер трудовых отношений

Трудовой договор с муниципальным служащим должен содержать ссылку на особенности (характер) трудовых отношений между сторонами. Многие разработчики типовых договоров об этом забывают. Предлагаем вариант формулировки.

ПРИМЕР. «По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить Муниципальному служащему прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательной основой муниципальной службы».

Ошибка 4. Не указали обязательные условия трудового договора

Договор должен содержать обязательные условия, перечисленные в статье 57 ТК.

1. Место работы — наименование структурного подразделения, в котором будет работать муниципальный служащий.

2. Трудовая функция муниципального служащего — должность муниципальной службы, на которую поступает гражданин. Не забудьте указать группу и категорию, если они предусмотрены для данной должности.

3. Права и обязанности муниципального служащего и представителя нанимателя (работодателя). Их перечни указаны в статьях 11 и 12 Закона № 25-ФЗ и статье 22 ТК.

4. Дата начала работы и срок действия договора, если он срочный.

5. Условия оплаты труда: размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

6. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (например, подвижной, разъездной, в пути и т. д.).

7. Условие об обязательном социальном страховании работника.

Если инспектор труда выяснит, что в трудовом договоре не хватает обязательных условий, он может сразу оштрафовать должностное лицо МСУ на сумму до 10 тыс. руб., а сам ОМСУ — до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). За повторное нарушение чиновнику выпишут штраф до 20 тыс. руб., ОМСУ — до 70 тыс. руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП).

На заметку: Почему в договор с муниципальным служащим не нужно включать положение об условиях труда

Положение об условиях труда включают в договор на основании результатов оценки условий труда. Проводить ее работодателей обязывает статья 212 ТК. Но проведение спецоценки условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется федеральными и региональными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе и о муниципальной службе. Это установлено статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение спецоценки в отношении муниципальных служащих, пока не приняты. Поэтому органы местного самоуправления не должны включать в трудовые договоры со своими служащими пункт об условиях труда. Минтруд подтвердил это в письмах от 24.12.2014 № 15–1/В-1978 и от 08.06.2017 № 15–1/ООГ-1593.

Ошибка 5. Заключили срочный трудовой договор, но причину не указали

Важно: Если стороны не оговорили в трудовом договоре срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК)

По общему правилу муниципальное образование заключает со служащим бессрочный трудовой договор. Случаи, когда договор может быть срочным, предусмотрены в статье 59 ТК. Например, она разрешает установить срок, в течение которого служащий будет замещать временно отсутствующего работника. При этом за последним сохраняют место работы. Срочный трудовой договор можно заключить и с тем, кто поступает на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц МСУ, а также с пенсионером по возрасту.

Кадровые службы ОМСУ нередко обозначают только срок действия договора, но не указывают, по какой причине он является срочным. Это нарушение. Чтобы его избежать, достаточно дать ссылку на конкретную норму статьи 59 ТК или федерального закона, послужившую основанием для заключения срочного трудового договора.

Ошибка 6. Включили условие об испытательном сроке в ситуации, когда его устанавливать нельзя

В трудовой договор можно включить условие об испытательном сроке не более трех месяцев. Если вы заключаете договор сроком от двух до шести месяцев, то максимальный срок испытания — две недели (ст. 70 ТК).

На заметку: Выпускнику нельзя установить испытательный срок, если со дня получения диплома о профессиональном образовании еще не прошел один год

Не предусматривайте испытательный срок, если муниципальное образование:

  • назначает гражданина на должность по результатам конкурса;
  • заключает трудовой договор с выпускником, который получил среднее профессиональное или высшее образование по программе с государственной аккредитацией и впервые поступает на работу по полученной специальности;
  • принимает на оплачиваемую работу лицо, избранное на выборную должность;
  • заключает трудовой договор на срок до двух месяцев.

Эти ограничения установлены в абзаце 4 статьи 70 ТК.

На заметку: Можно ли сделать должностную инструкцию приложением к договору

Трудовое законодательство не рассматривает должностную инструкцию в качестве обязательного документа. Но Закон № 25-ФЗ требует, чтобы органы местного самоуправления регламентировали деятельность муниципального служащего в должностной инструкции. Она закрепляет его трудовую функцию и может быть приложением к трудовому договору. Другой вариант — утвердить должностную инструкцию отдельным муниципальным правовым актом. Это разъяснил Роструд в письме от 31.10.2007 № 4412–6.

ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА, начальник отдела муниципальной службы и кадров администрации Коломенского городского округа Московской области

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector