Принудительное изъятие государством имущества у собственника с выплаиой ему стоимости имущества
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Принудительное изъятие государством имущества у собственника с выплаиой ему стоимости имущества

Статья 10. Изъятие недвижимого имущества

Статья 10 . Изъятие недвижимого имущества

1. Изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

2. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее – соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию. В случае, если предполагается перераспределение земельных участков, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются схемы земельных участков, содержащие сведения о подлежащих образованию земельных участках и утвержденные в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

5. Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием.

6. Соглашения об изъятии недвижимого имущества не подлежат государственной регистрации и вступают в силу со дня подписания их заинтересованными сторонами.

7. Не позднее чем за пять месяцев до предстоящего изъятия недвижимого имущества собственник такого имущества должен быть уведомлен о данном изъятии органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии недвижимого имущества, путем направления копии этого решения в соответствии с частью 15 статьи 9 настоящего Федерального закона. Выкуп земельного участка до истечения пяти месяцев со дня такого направления допускается только с согласия собственника земельного участка.

8. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

9. Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

10. В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.

11. На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества.

12. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.

13. Вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.

14. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются только после возмещения стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в том числе путем внесения денежных средств в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются с момента государственной регистрации перехода, прекращения прав на изымаемое недвижимое имущество, если законодательством Российской Федерации, соглашением об изъятии недвижимого имущества или судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества не установлено иное. Соглашением об изъятии недвижимого имущества может быть предусмотрена возможность пользования недвижимым имуществом в течение трех месяцев со дня государственной регистрации прекращения прав на него.

15. В случае, если изымаемое недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, обременено правами третьих лиц, в том числе договором аренды, указанные права прекращаются одновременно с прекращением права собственности на изымаемое недвижимое имущество. При этом заключение каких-либо соглашений или совершение иных действий, за исключением действий, направленных на прекращение права собственности, не требуется. После принятия решения об изъятии недвижимого имущества его собственник вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры, если их исполнение станет невозможным в связи с изъятием недвижимого имущества. Собственник изымаемого недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, осуществляет расчет с лицами, которые указаны в настоящей части лицами и права которых подлежат прекращению, самостоятельно. Размер подлежащих возмещению убытков третьих лиц, которые указаны в настоящей статье и права которых прекращаются, определяется в подготовленном по заказу органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных их изъятием.

16. В случае, если земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества изымаются для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, право собственности Российской Федерации на изымаемые объекты недвижимого имущества возникает с момента прекращения права частной собственности на них.

17. В случае, если земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества изымаются для размещения объекта регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, право собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы на изымаемые объекты недвижимого имущества возникает с момента прекращения права частной собственности на них.

18. Утратила силу с 31 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

Информация об изменениях:

19. Существование объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества. Принятие решений о таком сносе не требуется.

20. В течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.

21. Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в части 20 настоящей статьи, является основанием для внесения:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, изменений, связанных с прекращением существования объекта недвижимого имущества, в реестр федерального имущества.

Как оспорить сумму возмещения при изъятии частной собственности для нужд государства

Собственник имущества может столкнуться с ситуацией, когда его имущество принудительно изымается для нужд государства, например, в целях строительства трассы, железной дороги или иного объекта федерального значения. В результате прекращается право собственности человека на имущество. В таких случаях любой собственник желает получить справедливое возмещение, а также покрыть убытки и упущенную выгоду, связанные с изъятием. С владельцем недвижимости заключается соглашение, содержащее основные условия выкупа. К сожалению, часто бывает так, что реальная стоимость объекта занижается. Если собственник не согласен с оценкой его имущества, он вправе отказаться от заключения соглашения. Такое действие влечет за собой подачу органом власти иска в суд. Окончательное решение по величине возмещения остается за судом.

Предыстория

В 2007 году администрация Петроградского района Санкт-Петербурга своим распоряжением признала аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Блохина, д.6/3, литера А.

В ноябре 2015 года Правительство северной столицы постановило изъять для нужд города земельный участок по этим объектом недвижимости, квартиры и нежилые помещения, чтобы в дальнейшем снести сам дом.

Не все собственники были согласны c размером выкупа, предлагаемой органом власти по имущественным отношениям.

Принудительное изъятие для госнужд только через суд

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ноябре 2017 года рассмотрел дело под номером А56-21656/2017. В качестве истца выступил Комитет имущественных отношений города, а ответчика – владелец части собственности в планируемом к сносу доме – ООО «Салекс». Требование органа власти – вынести решение о принудительном изъятии для госнужд нежилого помещения 6Н площадью 280,1 кв. м, а также об определении существенных условий, на основании которых будет произведено изъятие.

В ходе рассмотрения дела арбитраж установил следующие факты.

17 ноября 2015 года Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга необходимо было реализовать ряд мероприятий, направленных на изъятие нежилых помещений в подлежащем сносу доме. Спорные объекты являются частной собственностью. Указание поступило с Правительства Санкт-Петербурга. Одним из собственников нежилого помещения являлось общество с ограниченной ответственностью «Салекс». Директору компании был направлен проект соглашения, согласно которому помещение 6Н планировалось изъять по цене, определенной экспертной организацией с учетом рыночной стоимости объекта и убытков. Общество отказалось от предложенной компенсации в размере 34,9 млн. рублей и настаивало на иной сумме вознаграждения, а именно в размере 55,8 млн. рублей. Из-за того, что между сторонами возникло разногласие о размере возмещаемой суммы, Комитет вышел с заявлением в суд.

Порядок изъятия имущества для госнужд у собственника

Суд при рассмотрении дела ссылался на следующие нормы права.

По положениям п. 1 ст. 279 ГК РФ, предусмотрена возможность изъять участок земли для нужд государства, но только выкупив его. Ст. 49 Земельного кодекса РФ допускает такое изъятие в определенных случаях. К ним относятся, например, строительство, реконструкция автотрасс федерального, регионального, межмуниципального, местного значения. Ст. 281 ГК РФ устанавливает, что при изъятии земли между государственным органом и землевладельцем заключается соглашение. В документе обозначаются выкупная цена, срок передачи имущества, иные условия.

Как гласит п. 6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения, иные существенные условия возмездной передачи собственности определяются соглашением об изъятии для нужд государства участка земли и располагаемой на нем недвижимости. Если частная собственность изымается в принудительном порядке, то условия должен определить суд.

Статьей 56.8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что сумма средств за изымаемую недвижимость определяется в порядке экспертизы. Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, регламентирующим оценочную деятельность на территории России.

Федеральным законом № 135-ФЗ установлено, что для установления суммы возмещения в него включаются:

  • рыночная стоимость участка земли, который подлежит передаче в собственность государства;
  • убытки, которые причиняются землевладельцу при изъятии земли;
  • убытки, возникающие в связи с невозможностью выполнить собственником своих обязательств по уже заключенным договорам;
  • упущенная выгода.

В силу ст. 8 Федерального закона № 135-ФЗ обязательно проведение оценки при изъятии имущества для федеральных нужд у собственников.

Комитет заказал оценить стоимость спорного объекта независимому оценщику. Отчетная документация содержала данные о рыночной стоимости помещения по состоянию на день, который предшествовал дню вынесения органом власти решения об изъятии. Недвижимость была оценена на сумму 34 млн. рублей, а убытки, которые могло понести общество, – в 840 тыс. рублей. Общий размер возмещаемой суммы составил 34,9 млн. рублей. Отчет получил положительную экспертизу. Эту операцию, в свою очередь, проводило ГУП ГУИОН.

Из-за того, что собственник не согласился с рыночной оценкой его объекта, то в таком случае принудительное изъятие для госнужд должно выполняться только на основании решения судьи. Судебный орган указывает в своем решении размер выкупной цены, а также иные условия изъятия.

В ходе судебного процесса не подтвердились результаты оценки

Чтобы определить размер возмещения, «Салекс» обратилось в суд с ходатайством назначить дополнительную оценочную экспертизу. Суд поручил провести операцию эксперту оценочной компании. Как следует из заключения, рыночная стоимость спорного объекта оценивается в 53,6 млн. рублей, убытков – 1,9 млн. рублей.

Суд признал указанное заключение в качестве допустимого и достоверного свидетельства, так как оно соответствовало и другим прилагаемым к делу документам.

Комитет возражал против проведенной экспертизы и просил назначить повторную.

В ответ на это суд указал, что в силу ч. 2 ст. 87 АПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 31.05.2001 № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» повторная экспертиза назначается только в случае сомнений в обоснованности экспертного заключения или наличия неточностей в его выводах.

Из закона следует, что повторная экспертиза назначается, если:

  • выводы эксперта противоречат установленным фактам;
  • в ходе судебного рассмотрения подтвердились новые данные, которые оказали влияние на выводы эксперта;
  • судом без оснований отклонены ходатайства сторон, сделанные в связи с экспертизой;
  • результаты исследования вызывают сомнения в их достоверности;
  • в ходе экспертизы были допущены серьезные процессуальные нарушения.

Суд не усмотрел в заключении Ответчика каких-либо противоречий, а также нарушений законодательства о судебно-экспертной деятельности. Комитет не представил доказательств, по которым можно судить о необоснованности или необъективности выводов судебной экспертизы.

Из имеющихся у суда документов следовало, что экспертиза проведена уполномоченным лицом, экспертизе был подвергнут необходимый и достаточный материал, проведенные исследования и использованные методы, а также сделанные на их основе выводы научно обоснованы. Комитет не предоставил суду доказательства того, что заключение эксперта содержит недостоверные сведения и не соответствует федеральным стандартам оценки. Поэтому арбитражный суд пришел к выводу о том, что заключение Ответчика позволяет с достоверностью установить рыночную стоимость помещения и величину убытков.

Кроме того, 16.11.2017 эксперт был приглашен для дачи ответов на вопросы сторон в судебное заседание. Комитет не доказал наличие нарушений законодательства о судебно-экспертной деятельности при проведении экспертизы. В связи с этим у суда не было оснований для назначения повторной судебной экспертизы.

Судом принято обоснованное решение

Тщательно изучив все материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Комитета подлежат удовлетворению с учетом заключения эксперта Ответчика. Потому он решил принудительно изъять для госнужд Санкт-Петербурга нежилое помещение 6Н площадью 280,1 кв.м., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Блохина, д.6/3, литера А, определив существенные условия, на которых осуществляется изъятие помещения, согласно проекту, и размер возмещения – в сумме 55,5 млн. рублей.

Апелляция подтвердила законность решения суда первой инстанции и исправила ошибку судебного органа

Комитет не согласился с вынесенным решением и подал жалобу в вышестоящий суд. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29 марта 2018 года оставил решение первой инстанции в силе.

Вместе с тем апелляционный суд установил, что к первоначальному решению не был приложен проект соглашения об изъятии помещения и исправил решение суда.

К постановлению апелляции был приложен проект соглашения, по которому Комитет обязуется оплатить собственнику возмещение на условиях, указанных в решении суда. Дополнительно определены сроки перечисления платы, права и обязанности сторон, порядок перехода права собственности на объект и ответственность за нарушение условий соглашения.

Как видно из приведенного примера, собственник отстоял свое право на равноценное возмещение ввиду изъятия недвижимости для федеральных нужд, несмотря на то, что первоначальный отчет об оценке имущества был оформлен экспертной организацией и прошел экспертизу.

Вопрос-ответ

Вопрос: “Как определить условия принудительного изъятия имущества для гос нужд?”

Ответ: Для государственных и муниципальных нужд имущество в части зданий, сооружений и земельных участков может подлежать принудительному (компенсационному или безвозмездному) отчуждению в рамках установленных норм Гражданского и Земельного Законодательства (ст. 35 Конституции РФ, ст. 239 ГК РФ, ст. 49 Земельного кодекса РФ).

Урегулировать вопрос принудительного изъятия имущества можно в порядке заключения Соглашения или же при обращении в Суд. Среди условий, которые являются обязательными при исполнения изъятия, значится:

  • Заявление от гос. органа, которое является основанием для открытия судебного производства по данному делу;
  • Решение Суда, что подтверждает такую необходимость;
  • Исполнение возмещения бывшему собственнику стоимости имущества согласно сумме в проведенной оценки.

Ограничение в праве собственности допускается в исключительных случаях, когда намечены планы по реализации целевых мероприятий, ведущих к развитию региона, и для этого необходимо создать соответствующие условия. Но изначально правообладателю направляется соглашение об изъятии имущества для рассмотрения и подписания в течение последующих 90 дней.

Вопрос : “ Подскажите, пожалуйста, мою частную собственность (дом и участок) планируют снести и построить школу. Можно ли оставить участок? Какие мне должны предложить условия (кадастровая или рыночная цена)?

Ответ: Местные власти могут посягнуть на частную собственность в части недвижимого имущества только путем рассмотрения спора в суде. В качестве доказательств к исковым требованиям городской совет предъявит принятое на заседании решение о вынужденном сносе строений на территории, где запланировано возведение школы.

В данном случае предусмотрена компенсационная денежная выплата в пользу хозяина дома / земельного участка за отчуждение объекта под исполнение общественных нужд. Как вариант, хозяину могут также предложить равноценный имущественный обмен — дом в благоприятном состоянии. Затраты и потери, связанные с переездом в новый дом, должны возлагаться на государство.

По инициативе местного органа власти собственнику полагается компенсация, исходя из рыночной стоимости, определенной оценщиком в рамках муниципального контракта. Если собственника не устраивает цена, тогда привлекается независимый эксперт по оценке недвижимости. Расходы на услуги оплачивает собственник самостоятельно. Подобная судебная тяжба может длиться ни один год.

В каком случае возможно принудительное изъятие имущества у собственника?

Оформление права собственности на недвижимое имущество является важной составляющей реализации прав на любого гражданина или юридического лица. Получив правоустанавливающие документы, человек приобретает право на осуществление с имуществом юридических действий. Однако, жизнь непредсказуема, и случиться могут не только хорошие события. Вдруг, в один момент исчезает возможность гасить кредит. При этом возникают случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях.

Обязанность по принудительному взысканию объекта, находящегося у должника возложена на судебных приставов. В качестве требования может выступать судебное решение, государственные акты или документы, выданные должностными лицами.

Юридическая грамотность зачастую помогает избегать проблем, которые скрываются в тонкостях законодательства.

Законодательство по прекращению прав собственности

В Российской Федерации прекращение прав владение регламентируется Федеральным Законодательством. Гражданский Кодекс Российской Федерации детально описывает все нормы и правила по вопросам, которые затрагивают такие моменты жизнедеятельности граждан как владение имуществом, вступление в права на собственность, прекращение прав на собственность. Глава 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентирует вопросы такие, как добровольное отчуждение спорных объектов, так и принудительное изъятие, а также все относящиеся к прекращению прав владения.

Основания для прекращения прав собственности

Статья 235 Гл. 15 Гражданского Кодекса полностью описывает все причины, на основе которых производится прекращение прав собственника.

Все же государство законодательно дает гарантии тем, кто по каким-либо причинам может лишиться жилья. Денежная компенсация возможно в случаях следующих изъятий:

  1. Если в соответствии с нормами законодательства спорный объект не может принадлежать данному гражданину.
  2. В случае реквизиции.
  3. При изъятии животных, если будет доказано ненадлежащее обращение хозяев с ними.
  4. При отчуждении культурных ценностей, если будет доказано ненадлежащее обращение хозяев с ними.
  5. При выкупе недвижимости или земельных участков, если будет доказано ненадлежащее обращение хозяев с ними.
  6. Если будет доказан факт того, что недвижимость построена на чужой земле.
  7. Национализация.

В том случае есть объекты, подлежащие конфискации, например в связи с незаконными действиями, никакого возмещения не предусмотрено. При этом есть такие товары, которые чаще всего не подлежат последующему возмещению при отчуждении. К ним относятся оружие, валюта, наркотики, яды и другие товары. Однако, несмотря на частоту, если эти ценности были приобретены законно, то при принудительном или добровольном изъятии хозяину полагается компенсация.

В Гражданском Кодексе в комментариях к Статье 235 описаны основания, по которым происходит прекращение прав собственности на имущество. И данные основания условно подразделяются на несколько групп, представленные в таблице.

Группа Описание Пример Законодательный акт
Добровольное Добровольное отчуждение собственником своего имущества другим лицам Договор купли-продажи Гл. 30 ГК РФ
Дарение Гл. 32 ГК РФ
Приватизация ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ
Отказ собственника от прав собственности Личный отказ от осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Ст 236. Гл. 15 ГК РФ
Принудительное В случае возникновения неоплаченных обязательств статья 237
Происходит в связи с тем, что этот объект не может принадлежать именно этому хозяину Ст. 238 ГК РФ
По причине ненадлежащего ухода и использования земельного участка Ст. 239 ГК РФ
По причине ненадлежащего ухода и использования животных, птиц иди других культурных ценностей Ст. 240-241 ГК РФ
Реквезиция Ст. 242 ГК РФ
Конфискация Ст. 234 ГК РФ
В случае если будет доказано, что данный объект недвижимости был приобретен в результате коррупции и приобретения за доходы, которые получены незаконно, тогда спорный объект должен быть возвращен в государственную собственность, но только после официального решения суда Российской Федерации. Федеральный Закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ
Стоимость объектов, изъятых в собственность государства, возмещается Федеральный Закон от 02.11.2013 N 302-ФЗ
Обращения любого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, должно быть возвращено в государственную собственность в случае, если денежные средства на его приобретение были получены в результате террористических действий Национализация Ст. 306 ГК РФ
Иные основания Потеря имущества в связи с действиями других лиц Ст 235 ГК РФ
Иные варианты, обусловленные законом Ст 235 ГК РФ

Причины принудительного прекращения прав собственности

В соответствии с законодательством принудительное изъятие у собственника имущества может происходить при условии, что имеются публичные интересы. При этом процедура не должна проходить безвозмездно и собственнику должна быть выплачена компенсация за изъятие. При этом к обязательным условиям принудительного прекращения относятся: законодательно обусловленный случай нарушения и судебное решение

Применение принудительного прекращения прав собственности с точки зрения морально-этических ном и правил рассматривается в нескольких аспектах:

  1. Использование в качестве средства обеспечения и поддержания законности и правопорядка.
  2. Использование в качестве способа государственного управления, средство организации устремлений и намерений субъектов с целью исполнения и подчинения государственной воле.
  3. Использование в качестве метода воздействия на людей, вопреки воле принуждаемого.

Статья 10. Изъятие недвижимого имущества

Статья 10 . Изъятие недвижимого имущества

1. Изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

2. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее – соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию. В случае, если предполагается перераспределение земельных участков, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются схемы земельных участков, содержащие сведения о подлежащих образованию земельных участках и утвержденные в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

5. Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием.

6. Соглашения об изъятии недвижимого имущества не подлежат государственной регистрации и вступают в силу со дня подписания их заинтересованными сторонами.

7. Не позднее чем за пять месяцев до предстоящего изъятия недвижимого имущества собственник такого имущества должен быть уведомлен о данном изъятии органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии недвижимого имущества, путем направления копии этого решения в соответствии с частью 15 статьи 9 настоящего Федерального закона. Выкуп земельного участка до истечения пяти месяцев со дня такого направления допускается только с согласия собственника земельного участка.

8. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

9. Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

10. В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.

11. На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества.

12. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.

13. Вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.

14. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются только после возмещения стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в том числе путем внесения денежных средств в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются с момента государственной регистрации перехода, прекращения прав на изымаемое недвижимое имущество, если законодательством Российской Федерации, соглашением об изъятии недвижимого имущества или судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества не установлено иное. Соглашением об изъятии недвижимого имущества может быть предусмотрена возможность пользования недвижимым имуществом в течение трех месяцев со дня государственной регистрации прекращения прав на него.

15. В случае, если изымаемое недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, обременено правами третьих лиц, в том числе договором аренды, указанные права прекращаются одновременно с прекращением права собственности на изымаемое недвижимое имущество. При этом заключение каких-либо соглашений или совершение иных действий, за исключением действий, направленных на прекращение права собственности, не требуется. После принятия решения об изъятии недвижимого имущества его собственник вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры, если их исполнение станет невозможным в связи с изъятием недвижимого имущества. Собственник изымаемого недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, осуществляет расчет с лицами, которые указаны в настоящей части лицами и права которых подлежат прекращению, самостоятельно. Размер подлежащих возмещению убытков третьих лиц, которые указаны в настоящей статье и права которых прекращаются, определяется в подготовленном по заказу органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных их изъятием.

16. В случае, если земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества изымаются для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, право собственности Российской Федерации на изымаемые объекты недвижимого имущества возникает с момента прекращения права частной собственности на них.

17. В случае, если земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества изымаются для размещения объекта регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, право собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы на изымаемые объекты недвижимого имущества возникает с момента прекращения права частной собственности на них.

18. Утратила силу с 31 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

Информация об изменениях:

19. Существование объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества. Принятие решений о таком сносе не требуется.

20. В течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.

21. Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в части 20 настоящей статьи, является основанием для внесения:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, изменений, связанных с прекращением существования объекта недвижимого имущества, в реестр федерального имущества.

Тест по обществознанию Собственность 8 класс

Тест по обществознанию Собственность для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. В собственности гражданина РФ не может находиться

1) земля
2) жилой дом
3) самолет
4) космический корабль

2. Что из названного не относится к имущественным право­отношениям?

1) аренда жилого помещения
2) право автора на литературное произведение
3) купля-продажа компьютерной техники
4) передача акций в управление

3. Передача или продажа государственного имущества в ча­стную собственность

1) приватизация
2) национализация
3) меркантилизм
4) протекционизм

4. Переход в частные руки крупных государственных пред­приятий

1) национализация
2) кооперация
3) инкорпорация
4) приватизация

5. Принудительное безвозмездное изъятие в собственность го­сударства всего или части имущества, являющегося собст­венностью лица, в качестве санкции за преступление либо за административное или гражданское правонарушение

1) приватизация
2) реквизиция
3) конфискация
4) национализация

6. Изъятие государством имущества у собственника с выпла­той ему стоимости такого имущества называется

1) приватизацией
2) реквизицией
3) конфискацией
4) национализацией

7. Нематериальным объектом права собственности является

1) вещь
2) земля
3) интеллектуальная собственность
4) животное

8. Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Б. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не преду­смотрено законом или договором.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Собственник может передать своё имущество в довери­тельное управление другому лицу (доверительному управляющему).
В. Передача имущества в доверительное управление влечёт переход права собственности к доверительному управляющему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не преду­смотрено законом или договором.
В. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Установите соответствие между правомочиями собственника и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) владение
Б) пользование
В) распоряжение

1) возможность эксплуатации иму­щества путём извлечения из него полезных свойств, плодов, дохо­дов, его потребления
2) нахождение вещи в хозяйстве собственника
3) возможность определения юриди­ческой судьбы вещи путём изме­нения её принадлежности, состоя­ния, назначения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «собственность».
Владение, распоряжение, пользование, применение, реги­страция.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Имущество, принадле­жащее городским и сельским поселениям, от имени кото­рых права собственника осуществляют органы местного самоуправления, называется __________ __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.
»
Существует тенденция рассматривать в качестве не­отъемлемых прав человека в современном обществе право приобретать __________(1). Гражданину Российской Федерации может принадлежать на праве собственности жи­лой дом, земельный участок, на котором расположен этот дом, денежные средства, ценные __________(2), предприятия как имущественные комплексы, транспортные средства и иное __________(3). Указанная собственность может быть создана за счёт предпринимательской деятельности, трудовых доходов, доходов, вложенных в ценные бумаги, приобретения имущества по __________(4) или в качестве дара. Человек в этих случа­ях выступает подлинным хозяином имеющихся у него средств __________(5) и продуктов своего __________(6), может продавать, передавать по наследству, иным образом использовать их по своему усмотрению».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) имущество
Б) бумага
В) собственность
Г) наследство
Д) производство
Е) предпринимательство
Ж) труд

1. Прочитайте текст и выполните задания.

В России необходимо популяризировать идею ценности ча­стной собственности и, возможно, даже развернуть обществен­ную дискуссию на эту тему. «Сейчас, когда мы избрали в каче­стве модели рыночную экономику, мы должны добиться того, чтобы частная собственность пользовалась беспрекословным уважением и защитой», — заявил Дмитрий Медведев, в то время Президент РФ, отвечая на вопрос журналиста.
«У частной собственности в России отдельная судьба», — от­метил Д. Медведев. Экономика, основанная на частной собственности и капиталистическом укладе, в России появилась до­вольно давно, «но демократии не было, а это вещи, которые, как правило, идут одна за другой, — пояснил Д. Медведев. — С конца XIX века во многих европейских государствах появилась развитая система частной собственности и развитый набор де­мократических институтов. А у нас частная собственность раз­вивалась, а демократии не было никакой, потому что было са­модержавие. Потом умерла и частная собственность, и демократия. Процесс был раздавлен». Поэтому, по словам Д. Медведева, «понимание ценности частной собственности у нас абсолютно не достигло того уровня, который должен быть в развитом государстве, в развитом обществе». «Для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенниче­ства, тяжёлой жизни, эксплуатации человека человеком. Пора­зительно, но это характерно не только для старшего поколения, но и для людей среднего возраста. Не только потому, что они оказались не вполне успешными в 90-е годы. Но из-за того, что не было понимания того, что вообще такое частная собствен­ность», — говорит Д. Медведев.
По его словам, «люди жили в плену иллюзии, что всякая соб­ственность создаётся государством, государством же регулируется и государству должна принадлежать. А собственность, как из­вестно, покоится на разграничении моего и твоего. По своей при­роде всякая собственность может быть только частной».
Между тем, напомнил Д. Медведев, в советский период не было частной собственности в узком смысле этого слова, даже сам термин «частная» был заменён на «личная». «А начиная с 90-х годов частная собственность оказалась заложником жёст­ких реформ, революционных преобразований, которые шли в экономике, той приватизации, которая происходила в стране и которая для подавляющего большинства наших людей оставила осадок чудовищной несправедливости. К сожалению, это отра­зилось на отношении к частной собственности, — отметил Д. Медведев. — Потому что для многих людей частная собст­венность и результаты приватизации совпали. У многих людей возникло ощущение, что у них что-то украли. И эмоциональные последствия этих событий нам придётся преодолевать ещё не один год».
Тем не менее, подчеркнул Д. Медведев, частная собствен­ность — крайне важная конструкция, она относится к фундаментальному набору прав человека. «Если мы не научимся её уважать и защищать, как это делают во всем мире, мы так и будем пребывать в отсталости и запустении». …
Д. Медведев напомнил и о том, что в России элемент коллек­тивного, общественного по отношению к вещам, к земле, в силу религиозной традиции был гораздо сильнее, чем на Западе. «В этом смысле наш человек всегда был меньшим индивидуалистом по отношению к средствам производства, по отношению к своему имуществу, чем, скажем, европеец. Всё вокруг общинное или колхозное, а значит, моё. В этом были и минусы, и плюсы».
Однако сейчас, подчеркнул Д. Медведев, «когда мы избрали в качестве модели рыночную экономику, мы должны добиться того, чтобы частная собственность пользовалась беспрекослов­ным уважением и защитой».

1) Дайте определение понятия «частная собственность» и, используя текст, составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Используя текст и свои знания из курса истории, назовите не менее двух причин существования в России явления, которое Д.А. Медведев характеризует так: «Для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенничества, тяжёлой жизни, эксплуатации человека че­ловеком».

2. Приведите по одному примеру, характеризующему раз­личные формы собственности. Всего напишите не менее трёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Принципом индивидуальной собственности слагаются все экономические отношения, на нём держится весь мир» (С. Витте).

2. «Право собственности есть творческий и охранитель­ный принцип всякого общества» (С. Сегюр).

3. «Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность» (Аристотель).

Ответы на тест обществознанию Собственность
Часть 1
1-4, 2-2, 3-3, 4-1, 5-3, 6-2, 7-3, 8-3, 9-1, 10-3
Часть 2
1. 213
2. применение
3. муниципальной собственностью
4. ВБАГДЖ

Гражданский кодекс РФ
Часть 1

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Глава 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; (пп. 8 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. (пп. 9 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Статья 236. Отказ от права собственности

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

1. Изъятие имущества путем обращения взыскания на него обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

2. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

1. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

2. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

3. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

1. В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 – 282 и 284 – 286 настоящего Кодекса.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

2. Правила настоящей статьи соответственно применяются при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, водных объектов и других обособленных природных объектов, на которых находится имущество. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора – судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.

Статья 242. Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Статья 243. Конфискация

1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector