Срок камеральной проверки 2 ндфл за 2016 год
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Срок камеральной проверки 2 ндфл за 2016 год

За что и как наказываются налоговые агенты за нарушения при сдаче 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

В письме от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 ФНС рассказала о налоговой ответственности налоговых агентов.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:

  • сведения по форме 2-НДФЛ, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@;
  • расчет по форме 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ часть первая НК дополнена положениями, предусматривающими с 1 января 2016 года ответственность налоговых агентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, связанных с представлением налоговому органу информации (сведений, расчетов).

В отношении налоговых агентов, не представивших 6-НДФЛ в установленный срок, предусмотрен штраф 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц, начиная со дня, установленного для представления расчета (пункт 1.2 статьи 126 НК). Моментом обнаружения такого правонарушения будет являться дата фактического представления такого расчета, дата его отправки почтовым отправлением либо дата его отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки по ТКС. Следовательно, при обнаружении факта совершения правонарушения налоговые органы в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения составляют акт в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК, вне зависимости от сроков завершения камеральной налоговой проверки по представленному расчету.

Таким образом, при применении к налоговому агенту указанной ответственности следует исходить из даты представления расчета по форме 6-НДФЛ и в целях исчисления размера налоговой санкции учитывать срок от установленной НК даты представления до фактической даты представления.

В случае непредставления 6-НДФЛ в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (пункт 3.2 статьи 76 НК).

В целях реализации указанных положений для выявления факта такого нарушения налоговые органы будут учитывать факты перечисления в бюджет НДФЛ в отчетном периоде, представления справок 2-НДФЛ за предыдущий налоговый период, иные сведения, имеющиеся в налоговом органе, свидетельствующие о наличии такой обязанности у налогового агента.

В отношении налоговых агентов, представивших документы, содержащие недостоверные сведения, установлена ответственность в размере 500 рублей за каждый представленный документ (пункт 1 статьи 126.1 НК).

НК не содержит определения понятия “недостоверные сведения”. В связи с чем любые заполненные реквизиты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным. Это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

Так, основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьей 126.1 НК, будет является недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде не исчисления и (или) неполного исчисления, не перечисления налога, нарушения прав физлиц (например, прав на налоговые вычеты).

Указанная ответственность также применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков – физлиц (ИНН, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Вместе с тем, в случае предоставления недостоверной информации, которая не привела к не исчислению и (или) неполному исчислению налога, к неблагоприятным последствиям для бюджета, нарушению прав физлиц, налоговым органам необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 112 НК в части применения смягчающих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126.1 НК налоговый агент освобождается от ответственности, если самостоятельно выявил ошибки и представил налоговому органу уточненные документы до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности сведений.

Правила, предусмотренные статьей 88 НК о камеральных проверках, распространяются также на налоговых агентов. Таким образом, недостоверные сведения в 6-НДФЛ налоговый орган выявляет в рамках камеральной проверки расчета, но может – и входе выездной проверки за соответствующий период. При выявлении недостоверных сведений в 6-НДФЛ вне рамок камеральных и выездных проверок производство по делу о правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 НК.

Сведения по форме 2-НДФЛ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений не предусмотрено. Таким образом, НК не установлен предельный срок для выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ. Однако здесь действует трехлетний срок давности для привлечения к отвественности.

Положения НК, введенные в действие законом 113-ФЗ, в части установления налоговой ответственности налоговых агентов, подлежат применению к правоотношениям по представлению сведений по форме 2-НДФЛ, обязанность по представлению которых возникла после 1 января 2016 года.

При выявлении фактов представления недостоверных сведений в 2-НДФЛ производство по делу о правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 НК. В случае выявления таких нарушений при выездной проверке производство осуществляется в порядке, установленном статьей 101 НК.

Налоговый орган сообщает налоговому агенту об обнаружении фактов представления недостоверных сведений с требованием пояснений либо уведомляет о вызове в налоговый орган.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Кроме того, при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Камеральная проверка по 2-НДФЛ

Камеральная проверка по 2-НДФЛ

Опишите причину своей жалобы

Здравствуйте!
Прошу уточнить
1. в какой срок ИФНС должен вручить акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений по 2-НДФЛ?
2. Срок камеральной проверки 2-НДФЛ за 2015г?
3. Реестр сведений о доходах физических лиц за 2015г был отправлен 29.01.2016, что подтверждается электронным документом оператора связи. Файл не был принят в связи с обнаружением ошибки, и исправленные сведения были предоставлены 17.05.2016. ИФНС подтверждает , что фактически справки 2-НДФЛ за 2015 представлены 17.05.2016, тем самым организацией нарушен срок представления, что влечет за собой взыскания штрафа на основании п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб за каждый непредставленный документ. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке установленном статьей 101 НК РФ) составлен 31.05.2016, отправлен 23.11.2017. Правомерно ли требование ИФНС, не нарушены ли сроки?

Ответ ( Один )

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

1) Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении факта нарушения налогового законодательства, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом РФ (за исключением правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностное лицо инспекции в течение 10 дней со дня выявления нарушения должно составить в установленной форме акт (далее — акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений).

Акт вручается совершившему правонарушение лицу, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если названное лицо уклоняется от получения акта, в акте делается соответствующая отметка и он направляет указанному лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта почтой заказным письмом датой вручения акта считается шестой день считая с даты его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Из приведенных норм следует, что выявленные нарушения в заполнении справки по форме 2-НДФЛ налоговый орган должен будет зафиксировать в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, который подписывается налоговым агентом и вручается ему под расписку.

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен совершившему правонарушение лицу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал следующее. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений, то применительно к п. 5 ст. 100 НК РФ следует исходить из того, что такой акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его составления.

Есть работы авторов с выводом о том что срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен правонарушителю, не установлен.

2) Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в справках по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период или вне рамок ее проведения (ст. 89 НК РФ). Камеральные проверки в отношении справки 2-НДФЛ налоговики проводить не могут, поскольку она не является декларацией (ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07). При этом предельный срок для установления недостоверных сведений в 2-НДФЛ в НК РФ не установлен.

При обнаружении ошибок налоговый орган должен выслать требование о представлении пояснений либо уведомить вас о вызове в ИФНС (ст. 88 НК РФ). При этом он должен указать, какие именно ошибки были выявлены.

3) В рассматриваемой ситуации налоговые органы нарушили:

1. срок составления акта

Срок сдачи 2-НДФЛ с признаком 1 — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ, разд. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).

Срок сдачи 2-НДФЛ с признаком 2 — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. В этот срок нужно не только сдать справку в налоговый орган, но и вручить физлицу (ст. 216, п. 5 ст. 226 НК РФ, разд. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).

Вот этих сроков необходимо отсчитывать 10 дней для составления акта о выявленных нарушениях.

2. Срок выручения акта.

Учитывая позицию Пленума ВАС РФ, акт должен был быть вручен Вам в течение пяти дней с даты его составления.

Таким образом, Вы можете обжаловать данный акт.

Срок камеральной проверки 2 ндфл за 2016 год

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

До 1 апреля 2018 года ООО сдало декларацию по форме 2-НДФЛ. В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной налоговой проверки составляет три месяца. Однако на 1 июля 2018 года никаких претензий со стороны налогового органа по поводу сведений, содержащихся в вышеуказанной декларации, не поступало. 30 октября 2018 года ООО получило требование о представлении документов (информации), касающихся сведений, содержащихся в декларации 2-НДФЛ. В устной беседе представителю налогового органа было разъяснено, что его требования не обоснованы в связи с истечением сроков камеральной проверки.
13 ноября 2018 года ООО получило требование в связи с проведением мероприятий налогового контроля по поводу правильности отображения дохода в сведениях по форме 2-НДФЛ о том, что в соответствии со ст. 93 и ст. 422 НК РФ, ст. 188 ТК РФ в связи с проведением мероприятий налогового контроля по поводу правильности отображения дохода в сведениях по форме 2-НДФЛ за 2017 год необходимо представить документы.
Правомерны ли действия налогового органа?
Обязана ли организация представлять документы в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия налогового органа неправомерны.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В силу п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ “Справка о доходах физического лица” (и в соответствующем формате), утвержденной приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, сведения по форме 2-НДФЛ не являются ни налоговыми декларациями, ни расчетами в смысле ст.ст. 80, 88 НК РФ, поскольку содержат лишь информацию о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленного и удержанного налога. Поэтому они не могут быть предметом камеральной налоговой проверки.
Аналогичное мнение высказано в письме ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515: сведения по форме 2-НДФЛ в соответствии со ст. 80 НК РФ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений НК РФ не предусмотрено.
Кроме того, по мнению арбитражных судов, из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок по форме 2-НДФЛ, поскольку камеральная проверка не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога (постановления Пятнадцатого ААС от 20.07.2017 N 15АП-8462/17, АС Центрального округа от 29.09.2015 N Ф10-2699/15, от 31.03.2014 N Ф10-396/14, ФАС Уральского округа от 13.09.2010 N Ф09-6098/10-С2).
Статья 93 НК РФ предусматривает истребование документов только при проведении налоговой проверки. Кроме того, на основании этой статьи документы могут быть истребованы в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ), однако такие мероприятия проводятся лишь в случае выявления налоговым органом нарушений налогового законодательства и назначаются в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Судя по информации, изложенной в вопросе, ничего подобного в данном случае не происходит.
Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (п.п. 1 и 1.1) и п. 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Подытоживая все вышесказанное, мы придерживаемся следующей позиции: действия налоговых органов по истребованию документов в соответствии со ст. 93 НК РФ вне рамок налоговой проверки неправомерны.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка справок 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

16 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
  • на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки (п.4 ст.80 НК РФ).

При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2019-2020 годах – бланк и образец».

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2020, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2020.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Налоговая проверка по НДФЛ: сроки и ход проверки, что проверяют

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о налоговых проверках по НДФЛ.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что проверяется в процессе этой проверки.
  2. Какую документацию у вас могут истребовать.
  3. Когда проверка может быть назначена.

Содержание

Проверка 6-НДФЛ и 3-НДФЛ может быть камеральной и выездной.

Проведение выездной проверки по НДФЛ

Выездную налоговую проверку осуществляют, основываясь на требованиях НК РФ.

За одну проверку вашу компанию могут проверить как:

  • Налогоплательщика;
  • Плательщика сборов;
  • Налогового агента.

При этом проверка может охватить три последних года деятельности вашей компании.

Но стоит отметить, что под проверку может попасть и текущий период, хотя, если судить по практике это обстоятельство используется редко.

Это легко объяснимо: текущий период проще проверять не выезжая в ваш офис, то есть посредством камеральной проверки.

Еще один факт, из-за которого проверяющий может проигнорировать текущий период – это специфика самой процедуры налогообложения.

Для части налоговых платежей итоги определяются за текущий календарный год. Получается, что до того, как начнется следующий календарный год, проверять попросту нечего.

Инспекторы ФНС проверяют:

  • Сроки и полноту оплаты налогов в бюджет;
  • Насколько правильно применяется налоговая ставка;
  • Правильность оформления налоговых вычетов;
  • Правильно ли определяется налоговая база.

Какую документацию могут запросить:

  • Кадровую документацию;
  • Статистические формы;
  • Налоговые карточки по НДФЛ;
  • Справки 2-НДФЛ;
  • Первичную финансовую документацию.

Этот перечень является открытым, так как при возникновении такой необходимости, проверяющие могут запросить и дополнительные документы.

Проверка декларации 3-НДФЛ

После того как будет окончен налоговый период, вы обязаны предоставить в ФНС отчет. Также вы имеете право подать декларацию, если хотите получить налоговый вычет.

Одной из возможностей осуществить налоговый контроль в этом случае, является камеральная проверка.

Проверять документацию будут в налоговой, не выезжая непосредственно в вашу компанию.

Срок проверки

Проверка длится три месяца, с того момента, как вы предоставите отчет в налоговую инспекцию.

Рассматриваться будет только тот период, за который вы подали документацию, второй раз проверку осуществлять не будут.

Как проходит процедура

После того как вы подадите все необходимые документы и заполненную декларацию, начнется проверка. При этом уведомлять вас о ней никто не будет.

Важно то, что ее могут приостановить, если обнаружат противоречия, ошибки или недочеты разного характера. У вас же специалисты ФНС запросят пояснения либо попросят исправить допущенные ошибки. На это вам дается пятидневный срок.

Вас известят, что процедура проверки прервана одним из следующих вариантов:

  • Вам пришлют требование предоставить определенную документацию;
  • Попросят явиться лично.

Чтобы не допустить возникновения проблем, оставляйте инспектору ваш контактный номер телефона.

Получается, если вы доносили документацию дополнительно, или что-то исправляли, срок проверки увеличивается. На это решение руководителя ФНС не требуется.

После того как проверка декларации будет завершена, развитие событий может быть следующим:

  • Если обнаружены ошибки, нужно будет принести обновленный список документации;
  • Если обнаружены неточности, декларацию нужно будет откорректировать и проверка будет произведена снова;
  • Если ошибок и несоответствий не выявлено, уплаченный налог вам возместят.

Как узнать статус проверки

Если у вас есть желание лично контролировать процедуру, сделать это можно несколькими способами:

  • Посредством телефонных звонков инспектору;
  • Зарегистрировавшись на сайте ФНС, в разделе «Электронные сервисы».

Используя эти способы, вы сможете отслеживать действия проверяющих, сразу получать разъяснения по всем возникшим вопросам.

Проверка 6-НДФЛ

6-НДФЛ является одной из форм отчетности, которая сдается в обязательном порядке. Сдают такой отчет и ИП, и юридические лица. А процедура проверки является обязательной.

В каком виде сдается отчетность

Обычно эта форма предоставляется только в электронном виде. Предоставить ее на бумаге вы можете, только если в вашей компании менее 25 сотрудников.

Если же это правило к вам не относится, а расчет вы предоставите в бумажном варианте, придется заплатить штраф в размере двухсот рублей.

Когда проводится проверка

Она инициируется после того, как вы сдадите расчет 6-НДФЛ. Чтобы начать мероприятие, сотруднику ФНС не требуется получать решение вышестоящего руководства, как в других случаях.

Длится эта проверка не дольше, чем три месяца, этот срок регламентируется НК РФ.

Цель проверки 6-НДФЛ, как, впрочем, и других, заключается в том, чтобы обнаружить ошибки и нарушения либо убедиться в их отсутствии.

Этапы проверки

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • После того как специалисты ФНС получат от вас форму 6-НДФЛ, прежде всего они сверят общую информацию о вашей компании: сверят адрес, номер ИНН, а также ряд других данных;
  • Проверяется, насколько верно заполнен расчет: данные должны быть заполнены нарастающим итогом;
  • Сверяются контрольные соотношения: это помогает выявить, соответствуют ли данные, которые вы подали, тем, что уже имеются у инспекторов;
  • Проводят пересчет данных для того, чтобы выявить допущенные ошибки арифметического характера.

Контрольные соотношения

Эти соотношения принимаются для того, чтобы проверки в разных регионах страны проходили единообразно.

Это помогает не только проверяющим, но и плательщикам налогов проверить, правильно ли они заполнили расчет.

В число контрольных соотношений входят следующие показатели:

  • Дата, которую вы проставили на титульном листе (если подадите документ несвоевременно, можете получить штраф);
  • Начисленный доход не может превышать налоговые вычеты, но может быть равен им;
  • Сумма начисленного налога не может быть больше фиксированного авансового платежа, но может быть ему равна.

Что проверяют

В 6-НДФЛ проставляются сроки, когда перечислены налоги. Эту информацию проверяющие сверяют с той, что указана в лицевой карточке вашей компании или ИП.

Такие регистры и составляются для того, чтобы выявлять нарушения. Также они позволяют узнать вовремя ли вы исчислили и внесли в бюджет налоговые платежи.

Часть проверочных мероприятий проходит в автоматизированном режиме, для экономии времени сотрудников ФНС.

Если после того как проверка будет проведена, будет сделан вывод, что вся информация предоставлена без ошибок и недочетов, мероприятия по проверке считаются оконченными. Если же к вам возникнут вопросы, придется сначала разрешить их, а только потом будет составлен акт проверки.

Сверка документации

В процессе проверки годового расчета 6-НДФЛ в обязательном порядке осуществляется сверка с 2-НДФЛ.

Говоря проще, сумма, которую вы выплатили сотрудникам в качестве заработной платы, должна соответствовать тем данным, которые указаны в справках о доходе физлиц.

Кроме этого, проверяют количество физлиц, которым вы перечислили деньги.

Если в процессе проверки возникли вопросы

Если в ходе проверки сотрудники ФНС выявят ошибки и несостыковки в отчетности, вас об этом обязательно оповестят.

Ответственному лицу направят требование о даче разъяснений по всем возникшим вопросам. На это отводится 5 рабочих дней с даты получения вами требования от налоговой.

Если же выявится тот факт, что вы не уплатили налог в полном объеме, то в ваш адрес будет направлено требование заплатить НДФЛ – это в случае простой недоплаты.

А если будет выявлено занижение налоговой базы по каким-либо причинам, то к вам будут применены еще и штрафные санкции – 20% от суммы недоимки и 40% в случае, если будет доказан преступный умысел.

Обычно в требовании указан срок, в течение которого вы обязаны погасить имеющуюся задолженность. В случае, если вы его проигнорировали, то налоговая, в одностороннем порядке, погасит задолженность с ваших расчетных счетов, причем, перед этим, заблокирует все имеющиеся у вас, до полного удовлетворения недоимки. Ваша деятельность будет парализована, так как на всех счетах должна быть «несгораемая» сумма, равная недоимке. А, если на счете, куда направлено требование сумма меньше нужной, то тогда и возникает абсурд – вы должны будете пополнить счет для того, чтобы платеж прошел успешно.

Времени на восстановление движения по расчетным счетам уйдет предостаточно: пока платеж будет списан, затем отразится на счетах налоговой. И только после всех этих действий налоговики вышлют уведомление на разблокировку ваших счетов.

Нюансы

Стоит отметить, что если вы в течение года не осуществляли выплат физлицам, то и расчет 6-НДФЛ вам предоставлять не нужно.

Если же перечислений не было только в одном периоде, то графа, которая соответствует этому периоду будет пустой, а остальные нужно заполнить.

Заключение

Уважаемые читатели! Учитывайте, что в процессе проведения проверки ошибки, найденные инспекторами, но вышедшие за трехлетний период, не могут быть основаниями для привлечения вас к какой-либо ответственности.

Но в любом случае старайтесь просто их не допускать либо исправлять вовремя.

Суд: на основании справок 2-НДФЛ невозможно проверить правильность уплаты налога в бюджет налоговым агентом

Индивидуальный предприниматель пытался в суде оспорить требование по уплате удержанного, но не перечисленного НДФЛ, пеней и штрафа, сославшись на то, что налоговый орган должен был узнать о ненадлежащем исполнении обязанности налогового агента из налоговой отчетности за 2010 – 2012 годы (2-НДФЛ), а не при выездной проверке. По мнению ИП, проведение выездной налоговой проверки не может являться основанием для восстановления пропущенных налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам. Налоговый орган должен был в порядке статьи 88 Кодекса провести камеральную проверку отчетности налогового агента по форме 2-НДФЛ и выявить соответствующую задолженность до проведения выездной проверки. Однако суды не согласились с ним.

Как установили суды, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП, в том числе по вопросу правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ налоговым агентом за период с 01.01.2010 по 21.11.2013. По результатам проверки составлен акт и принято решение, которым предпринимателю начислены суммы, оспариваемые в настоящем деле. Основанием для начисления данных сумм послужили выводы налогового органа о неперечислении в проверенном периоде фактически удержанного НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом при выплате дохода физическим лицам.

В силу пункта 2 статьи 230 НК налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 88 НК налоговый орган проводит камеральную проверку только налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК.

Пунктом 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что справки по форме 2-НДФЛ не являются налоговыми декларациями (расчетами авансовых платежей), при этом оформление налоговых уведомлений в отношений НДФЛ, перечисляемого налоговым агентом, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, суды на основании взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Кодекса пришли к выводу, что доначисление сумм НДФЛ налоговому агенту и их взыскание с начислением пеней и штрафов могло быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения выездной налоговой проверки.

АС Восточно-Сибирского округа в постановлении № А58-1418/2015 от 28.07.2016 г. вывод нижестоящих судов подтвердил, указав на то, что в представленных предпринимателем реестрах сведений о доходах физических лиц за проверенные периоды и справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые и достаточные сведения для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности (даты фактического получения налоговым агентом в банке наличных денежных средств на выплату доходов, даты фактического получения доходов налогоплательщиками). Следовательно, у инспекции отсутствовала объективная возможность проверить правильность исполнения предпринимателем обязанностей налогового агента по правильному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога только на основании представленных последним в порядке пункта 2 статьи 230 НК РФ сведений по форме 2-НДФЛ.

От редакции добавим, что с 2016 года у налоговой инспекции появилась возможность проверять правильность перечисления налога налоговым агентом при камеральной проверке формы 6-НДФЛ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector