Права ребенка на образование и мед помощь
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Права ребенка на образование и мед помощь

Права ребенка на образование и мед помощь

О правах ребенка на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно законодательству Российской Федерации дети, являющиеся гражданами РФ, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение. Ниже приведен перечень документов, устанавливающих и подтверждающих эти права.

Главной целью Национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В указе говорится о создании системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, о создании равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства о здоровом образе жизни. Выделены основные задачи, меры и ожидаемые результаты.

В Статье 7. Данного закона сказано, что Государство признает охрану здоровья как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития ребенка. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В «Конвенции о правах ребенка» (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) Части 1. Статьи 1.сказано, что ребенком является каждый человек, не достигший 18 летнего возраста.

Согласно Части 1. Статьи 23. Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. В Части 1. Статьи 24. указано Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Беременные женщины и молодые мамы также имеют право на медицинское обслуживание.

Согласно постановлению детям, относящимся к отдельным группам населения, а именно:

  • Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет
  • Дети-инвалиды
  • дети и подростки, получившие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы или заболевание, обусловленное генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей
  • Дети и подростки, проживающие на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом
  • Дети с заболеваниями, перечисленными в Приложении №1к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890

имеют право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств государственного или муниципального бюджета.

В приказе, в Приложении №1 указан перечень бесплатных осмотров и исследований при проведении диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:

1. Осмотры врачами:

2. Клинический анализ крови.

3. Клинический анализ мочи.

4. Исследование уровня глюкозы в крови.

6. Флюорография (с возраста 15 лет).

7. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы и тазобедренных суставов.

Данным приказом устанавливается порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, перечислены виды медицинской помощи, оказываемые специалистами профильных отделений по группам заболеваний и состояний.

В документе указаны:

1. Порядок проведения профилактических осмотров

2. Порядок проведения предварительных осмотров

3. Порядок проведения периодических осмотров

Также в приложении дается полный перечень исследований при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних, указаны правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой.

Данный документ устанавливает правила прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, согласно ему диспансерное наблюдение осуществляется в отношении:

1) несовершеннолетних, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, онкологическим заболеваниям, курение табака, избыточная масса тела или гипотрофия, низкая физическая активность, нерациональное питание, повышенное артериальное давление, высокий уровень стресса)

2) несовершеннолетних, страдающих хроническими инфекционными заболеваниями, в том числе включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 , а также являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и перенесших инфекционные заболевания.

3) несовершеннолетних, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).

Диспансерный прием (осмотр, консультация) медицинского работника, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, включает:

1) оценку состояния несовершеннолетнего, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

2) назначение и оценку лабораторных, инструментальных и иных исследований;

3) установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

4) проведение краткого профилактического консультирования;

5) назначение по медицинским показаниям профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая направление несовершеннолетнего в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в центр здоровья для детей для проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и группового профилактического консультирования.

6) разъяснение несовершеннолетнему с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также его законному представителю правил действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.

В документе установлены:

1. Инструкция об организации работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи детского амбулаторно-поликлинического учреждения.

2. Инструкция об организации амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста.

3. Инструкция о порядке передачи ребенка по достижении им возраста 18 лет под наблюдение амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети.

Согласно документу в оздоровительные учреждения направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях, не имеющие следующих медицинских противопоказаний для активного отдыха:

  • заболевания в острой и подострой стадии, в том числе острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • бактерионосительство инфекционных заболеваний;
  • заразные болезни глаз и кожи, паразитарные заболевания;
  • туберкулез любой локализации в активной стадии;
  • злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;
  • эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
  • эпилепсия с клинической ремиссией менее 6 месяцев;
  • психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и представляющие опасность для больного и окружающих;
  • психические расстройства, сопровождающиеся нарушениями настроения, поведения и социальной адаптации (при отсутствии сопровождения ребенка законным представителем ребенка или иным лицом на основании доверенности, заверенной в установленном порядке);
  • психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.

Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа: первый- проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение), второй – период пребывания детей в учреждении.

Также в приложении к документу указаны: рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта оздоровительного учреждения и рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала медицинского пункта оздоровительного учреждения

Главной целью Национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В указе говорится о создании системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, о создании равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, о здоровом образе жизни. Выделены основные задачи, меры и ожидаемые результаты.

Подробнее о правах ребенка на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение можно узнать в оригиналах документов.

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»
методическая разработка на тему

Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 17.99 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по правовому воспитанию

по статье Конвенции

Государства -участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства -участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Разработано: социальный педагог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 239»

Ленинского района г. Саратова

Тема: «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»

Цель: формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни.

Предшествующая работа: беседы по нравственной теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Материал: страховой медицинский полис.

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка на медицинскую помощь и лечение. Послушайте, что я вам хочу рассказать. В древности существовало государство Спарта. Древняя Спарта славилась своими сильными, смелыми, выносливыми и непобедимыми воинами. Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей, старейшинам. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению. И если младенец, по их мнению, рождался здоровым, то его передавали отцу. Малышей, как правило, воспитывали матери, им помогали кормилицы – рабыни. Часто это были женщины образованные. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартанцам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения, где они находились до 18 лет. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка. Но если “комиссия” находила младенца щуплым, слабым или нездоровым, то он считался ненужным, ни государству, ни родителям. С такими детьми поступали очень жестоко – их отвозили к обрыву и сбрасывали в Тайгетскую пропасть.

Вопросы к детям:

  1. Как Вы думаете, правильно ли поступали старейшины?
  2. А как бы Вы поступили?

Педагог . Посмотрите, что у меня в руках? Это документ и он называется «Полис медицинского обязательного страхования». Его имеет каждый гражданин Российской Федерации. Полис ОМС — это документ, подтверждающий конституционное право каждого застрахованного на получение медицинской помощи, имеет силу и действует на всей территории России, независимо от того, где он был выдан.

  1. Кто назначает лечение, когда Вы заболеете? В какое учреждение Вы идете?
  2. Чтобы стать сильным и выносливым, что нужно для этого делать?

Педагог . Подведем итог. Когда Вы заболеете, то идете в детскую поликлинику, и вас лечат добрые, внимательные врачи. Для того, чтобы быть крепким и здоровым нужно: делать зарядку; после сна мыть руки, лицо, шею, уши, чистить зубы, а перед сном мыть все тело; не читать лежа, смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часов в день, сидеть не ближе 3 м от телевизора; проветривать комнату; гулять на свежем воздухе; правильно питаться.

Игра «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»

Дети встают в круг. Педагог перечисляет продукты (рыба, кефир, пепси, геркулес, чипсы, морковь, капуста, торт, яблоки, вишня, лук, конфеты, абрикосы и т.д.). Если полезный продукт, дети подпрыгивают на месте, если неполезный, остаются на месте.

Педагог. Ребята, давайте вместе вспомним правила питания.

  • Не переедайте.
  • Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
  • Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
  • Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

Педагог. Я знаю, что Вы любите отгадывать загадки? Я вам буду загадывать, а вы – отгадывать.

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

Пчелки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий. (мед)

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто. (молоко)

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом. (винегрет)

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы. (творог)

Из крупы ее сварили,

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак. (каша)

Педагог . Ребята, сейчас мы заучим небольшое стихотворение.

Рано утром просыпайся.

Себе, людям улыбайся.

Ты зарядкой занимайся,

Всегда правильно питайся.

В садик смело отправляйся!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятии дети знакомятся с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка, гарантирующее право на жильё и неприкосновенность жилища.

«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра.

праздник для подготовительной группы.

Главной целью этого занятия является, дать детям представление о важности права на имя, учить умению называть полностью по имени родителей.

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з.

Задачи:1.Познакомить с понятиями: Конвенция, защита прав детей;2.Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, прав.

обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.

Права детей на охрану здоровья

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Нормативно-правовое обеспечение образования

Права детей на охрану здоровья

Возникновение Декларации и Конвенции прав ребенка

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка . В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право

на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.

Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие .

К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 – право ребенка на свободу мысли, совести и религии).

Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).

Пятая г р уппа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Право детей на охрану здоровья

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,других поступлений. Дети – граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

скорая медицинская помощь , при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

целевые медицинские осмотры;

диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

стационарная помощь при:

острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

• ВИЧ – инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;

• проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.

Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором. Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.

За время, прошедшее с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

О праве ребенка на бесплатную медицинскую помощь

Право на охрану здоровья ребенка

(ст.7 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015))
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право ребенка на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)

Право ребенка на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.
4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Права семьи в сфере охраны здоровья

1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Совместная госпитализация: право быть вместе с больным ребенком

(Ст. 3 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)).
Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

(Ст. 54 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)).
1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. 2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Права детей на образование

Одним из гарантированных прав несовершеннолетних является право на обучение. Каждый ребенок обязательно должен получить образование. Однако данная сфера относится к самым проблемным. Нехватка детских садов и мест в школах в новых строящихся микрорайонах, ежегодное большое количество первоклассников и отток учителей из сельских районов затрудняют реализацию данного права. Рассмотрим, что оно в себя включает и как защитить нарушенные интересы.

Основные положения

Получение образования всеми несовершеннолетними без исключения закрепляется Конституцией Российской Федерации. Закон не предусматривает ни одной уважительной причины для отказа от данного права.

В том числе не принимаются во внимание следующие факторы:

  • состояние здоровья;
  • язык;
  • религия;
  • пол;
  • убеждения;
  • раса;
  • место жительства;
  • социальное положение;
  • национальность;
  • происхождение и любые другие причины.

Отказ в предоставлении образовательных услуг не может быть аргументирован здоровьем несовершеннолетнего. Любому обучающемуся должна быть предоставлена та программа, которая рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Если ученик не может посещать школу, он переводится на одну из следующих форм обучения:

  • Надомное. Педагоги посещают ребенка по месту жительства.
  • Родительское. Мама и папа сами дают несовершеннолетнему знания, предусмотренные школьной программой. Ученик сдает экзамены на общих основаниях.
  • Дистанционное. Ребенок обеспечивается необходимой аппаратурой для участия в обучении на расстоянии от педагога.

Дети имеют право получить бесплатно образование:

  • дошкольное (доу);
  • общее (начальное, основное, среднее);
  • среднее профессиональное;
  • 1 высшее на конкурсной основе.

Важно! Отказ в зачислении в школу может быть обусловлен только отсутствием мест в классах. При этом законный представитель ребенка имеет право на обращение в любую другую образовательную организацию.

Перечень

Право ребенка на образование включает в себя комплекс законных интересов несовершеннолетних.

При этом все они должны соблюдаться одновременно. Среди них:

  • Уважительное отношение к ребенку и родителям со стороны педагогов и школьной администрации.
  • Бесплатное обучение.
  • Специализированная программа для детей с особенностями развития.
  • Выбор учебной организации на усмотрение ребенка и родителей.
  • Право на перемену образовательного учреждения.
  • Бесплатное предоставление в пользование материалов школьной библиотеки.
  • Обеспечение безопасности учеников в период получения знаний.
  • Участие в общественно полезной трудовой деятельности с учетом мнения ребенка и родителей.
  • Равенство всех детей перед учителем.
  • Получение знаний от педагогов и помощи от специалистов (психологов, социальных педагогов).

Законодательные нормы

Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов.

Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей РФ на образование:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании 2012 года.

Важно! Если несовершеннолетний не желает получать образование, ответственность возлагается на его законных представителей.

Если ребенок плохо учится, допускает много пропусков по неуважительной причине, отличается скверным поведением в период занятий или на перемене, вопрос о его воспитании может быть поднят на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). К родителям применяется меры ответственности, предусмотренные статьей 5.35 КоАПРФ.

Виды нарушения права на образование

Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:

  • законные представители;
  • педагоги;
  • должностные лица образовательного учреждения.

Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.

Родители/опекуны

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения. Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например:

  • отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания;
  • отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями;
  • запрет на посещение школы;
  • отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике, кухонном столе и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.

Мама и папа обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями. Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону. Если родители не имеют финансовой возможности для обеспечения ребенка школьной формой, тетрадями, ручками и другим, они должны обратиться за оказанием материальной помощи в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Важно! Для получения финансовой поддержки, наличие постоянной регистрации обязательно.

Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье. Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Педагоги

Учителя также могут нарушать образовательные права детей. Хотя проведение уроков является их профессиональной деятельностью, зачастую между учеником и педагогом складываются личные неприязненные отношения, таким образом, нарушается принцип равенства детей.

Межличностные конфликты между учениками не являются редкостью, особенно в подростковом возрасте. Обеспечение безопасности ребенка от противоправных действий других несовершеннолетних возлагается на педагога. Игнорировать подобные факты нельзя.

При этом учитель не может применять к детям физическую силу. Конфликт должен быть урегулирован при помощи беседы, привлечением родителей, директора школы и/или полиции.

Должностные лица

Распространенным нарушением со стороны школьной администрации является отказ в зачислении без уважительной причины. Единственным основанием может быть только отсутствие свободных мест в необходимом классе.

Другое возможное нарушение – это взимание денежных средств на учебную литературу, потребности класса, ремонт и иные цели, финансируемые из регионального бюджета. Подобные действия являются основанием для привлечения прокуратуры.

Препятствия в переводе в другое образовательное учреждение во время учебного года также нарушают права ребенка. Несовершеннолетний может выбирать школу по своему усмотрению с согласия родителей, без учета мнения школьной администрации.

Защита образовательных прав

Право детей на образование также означает, что дети-инвалиды, сироты и несовершеннолетние из бедных семей не должны подвергаться дискриминации со стороны педагогов, администрации школы и других учеников. Именно образование дает им шанс на абилитацию в обществе, социализацию и профессиональную ориентацию для дальнейшей жизни.

Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них:

  • родители;
  • другие законные представители;
  • должностные лица образовательных организаций;
  • педагоги;
  • районный отдел образования;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • региональное министерство;
  • правительство субъекта РФ;
  • прокуратура;
  • суд.

Защита права на образование имеет заявительный характер. Законный представитель несовершеннолетнего должен обратиться с жалобой о нарушении интересов ребенка. При обращении необходимо соблюдать последовательность. Единовременная жалоба во все органы редко дает хороший результат.

Но если цель законного представителя – причинить вред нарушителю, более эффективный результат даст обращение в СМИ. Ролик, показанный в новостях, станет основанием для проверки образовательного учреждения всеми органами одновременно. Однако ребенку в дальнейшем будет сложно продолжать обучение в этой организации. Поэтому лучший вариант – это последовательное решение проблемы.

Конституция закрепила право на обязательное общее образование для всех жителей страны. Оно обеспечивается и защищается как законными представителями, так и специализированными органами. Несмотря на то, что в сфере знаний случаются свои сложности, Россия обеспечила для своих граждан максимально доступное обучение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector