Размер участка при коллективном садоводстве
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Размер участка при коллективном садоводстве

Ведение садоводства

Здесь можно построить дачу и заниматься любой сельскохозяйственной деятельностью, в том числе, как для личных нужд, так и с целью предпринимательства.

Можно выращивать любые овощи, фрукты и ягоды, держать домашнюю птицу, заниматься пчеловодством.

Категория

Статья 7 Земельного кодекса определила, что земли РФ делятся на 7 категорий, среди которых есть земли поселений (ЗНП) и земли сельхозугодий (ЗСН).

Согласно классификатору, земельный участок с ВРИ «Ведение садоводства» может принадлежать как к одной, так и другой категории.

Разрешенное использование

Классификатором ВРИ установлено сразу 2 вида разрешенного использования для садоводства:

  • Пункт 1.5 «Садоводство на территориях сельхозугодий». Имеются в виду участки, выделенные под садоводство из категории земель ЗСН. Данные участки в первую очередь предназначены для выращивания многолетних сельхоз культур в промышленных масштабах.Здесь можно строить изгороди, теплицы, бурить скважины для подвода воды, но нельзя возводить любые капитальные сооружения (сооружения с фундаментом). Тем более на таких землях запрещено строительство жилых домов.
  • Пункт 13.2 «Ведение садоводства». Таковой ВРИ может быть назначен и в категории ЗНП и в категории ЗСН. В данном случае имеются в виду участки, предназначенные для ведения частного садоводства и для обустройства дачи.Классификатор гласит, что на таком участке допускается выращивание любых бахчевых, садовых, овощных и иных сельскохозяйственных культур. Также, здесь разрешено строительство садового (летнего, дачного) дома и иных необходимых хозяйственных построек.

Индивидуальное и коллективное ведение садоводства

Глава 2 Федерального закона № 66 определила, что ВРИ «Ведение садоводства» может быть организовано сразу в нескольких формах:

  • Некоммерческое коллективное партнерство;
  • Индивидуальное садоводство.

В первом случае владельцы участков объединяются для регистрации садового (дачного, огороднического) некоммерческого партнерства (СНП).

В таком случае СНП будут принадлежать не только отдельные наделы участников партнерства, но и все объекты общего пользования: а значит дороги, местная канализация и т.д.

Объединение отдельных граждан в СНП помогает повысить общий уровень жизни в дачном поселке.

Так, за счет членских взносов СНП может оплатить асфальтирование местных дорог, проводку электросетей к дачному поселку и т.д. Садоводческое некоммерческое объединение является юридическим лицом в полном смысле этого слова.

Статья 7 ФЗ №66 определила, что СНП может:

  • Приобретать и продавать имущественные права;
  • Брать займы в кредитных организациях;
  • Заключать разного рода договоры;
  • Выступать в суде в качестве истца;
  • Осуществлять любые иные действия, которые будут способствовать достижению поставленных целей, и которые не будут противоречить действующему законодательству.

Любой из членов СНП имеет право участвовать в регулярных собраниях товарищества и влиять на принятие общих решений.

Индивидуальное садоводство может осуществлять как в отдельном месте, так и в поселке, где существует СНП.

В первом случае у владельца надела возникают серьезные проблемы с подводом коммуникаций к участку (кроме тех случаев, когда коммуникации проведены в непосредственной близости от него).

Во втором случае, когда надел находится непосредственно в поселке при СНП, владелец участка вправе рассчитывать на общие блага.

Он может пользоваться общей инфраструктурой, подключаться к коммуникациям, подводка которых была осуществлена за счет средств СНП. Но за все это владелец участка должен регулярно уплачивать в СНП взносы, установленные самим объединением.

Если таковых взносов не поступает, СНП вправе взыскать причитающиеся им средства в судебном порядке.

Предельные размеры

Статья 11.9 Земельного кодекса определила, что минимальные и максимальные размеры участка устанавливаются местными градостроительными регламентами.

Это же подтверждает и статья 38 Градостроительного кодекса, где указано, что помимо прочего градостроительный регламент должен содержать:

  • Предельные размеры надела;
  • Минимальный отступ от границы участка к зданию (дому, сараю, гаражу и т.д.);
  • Максимальное количество этажей (высоты) здания;
  • Возможный процент застройки участка.

То есть, максимальный и минимальный размеры наделов устанавливаются той администрацией, в ведении которой находятся данные земли. Это может быть администрация поселка, администрация города, администрация целого субъекта РФ и т.д.

Чаще всего, устанавливается только минимальный размер участка, максимальный определять не имеет смысла, так как одно лицо может приобрести сразу несколько наделов, удвоив тем самым их площадь.

Учитывая требования, выдвигаемые основными нормативными документами (СНиП, требования пожарных служб), минимальная площадь садового участка составляет 3 сотки. Такая площадь позволяет отодвинуть дом на положенное расстояние от соседнего участка и от дороги.

Строительство

Классификатор определил, что на участках с видом возможного использования «Ведение садоводства» допускается возведение:

  • Дачных, летних домов, предназначенных, в том числе и для отдыха;
  • Иных необходимых для ведения хозяйственной деятельности сооружений: сараи, кладовые и т.д.

По умолчанию прописаться в доме, построенном на садовом участке, нельзя, несмотря на то, что он может иметь фактический почтовый адрес.

Для того чтобы зарегистрироваться в таком доме, необходимо:

  • Сдать его в эксплуатацию. Это можно сделать только в том случае, если дом будет соответствовать всем необходимым требованиям: к нему будет проведено электричество, он будет иметь систему отопления, на участке будет водоснабжение;
  • Дом должен быть единственным жильем для его владельца;
  • Дом должен находиться в пределах земли населенных пунктов.

При несоблюдении любого из указанных требований прописаться в построенном доме нельзя.

Местные органы власти вправе уточнить целевое назначение надела и придать им статус огороднических земель.

Строить на таких землях можно только некапитальные объекты (те, которые не имеют фундамента).

Возведение объектов при статусе «Земли сельхозназначения»

Если говорить о ВРИ «Ведение садоводства», классификатор не делает никаких различий в плане возможного строительства для земель ЗНП и ЗСН.

Здесь также допускается возведение:

  • Дачных, летних домов, предназначенных, в том числе и для отдыха;
  • Иных необходимых для ведения хозяйственной деятельности сооружений: сараи, кладовые и т.д.

Независимо от созданных в доме условий, наличия всевозможных коммуникаций, наличия (отсутствия) еще одного жилья у владельца участка, прописаться на земле ЗСН нельзя.

Подробнее об особенностях ведения садоводства читайте в отдельных статьях:

Изменения с 2019 года

До 2019 года участки с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» регламентируются ФЗ № 66. Новый Федеральный закон №217, который вступит в силу с первого дня 2019 года, меняет ситуацию.

В сравнении со старым законопроектом он принесет несколько существенных изменений:

  • Сейчас земли с ВРИ «Ведение садоводства» могут быть дачными, садоводческими и огородническими. С 2019 года дачные земли ликвидируются и становятся садоводческими.Такое разделение вносит больше конкретики в правовой статус наделов: на садоводческих участках можно строить капитальные и некапитальные сооружения, на огороднических участках можно строить только некапитальные сооружения.
  • С 2019 года индивидуальные садоводы, чей участок находится на территории СНП, могут принимать участие в собраниях объединения и влиять на принятие им решений. Но они не смогут участвовать в выборах членов правления, председателя и т.д.
  • Отныне в пределах одного поселка может быть только одно СНП. Ранее их могло быть несколько.

Заключение

Садоводство имеет сложную, многоступенчатую организацию.

Классификатор установил 2 типа ВРИ: просто «Садоводство» для выращивания многолетних культур в промышленных масштабах и «Ведение садоводства» в целях организации частных дач. В первом случае строительство капитальных объектов запрещено, во втором – разрешено.

ВРИ «Ведение садоводства» может быть присвоено землям категории ЗСН и ЗНП. Строительство капитальных объектов условно разрешено и в том и в другом случае, но прописаться можно будет только на земле ЗНП.

Участок может иметь статус «Для огородничества» или «Для садоводства». На огороднических участках строительство запрещено, на садовых – разрешено.

Индивидуальное и коллективное садоводство весьма схожи. Разница лишь в том, что индивидуалы не могут участвовать в собраниях объединения. С 2019 года они будут иметь возможность участвовать в деятельности СНП.

Размеры земельного надела определяются местными органами власти. Они вправе установить любой максимальный и минимальный размеры. Нельзя регистрировать участок и строить дом, если размеры надела будут меньше минимально установленных в регионе.

Земли населенных пунктов для садоводства – как правильно использовать

Отправим материал на почту

Данная статья отвечает на вопросы о специфике земли населенных пунктов, предназначенной для садоводства, допустимой деятельности на территории участка и стандартов, касающихся размещения построек. Также статья ответит на вопрос, можно ли строить дом на участке для ведения садоводства.

Определение и особенности

Садоводческий участок – это земля, отведенная под разведение овощей и плодово-ягодных культур, ведение хозяйства, организацию отдыха и разведение домашних животных. Приобретение сельскохозяйственного участка выгодно для гражданина, так как земля отведенная под сельское хозяйство, облагается налогами в меньшем размере, чем земля для жилого строительства.

Участок для садоводства или огородничества может быть предоставлен товариществом садоводов или приобретен индивидуально.

Правила использования регламентируются Жилищным кодексом, Кодексом градостроительства, и ФЗ№72.

Законы устанавливают правила использования участков, а именно:

  • какой деятельностью разрешено заниматься владельцу участка;
  • какие постройки можно возводить в границах надела;
  • требования к постройкам и их размещению;
  • правила проживания на территории садового участка.

Приобретение сельскохозяйственного участка выгодно для собственника и имеет ряд преимуществ, однако многих интересует ответ на вопрос: можно ли строить дом на земле под садоводство? Законом предусмотрены ограничения, касающиеся целевого назначения садоводческих территорий.

Согласно действующим законам, земли населенных пунктов под садоводство подразделяются на категории:

  1. Индивидуальные дачные наделы – участки, приобретаемые собственником, которые могут использоваться как для капитального строительства, так и для ведения сельского хозяйства по усмотрению собственника.
  2. Земля под садоводство – участок в данной категории может находиться в собственности физического лица или принадлежать объединению садоводов и предоставляться на некоммерческой основе. В границах такого земельного надела можно вести сельскохозяйственные работы, возводить некапитальные дома для сезонного проживания или отдыха, устанавливать хозяйственные постройки. Разрешенный размер участка не должен превышать 15 соток.
  3. Участки для огородничества – земли сельскохозяйственного назначения, на которых разрешено возводить только временные и вспомогательные постройки. Размер участка под разведение огорода может достигать 50 соток.

Уточнить информацию о целевом назначении и принадлежности участка владелец может, запросив информацию из единого кадастрового реестра.

Разрешенные постройки

Закон о целевом использовании земли, отвечая на вопрос: можно ли строить дом на участке для ведения садоводства, дает ответ и о том, какие виды построек разрешаются в границах земельного надела.

На садовом участке, принадлежащем собственнику или садоводческому товариществу, законом разрешено возводить некапитальный дом для сезонного проживания в теплое время года, без права оформления постоянной регистрации, а так же следующие постройки:

  • гараж для личного автотранспорта;
  • сарай либо навес для хранения инвентаря;
  • теплицы;
  • компостные ямы;
  • баню;
  • скважину или колодец для воды
  • постройки для содержания домашнего скота или птицы;
  • погреб для хранения урожая;
  • туалет дачного типа с выгребной ямой для сброса отходов.

Градостроительный кодекс определяет требования к дому дачного типа. В дачном домике должна быть одна жилая комната размером 8-12 метров, кухня или столовая, кладовка или гардеробная. Высота потолков в помещении должна быть не менее двух с половиной метров, для мансарды не менее двух метров.

К садовому домику не подведен водопровод, газопровод либо городская канализация, поэтому такой дом не считается жилым и в нем нельзя оформить прописку, несмотря на наличие физического адреса.

Требования к постройкам

Правилами жилищного кодекса устанавливается расстояние между всеми объектами, а так же расстояние от объекта до границ надела.

По действующим санитарным и противопожарным стандартам, расстояние от стен дома до границы надела не менее 3 метров, для хозяйственных построек от 1 метра.

Расстояние от стен дома до погреба или выгребной ямы не менее 12 метров, до колодца, бани или хозяйственных построек 8 метров и больше.

Строительство разрешается только на размеченных участках. Если межевание не выполнялось, не разрешается размещать постройки, за исключением вспомогательных.

Разрешенная и запрещенная деятельность

Кроме вопроса, можно ли строить дом на участке под садоводство, существуют также и другие вопросы касательно целевого использования земли, разрешенной и запрещенной деятельности в границах собственного земельного надела.

Согласно действующему законодательству, в границах садоводческого надела разрешены следующие виды деятельности:

  • выращивание огородных культур;
  • посадка плодовых деревьев;
  • хранение урожая и садового инвентаря;
  • возведение некапитальных построек.

При этом на территории садоводческого надела запрещены следующие виды деятельности:

  • возведение сооружений промышленного назначения и производство любой категории;
  • постройка коммунальных или административных зданий и осуществление их работы;
  • постройка любых объектов художественного или культурного значения;
  • обустройство точек оптовой или розничной торговли;
  • размещение построек с нарушением границ соседних наделов;
  • подведение коммуникаций и возведение жилого дома без получения разрешения на строительство.

За нецелевое использование земли налагается административная ответственность. Собственник выплачивает штраф, а нецелевые объекты по решению исполнительных органов подлежат сносу.

Как получить разрешение на постройку

Часто владельцы дач задаются вопросом: если в собственности есть участок для садоводства, можно ли строить дом для постоянного проживания ?

Построить на законных основаниях жилище для постоянного проживания, можно при выполнении нескольких условий:

  1. Если дача является единственной недвижимой собственностью владельца.
  2. Если изменилась граница населенного пункта, и садоводчество оказалось в черте города.
  3. Если было получено соответствующее разрешение административных органов.

Для того, чтобы получить разрешение на строительство, нужно выполнить несколько действий:

  • обратиться в ЕГРН за выпиской с информацией о наделе;
  • предоставить администрации населенного пункта план застройки для согласования;
  • получить разрешение у представителя исполнительной власти.

Для строительства нужно предоставить документы согласно списку:

  • паспорт гражданина России или иной документ, подтверждающий личность собственника;
  • свидетельство о покупке имущества или иной документ на собственность;
  • выписка из реестра с описанием участка;
  • проект строительства;
  • разрешение коммунальных служб на подведение водоснабжения и канализации;
  • графическая схема объектов недвижимости на участке.

Если земля находится в границах некоммерческого объединения, проводится публичное голосование, на котором выносится разрешение на строительство. В том случае, если участники товарищества проголосовали против, разметка участка и строительство невозможно.

Видео описание

О строительстве домов на садовых земельных участках в видео:

Как итог – что меняется в 2019 году

Прежде чем уточнять, можно ли строить дом на участке для ведения садоводства, стоит дождаться поправок к закону от 2019 года. Согласно новому закону, дачные и садоводческие наделы будут объединены в одну категорию.

С новыми поправками в границе садоводческого надела будет разрешено строить жилые дома с возможностью регистрации при наличии разрешения от администрации. Разрешение или отказ в постройке дома выносится на открытом слушании в присутствии собственника.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – ограничения на использование земли полезны, или это ненужная бюрократия?

Размер участка при коллективном садоводстве

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Федеральный закон N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”:

Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”

Комментарии к статье 14 закона N 66-ФЗ, судебная практика применения:

Предоставление СНТ земельного участка на срок 5 лет

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется (п. 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).

В “Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года”, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года содержатся следующие разъяснения:

Предоставление гражданину земельного участка для садоводства из земель сельхозназначения

“Вопрос 4. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства?

Ответ. В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона.

В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено”.

Приобретение членом СНТ, ДНТ, ОНТ земельного участка в собственность бесплатно до 2021 года

До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

  • земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
  • по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
  • земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд

(См. п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).

Размер участка при коллективном садоводстве

Под коллективным садоводством следует понимать форму общественного пользования землей, осуществляемую гражданами методом объединения их в специальные товарищества – организации садоводов. Эти товарищества – составная часть в системе кооперации, что соответствует закону о кооперации еще со времен СССР. Основной задачей коллективных садоводств является организация и использование садовых земель для выращивания овощей, фруктов и ягод, а также прочей продукции сельского хозяйства членами садоводческого товарищества, с целью индивидуального потребления, равно как и для продажи. В садоводческих товариществах создают условия для отдыха их членов, содействия в укреплении здоровья. Каждый член садоводческого товарищества на собственном участке может заняться разведением пчел, птиц либо кроликов. Изначально коллективный сад создавался на земельном участке, выделяемом какому-либо предприятию, организации, учреждению совместным ходатайством властей, начиная с местной администрации и профсоюза вплоть до решений Совета республики, края либо области. Земли под коллективное садоводство выделялись из земельного фонда государства, включая земли колхозных и совхозных угодий, а также угодий прочих предприятий сельского хозяйства. В течение месяца со дня поступления заявки на отведение земельного участка соответственно утвержденным схемам размещения производили отвод земли, основываясь на решениях городских и районных Советах исполкомов.

Законом СССР о кооперации возлагалась обязанность на общественные предприятия, учреждения и организации государственного и кооперативного характера содействовать товариществам садоводов в плане мелиорации и строительства, благоустройства, обработки и агротехнического обслуживания участков, а также содействовать в производстве прочих работ на средства товариществ, согласно договоренности.

Членами садоводческих товариществ становились работники предприятий и учреждений, при коих организовывалось товарищество, в том числе могли принять и работавших в нем пенсионеров. Прочие граждане могли стать членами товарищества в тех случаях, когда это было предусмотрено садоводческим товариществом в его уставе. К их числу относили колхозников, работников совхозов и прочих сельхозпредприятий, при условии их проживания в многоэтажных жилых массивах. Преимущественно в члены товарищества могли принять добросовестных рабочих, служащих, ветеранов труда, инвалидов, участников ВОВ, приравненных к ним лиц, семьи, в которых было по два ребенка и более, работников, занятых в многосменных режимах.

Если умирал один из членов товарищества, преимущественным правом на вступление в него обладал его наследник. Если один из членов выбывал из рядов садоводческого товарищества, причиной чему было состояние его здоровья, а также другие уважительные причины, которые препятствовали в должном выполнении уставных требований, членом товарищества мог стать член его семьи, если участок находился в совместном освоении и пользовании с выбывающим членом товарищества.

Органы, предоставляющие участки земли под коллективные сады, определяли величину выделяемого земельного участка, колеблющуюся в пределах от четырехсот до шестисот квадратных метров. Если один из членов товарищества вынужден отсутствовать по причине направления его для работы за границу, выезда для работ на Крайний Север, либо в условия, приравненные к Крайнему Северу (по согласованию с действием трудового договора), не исключая прочих случаев временного отсутствия, при бронировании либо сохранении за ним жилого помещения в установленном для этого порядке, – уезжающий мог рекомендовать другое лицо, которому производилась передача его участка для временного пользования, если данным лицом было обещано соблюдать требования устава.

Членами товарищества не могли стать лица, имеющие приусадебный участок, земельный участок, предоставленный владельцу под строительство жилья, а также имеющие в собственности дачи либо имеющие возможность пользоваться государственной дачей, служебным участком или состоящие в дачно-строительном кооперативе либо другом коллективном садоводстве.

Действие садоводческого товарищества основывалось на уставе. Он принимался на общем собрании граждан и регистрировался в исполкоме, к которому относилась территория товарищества. Изменялся и дополнялся устав в неизменном порядке. Регистрируясь, товарищество становилось юридическим лицом и приобретало оговоренные в уставе обязанности и права. Если организация ликвидировалась, распускалось и созданное при ней садоводческое товарищество.

Членам коллективного садоводства было разрешено возведение на выделенном им земельном участке отапливаемых садовых домиков и прочих хозяйственных строений, отдельно стоящих либо сблокированных для кролиководства, птицеводства, хранения рабочего инвентаря. Также разрешалось возведение теплиц и иных сооружений с утепленным грунтом для посева и выращивания сельхоз культур. Также можно было размещать под домиком либо хозяйственным строением подвал.

Членам товарищества разрешалось получение кредита в Сберегательном банке на сумму менее пяти тысяч рублей на приобретение либо строительство садового домика и благоустройство участка. Членство в товариществе не могло быть использовано для наживы.

Садовые домики и хозяйственные строения строились по типовому либо индивидуальному проектам, что соответствовало проекту организации. Проведение работ в товариществе производилось с применением личного труда членов коллективного садоводства.

Членами товарищества давалось обязательство о выполнении требований законодательства. Они были обязаны:

  • охранять окружающую среду,
  • соблюдать закон о коллективном садоводстве,
  • участвовать в коллективных работах, которые проводились согласно решению общего собрания либо правления,
  • проводить мероприятия по агротехнике и обработке земельного участка,
  • закладывать сад и ухаживать за растениями,
  • своевременно уничтожать сорняки и вредителей,
  • бороться с болезнями растений и в общем саду, и на собственном участке.

Члены товарищества могли обменять свой садовый участок на равноценный в другом товариществе, чтобы максимально приблизиться к тому месту, где они проживали, или, согласно другой уважительной причине, с согласия членов каждого товарищества, данного ему на собраниях.

Руководствуясь собственным желанием, каждый член товарищества мог покинуть его в любое удобное для него время. Выбывающему лицу в обязательном порядке возвращались взносы целевого характера, которые взимались, чтобы построить дороги, общественные сооружения, ограждения, водоснабжение (эти взносы возмещает вступающий на его место человек). Возвращение не касалось вступительных и членских взносов, платежей за воду и электроэнергию и пр. Стоимость всего посаженного и построенного на участке выбывающего возмещалась ему вновь принятым в товарищество человеком. Некоторые случаи, отмеченные в уставах товариществ, могли стать причиной исключения гражданина из членов садоводческого товарищества. Производилось исключение согласно решению всех членов товарищества на общем собрании, которое впоследствии могло быть обжаловано в суде.

Если расторгался брак, один из супругов сохранял право на пользование участком земли (по каждому из них обсуждением общего собрания выносилось отдельное решение), выделенным ему под закладку сада, при единственном условии, что он вступит в садоводческое товарищество, если еще не состоял в его членах. При отказе от вступления в товарищество членов его семьи, освободившийся земельный участок мог быть передан, согласно решению общего собрания садоводческого товарищества, рабочему либо служащему организации, при которой создавалось товарищество. Также участок мог быть передан пенсионерам, которые ранее работали в данной организации, и, если желающих нет, другим работающим в этой отрасли.

Если наследники затевали споры по поводу прав на вступление в садоводческое товарищество, а также имущественные споры разных лиц друг с другом и с товариществом, то они разрешались посредством суда.

Эти выдержки взяты из определения коллективного садоводства, данного в Законе СССР «О кооперации в СССР». Каково же современное определение коллективного садоводства?

Коллективное садоводство – садоводческое объединение граждан, садоводческое товарищество, садоводческий потребительский кооператив, садоводческое некоммерческое партнерство – некоммерческая организация, которая учреждена гражданами на добровольных началах для того, чтобы содействовать ее членам в решении задач социально-хозяйственного характера ведения садоводства.

Участки земли для коллективного садоводства, животноводства и огородничества могут быть предоставлены местным Советом народных депутатов, согласно их компетенции. Земельные участки состоят из земель общего пользования, которые находятся в пользовании садоводческих и животноводческих коллективных товариществ, и земель, которые находятся в собственности у их членов. Земли общего пользования – это участки земли, которые заняты охранными зонами, дорогами, поездами, прочими сооружениями, а также объектами для общего пользования. На данные земли местным Советом народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, который удостоверяет право на землю. На участок, который передан в собственность члену садоводческого или животноводческого товариществ, Советом народных депутатов выдается документ, который удостоверяет право на землю. Порядок использования участков земли в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставом.

Земельный спор с председателем

Ни действующее федеральное законодательство в настоящий момент, ни законодательство, действавшее на момент вхождения в состав России Республики Крым и города Севастополь, не содержит ограничений по максимальному размеру земельных участков, используемых в целях садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также для личного подсобного хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты РФ действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом N 6-ФКЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон N 38-ЗРК).

Пункт 2 ст. 2 указанного закона устанавливает, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

Пунктом 1 ст. 8 Закона N 38-ЗРК установлено, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), с учетом утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 38-ЗРК государственные акты, свидетельства или иные документы, подтверждающие право постоянного пользования гражданина земельным участком, являются основанием для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в порядке, установленном ст. 25.2 Закона о регистрации.

Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Согласно п. 2 той же статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами. В частности, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» указано, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.

Таким образом, вам гарантированы ваши права как ранее возникшие в том объеме, в котором они имелись до вхождения Крыма и Севастополя в состав России, т.е. и в том же размере площади участка, при этом этот размер не превышает максимально установленный законами РФ.

Что касается вашей ситуации, то следует понимать, был ли индивидуализирован участок по украинскому законодательству как самостоятельный объект недвижимости, были ли установлены его границы в соответствующей системе координат, применяемой на территории Украины, было ли оформлено ваше право собственности на него в установленном порядке при Украине и имели ли вы документ о праве собственности на свой участок с указанием его площади и границ (например, так называемый государственный акт или иное свидетельство о праве, решение о предоставлении участка и т.п.) или вам был выделен в пользование некий участок с условными границами в рамках садового товарищества, которое, возможно, оставалось правообладателем всей земли СНТ.

В зависимости от этих обстоятельств станет ясно, идет ли речь о самоуправных действиях руководителя СНТ либо правовом споре с соседями, «прихватившими» ваши недостающие сотки, либо речь идет о несоответствии фактической площади вашего участка по результатам обмера и межевания площади, указанной в членской книжке.

В соответствие с законодательством РФ для постановки земельных участков на кадастровый учет и государственной регистрации права на них требуется провести соответствующие землеустроительные работы (межевание), т.е. зафиксировать границы в координатных точках по результатам геодезического обмера по фактически существующим границам земельного участка (заборам, стенам построек, межам, оврагам, иным естественным границам и искусственно возведенным ограничениям). Такие фактические измерения, если ранее они никогда не проводились, как правило, не соответствуют ранее определенным площадям и, к сожалению, как правило, нет возможности предъявить претензии кому-либо, так как соседи оказываются в том же положении. В данном случае при спорных ситуациях имеет значение фактически сложившийся многолетний порядок пользования земельными участками.

Если никаких естественных или искусственно сформированных границ не существует (например, во вновь сформированном товариществе, т.е. «в чистом поле» в буквальном смысле), то участок подлежит формированию согласно плану раздела территории СНТ на участки и земли общего пользования путем межевания и выноса границ каждого участка в натуру.

Если по фактическим измерениям существующего участка его площадь превышает 6 соток и приблизительно соответствует ранее выделенным вам 7,2 соткам, либо при межевании участков во вновь образованном СНТ председатель СНТ волевым путем не допускает формирования земельного участка такой площади, не согласовывает границы ранее сформированного либо вновь образуемого участка, иным образом препятствует оформлению ваших прав, тогда как вы добросовестно и беспрепятственно владели ранее выделенным вам участком либо платили установленные взносы и/или налоги, исходя из определенной вам площади, но в отношении несформированного участка, то такие действия неправомерны.

В таком случае выбор способа защиты права также зависит от способа нарушения вашего права и оформления ваших прав ранее. Вам следует письменно обратиться к председателю СНТ с просьбой выполнить требуемое действие: согласовать границы, выдать справку об уплате взносов и т.п. или разъяснить причины отказа в совершении соответствующего действия. Письменное обращение необходимо вручить под расписку либо выслать по почте в адрес СНТ, его правления, его председателя. Это необходимо для фиксации нарушения. В случае отказа или неполучения какого-либо ответа надлежит предъявить иск в суд в защиту своих прав, для чего предварительно следует собрать все имеющиеся у вас документы, подтверждающие выделение вам данного участка, возможно, заручиться свидетельскими показаниями (т.е. договориться о согласии лиц дать такие показания в суде). Всеобъемлющем иском, как правило, является иск о признании права собственности (ст. 12 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ), но в вашем случае, поскольку само право на участок со стороны СНТ не оспаривается, возможно, будет достаточно иска о понуждении СНТ к определенным действиям, например, об обязании согласовать границы, без чего вы лишены возможности поставить участок на кадастровый учет, либо об установлении границ земельного участка (п. 2 ст. 62 ЗК РФ). Более конкретные рекомендации в этой части могут быть даны при исследовании ваших документов.

Нюансы передачи земель общего пользования в обще-долевую собственность садоводов

Нюансы передачи земель общего пользования в обще-долевую собственность садоводов

Новый закон о садоводстве (статья 25 №217-ФЗ) предусматривает передачу имущества общего пользования садоводческого общества, находящееся в собственности товарищества, в обще-долевую собственность садоводов.

В связи с этим у садоводов возникает ряд вопросов по этой теме. Постараемся ответить на них в этой статье.

Каков порядок передачи имущества общего пользования в обще-долевую собственность садоводов?

В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Такой способ передачи имущества общего пользования товарищества не является дарением.

Таким образом, можно сделать вывод, что для передачи общего имущества садового общества требуется согласие всех без исключения собственников товарищества.

Кто непосредственно будет являться заявителем – все собственники земельных участков или достаточно будет представителя?

Если все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение на праве общей долевой собственности недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах указанной территории, принадлежащее товариществу на праве собственности, государственная регистрация перехода права на соответствующее недвижимое имущество общего пользования к собственникам земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлена на основании заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности, представленного в орган регистрации прав собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или их представителем, к которому должен быть приложен, в том числе протокол общего собрания членов соответствующего товарищества, на котором всеми собственниками указанных земельных участков принято решение о приобретении ими в общую долевую собственность соответствующего недвижимого имущества общего пользования, а также определено лицо, уполномоченное на подачу соответствующего заявления.

Таким образом, в МФЦ для регистрации обще-долевой собственности может обратиться представитель, избранный на общем собрании садоводов, так как собрать всех садоводов в одном месте и в одно время на вряд ли удастся.

Как будет определяться доля в имуществе общего пользования садоводческой организации?

Пропорционально площади земельных участков садоводов.

Необходимо ли будет регистрировать переход права на общее имущество садоводческой организации от одного садовода к другому при продаже садоводом своего земельного участка?

Государственная регистрация перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества (если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах данной территории), должна осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок, расположенный в границах такой территории, отчуждаемый по гражданско-правовой сделке, на основании соответствующих одновременно представленных сторонами договора об отчуждении заявлений (в том числе о государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности) и этого договора, который должен быть представлен не менее чем в двух экземплярах-подлинниках (если он совершен в простой письменной форме).

То есть, в случае если долевая собственность на общее имущество зарегистрирована в Росреестре, то, к примеру при продаже земельного участка, одновременно с регистрацией перехода права собственности на садовый участок будет осуществляться регистрация перехода права на общее имущество общества.

Каков размер государственной пошлины и порядок ее уплаты?

При отчуждении садового или огородного земельного участка и доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, государственная пошлина физическим лицом уплачивается отдельно в соответствующем размере (по 350 рублей) за каждое юридически значимое действие.

Таким образом, если у садовода помимо собственности на садовый участок зарегистрирована долевая собственность на земли общего пользования, то при продаже он уплатит гос. пошлину в 350 руб. два раза (итого 700 рублей).

Каковы сроки передачи имущества общего пользования из собственности общества в общую долевую собственность садоводов?

Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector