Площадь земельного участка под кфх
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Площадь земельного участка под кфх

Как оформить КФХ и получить субсидирование

КФХ — что это такое

Чтобы понять, что такое КФХ, обратимся к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

  • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства — Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
  • Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Другими словами, коллективное фермерское хозяйство — это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:

  1. состоят в родстве (свойстве);
  2. имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
  3. принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.

Учредить КФХ могут:

  1. российские граждане;
  2. иностранцы;
  3. лица, не имеющие гражданства.

Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:

  1. супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
  2. состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
  3. в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.

Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.

Чем может заниматься КФХ

Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:

  1. животноводством;
  2. земледелием;
  3. полеводством;
  4. лесоводством и т.п.

Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.

Как зарегистрировать КФХ

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Как получить субсидирование

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.

Где взять земельный участок под КФХ

Наиболее подходящие варианты:

Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.

Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).

Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).

  1. паспорт;
  2. заявление в администрацию;
  3. кадастровый паспорт;
  4. выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
  5. постановление администрации;
  6. квитанция об оплате за участок;
  7. квитанция об оплате регистрации;
  8. регистрация собственности или аренды.

КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.

Порядок действий следующий:

  1. Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
  2. К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
  3. Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
  4. Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.

Какие налоги придется платить за КФХ

Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:

  • общая налоговая система;
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.

Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:

  1. налога на прибыль организаций или НДФЛ;
  2. налога на имущество;
  3. НДС.

Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.

Выводы

Считаю, что коллективное фермерское хозяйство — это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом. После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п. Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

Размеры земельных участков для крестьянского фермерского, личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственного производства

Участки, предназначенные для различных видов сельхозпроизводства, должны иметь свои размеры, которые позволяют их полноценно эксплуатировать. Такие размеры устанавливаются в случаях, когда необходимо определить, какую площадь тот или иной пользователь земельного участка может эксплуатировать в своих целях.

Кроме того, установление предельных размеров бывает необходимо и в тех случаях, когда участок должен быть поставлен на кадастровый учет по результатам проведения различных трансформационных процедур с ним. Каким образом устанавливаются предельные размеры для таких участков?

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Понятие и нормативное регулирование установления предельных размеров

Предельные размеры для земель, предназначенных для организации крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и сельскохозяйственного производства (С/Х) находятся в ведении нескольких групп нормативных актов, так как данный вопрос является сложным для регулирования нормативными актами одного какого-либо уровня, так как на установление предельных размеров влияет целый ряд факторов, которые должны быть учтены сразу на нескольких уровнях:

  • первой группой регулирующих нормативных актов являются законы федерального уровня. К ним относятся Земельный и Градостроительный Кодексы, а также Федеральные законы «О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также Федеральный закон «Об обороте земель сельхозназначения», который регулирует все вопросы, связанные с использованием земель сельхозназначения. Именно на этом законодательном уровне установлено, что полномочия по установлению предельных размеров земельных участков переданы субъектам федерации и муниципальным образованиям, существующим на территории Российской Федерации;
  • ко второй группе регулирующих нормативных актов относятся законы и другие нормативные акты, принятые на региональном уровне. Они осуществляют подробное регулирование вопросов, связанных с утверждением специальных правил землепользования, которые должны действовать на территории конкретного субъекта федерации, исходя из имеющихся у такого субъекта ресурсов. В случаях, если земельных ресурсов достаточно, то полномочия по установлению предельных размеров могут быть переданы муниципалитетам, которые займутся непосредственным регулированием процедуры определения предельных размеров;
  • такие нормативные акты (то есть принятые на уровне муниципалитетов) и относятся к третьей группе регулирующих документов об установлении предельных размеров земельных участков. В случаях, если федеральным и региональным законодательством предусмотрена такая возможность, установление предельных размеров осуществляется на основе муниципальных нормативных актов.

Предельные значения размеров участков

Значение размеров земельных участков, как уже говорилось выше, устанавливается либо на уровне регионального, либо муниципального законодательства. На значение таких предельных размеров влияет целый ряд факторов, к которым относятся:

  • показатели плотности заселения того или иного муниципального района;
  • степень освоения имеющихся природных земельных территорий, в том числе относимых к категории земель сельхозназначения;
  • качество почв на территориях, которые подлежат распределению и в отношении которых происходит установление предельных значений;
  • возможности эксплуатации таких земельных участков.

В целом картина по предельным значениям для России выглядит следующим образом.

Наименование субъекта Минимальные значения для крестьянских фермерских хозяйств, га Максимальные значения для крестьянских фермерских хозяйств, га
Екатеринбург 2 50
Москва 1 40
Нижний Новгород 2,5 50
Новосибирск 0,5 25
Пятигорск 30 50
Ростов-на-Дону 1 50
Санкт-Петербург 1 1
Хабаровск 3 300

Если речь идет об организации личного подсобного хозяйства, то для него предельные размеры участков по регионам будут выглядеть несколько иначе.

Наименование субъекта Минимальные значения для личного подсобного хозяйства, га Максимальные значения для личного подсобного хозяйства, га
Екатеринбург 0,1 0,25
Москва 0,02 0,25
Нижний Новгород 0,03 0,2
Новосибирск 0,04 0,15
Пятигорск 0,06 0,15
Ростов-на-Дону 0,08 1
Санкт-Петербург 0,06 0,25
Хабаровск 0,1 0,2

В случаях, когда речь идет о землях, предназначенных для осуществления сельскохозяйственного производства, минимальные значения могут быть установлены как в исчислении гектарами, так и на основании проектной документации, поданной в уполномоченные органы. Что касается максимальных значений, то они определяются в процентном соотношении от общего объема предоставленных земель сельхозназначения.

Наименование субъекта Минимальные значения для сельскохозяйственного производства, га Максимальные значения для сельскохозяйственного производства, %
Екатеринбург 0,1 Максимум 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Москва 2 Не более 25% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Нижний Новгород Не менее минимального неделимого размера Не более 50% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Новосибирск 200 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Пятигорск 30 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Ростов-на-Дону На основании предоставленной проектной документации Не более 20% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Санкт-Петербург 0,02 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Хабаровск 1 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения

Для того, чтобы земельные участки предоставляли в полном объеме все возможные перспективы для полноценной эксплуатации, для них предусмотрены предельные минимальные и максимальные значения. Их установление относится к ведению субъектов федерации или муниципалитетов.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Максимальные и минимальные размеры земли для ЛПХ, КФХ и с/х

При формировании земли для ЛПХ, КФХ и С/Х обязательно учитывать предельные размеры участков. Такие размеры определяются или законом субъекта или распоряжением местной администрации. Несоблюдение установленных размеров участков повлечет невозможность постановки на кадастровый учет земли.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Законодательство о размерах

Каждый вновь образуемый участок земли, независимо от установленного вида целевого использования, обладает определенными параметрами, размеры которых обязаны соответствовать нормам, закрепленным законодательством.

Площадь образуемого участка земли, предусматривающего ведение личного подсобного (ЛПХ), крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) или сельскохозяйственного производства (С/Х) не должна превышать или быть меньше допустимой площади.

Определенные в законодательстве предельные размеры позволяют не только избежать дробления земли на мелкие участки, но и помогут не допустить скопления большого количества гектаров земли в руках одного землевладельца.

Предельные максимальные и минимальные параметры земельных участков, регламентируются Земельным кодексом и Градостроительным кодексом РФ, а также законами субъектов и нормативными актами местных органов самоуправления.

Градостроительный кодекс предусматривает установление предельных параметров в регламентах (градостроительных), включающих в себя правила землепользования соответствующей территории и ее застройки (ПЗЗ).

Узнать предельные размеры, допускаемые при формировании земельного участка, можно на официальном сайте местной администрации в разделе «Градостроительная документация» (такие нормативные акты, как генеральные планы и ПЗЗ, должны быть общедоступны).

Как выделить долю из общей собственности, вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять необходимую вам выписку из домовой книги, вы можете узнать в материале по ссылке.

Предельные размеры для ЛПХ, КФХ и с/х

Минимальные параметры

Не допускается формирование участка земли с меньшим размером площади, чем предусмотрено законодательством в качестве предельно-минимального.

Федеральный закон от 07.07.2003 года № 112 “О личном подсобном хозяйстве” определяет, что минимальные размеры участков для такого использования устанавливаются распоряжением местных органов самоуправления.

Федеральный закон от 11.06.2003 года № 74 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, как и Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” предусматривает установление минимальных предельных размеров участков для сельскохозяйственного производства и ведения фермерского законодательством соответствующего субъекта.

Таблица 1. Минимальные площади участков

Города Для ЛПХ, га Для КФХ, га Для С/Х, га
Москва 0,25 40 Не более 25% от площади с/х земель
Санкт-Петербург 0,25 1 Не более 10 % от площади с/х земель
Ростов-на Дону 1 50 Не более 20 % от площади с/х земель
Пятигорск 0,15 50 Не более 10% от площади с/х земель
Нижний Новгород 0,2 50 Не более 50 % от площади с/х земель
Екатеринбург 0,25 50 Не более 10 % от площади с/х земель
Новосибирск 0,15 25 Не более 10 % от площади с/х земель
Хабаровск 0,2 300 Не более 10 % от площади с/х земель

При формировании участка для ведения подсобного или фермерского хозяйства, а также для сельскохозяйственного производства, обязательно соблюдение предельных размеров, разрешенных действующим законодательством.

Установление тех или иных предельных нормативов, применяемых к размерам земельных участков, в первую очередь зависит от наличия достаточного количества свободных земель в соответствующем регионе, а также от востребованности использования земли в сельскохозяйственных и личных подсобных целях.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Земля КФХ – все для загородного строительства

Сельскохозяйственный сектор играет большую роль в стратегии развитии государства. Поэтому в Российской Федерации ему уделяют большое внимание.

Если человек решил заниматься сельскохозяйственной деятельностью, он должен получить участок земли под КФХ. К заявителям предъявляют особые требования. На законодательном уровне прописываются возможности использования земли и ответственность за нарушение норм.

Какие земли считаются КФХ

Земля под КФХ представляет собой участок, назначением которого является сельскохозяйственная деятельность. Такая земля располагается за пределами населенного пункта. Список территорий, пригодных для такой деятельности, прописывается в Земельном кодексе. Обратиться нужно к статьям 77, 78, 79, 80, 81.

В законе отмечаются легальные способы использования такого типа земли:

  • создание продукции сельхозназначения;
  • деятельность по хранению и переработке сырья для земледелия;
  • проведение исследовательской работы и научных экспериментов в сфере агропромышленного комплекса.

Какие размеры участков допустимы?

Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.

Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:

  • не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
  • запретить дробление крупной территории на мелкие участки.

Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.

Наименование населенного пункта

Величина минимум

Величина максимум

И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.

Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.

Регулирование земельного вопроса

Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.

  1. В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
  2. Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
  3. Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.

Правовая характеристика земель

В соответствии с Законом № 74, крестьянское хозяйство включает в себя группу лиц, которые совместно ведут сельскохозяйственную деятельность. Данные отношения можно назвать предпринимательством, так как осуществляются они на экономической основе и предполагают получение выгоды.

Правовое регулирование имеет свою специфику. Главными нормативными актами, на которые можно ориентироваться, являются:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ № 101 от 24 июля 2022 года.

В зависимости от формы работы может поменяться правовой статус земли.

Выдача участков ранее проводилась только в рамках приватизации. Сейчас получить землю можно, обратившись в местную администрацию. Наделы выделяются из регионального земельного баланса в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.

Участник может получить долевую собственность. Но при этом он потеряет право на общие земли. Такой участок требует регистрации в кадастровом реестре. Но если им владеют в индивидуальном порядке более 5 человек, процедура проводится в упрощенном режиме. В этом случае собственник доли должен направить письменное оповещение остальных участников или передать информацию через СМИ.

Можно ли построить жилое здание на земле КФХ и прописаться в нем?

Владельцы наделов часто стремятся возвести дом на земле. И не знают, разрешено ли это законодательно.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ и статьей 403 Земельного кодекса РФ, собственник имеет право на строительство на участке. Запрета в законе на такие действия не предусматривается.

При этом в составе имущества разрешаются не только с/х постройки, а также:

  • объекты для проживания;
  • рекреационные постройки;
  • промышленные строения.

Поэтому построить дом и прописаться в нем разрешено на законодательном уровне.

Постройки на территории

Для возведения дома распространенным вариантом является приобретение земли для дачного строительства или садоводческой деятельности. В этом случае спрашивать разрешения местных органов власти не требуется.

Если назначение земли – ведение сельского хозяйства, то наделы имеют крупные размеры (более трех гектаров). И собственник должен будет доказать, что то или иное строение необходимо возвести именно на этом участке. Самым логичным объяснением будет создание животноводческой фермы для ежедневного постоянного присутствия на ней.

При этом не обязательно разводить большое количество скота. Даже если у человека будет 20 голов птиц, кролики, то строительство будет обоснованным.

Для строительства на участке КФХ нужно получить разрешение. Для этого в администрацию направляются:

  • свидетельство о праве собственности;
  • документы о причислении земли к КФХ;
  • проект будущей постройки.

Что можно создавать на участке?

На участках, предназначенных для ведения сельского хозяйства, можно прокладывать дороги и коммуникации. Они необходимы для доступа людей и спецтехники к наделу, а также оптимальной работы на нем.

Виды путей не прописываются на законодательном уровне. Поэтому можно делать бетонные, асфальтированные, а также грунтовые дороги. Разрешение на осуществление таких работ не требуется.

Требуется ли разрешение на строительство?

Разрешение на строительство требуется, если на земле для ведения КФХ возводится здание и строение. Это обусловлено тем, что самовольно построенные объекты не будут зарегистрированы в Росреестре.

Если же планируется возведение вспомогательных построек, то обращаться в администрацию не нужно. Таковыми являются:

  • капитальные склады;
  • цеха;
  • амбары;
  • овощехранилища;
  • гаражи;
  • сараи.

Но если будет отмечено, что жилое строение необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности, разрешение получать не нужно.

Нужно ли оформлять постройку?

Постройки, которые не требуют разрешения на строительство, оформляются по собственному желанию. Поэтому строения, которые можно назвать баней, сторожкой, будут считаться вспомогательными. И оформления они не требуют.

Могут ли штрафовать за строительство?

В соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях, капитальное строительство на КФХ без разрешения карается штрафом. Его размеры:

  • для физических лиц – 2000-5000 рублей;
  • для юрлиц – 500 000–1 000 000 рублей.

Наказание возможно только в случае, если будет доказано, что строения не являются постройками для вспомогательного использования.

Причины для сноса зданий

В некоторых случаях построенное здание на территории КФХ могут снести. Это предусматривается при:

  • нанесении ущерба расположенным рядом зданиям, соседям;
  • размещении сооружения вблизи магистрали или инфраструктуры;
  • построении дома в пределах природной территории, являющейся охраняемой.

Решение о сносе здания принимается в судебном порядке. Собственник должен исполнить его. Компенсировать траты и расходы ему не будут. В остальных случаях обязать к сносу невозможно.

Лишение прав собственности

Отчуждение собственности осуществляется в рамках законодательства России. Изъять участок могут в следующих случаях:

  • захламленность выделенной земли;
  • выброс в грунт отравляющих веществ;
  • нарушение плодородности почвы;
  • повреждение грунта.

Чтобы доказать, что данные события имеют место, проводится официальная экспертиза. Положительный результат может наблюдаться, если на участке будут обнаружены химические или токсические отходы.

Органы власти вправе забрать участок, если он используется не по назначению. В этом случае исправить ситуацию легко, высадив на нем несколько плодовых деревьев.

Какие территории подходят

Для ведения хозяйства подходят участки, расположенные вблизи транспортных дорог и линий передач. В этом случае можно сэкономить средства.

  1. При наличии коммуникаций можно начать работу сразу же. Также это позволит сохранить уровень санитарных норм.
  2. Стоит выбирать территории, площадь которых достаточна для ведения хозяйства.
  3. Обратить внимание нужно на участки, расположенные недалеко от населенного пункта. Ресурсы будет перевозить легче. А решать вопросы с администрацией можно быстрее.

Строительство на землях КФХ возможно. Важно соблюдать требования законодательства, чтобы не столкнуться с проблемами.

Площадь земельного участка под кфх

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов – самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.
КФХ – форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.
Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.
Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников – не более 15 чел.
Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае если КФХ создает один гражданин – заключение соглашения не требуется.
Члены хозяйства, желающие выйти из него в праве получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).
В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.
С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ.лиц и действуют в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).
Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым и.п.

Участок, для ведения деятельности КФХ:

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий – поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).
Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)- сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).
Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.
На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.
Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно – не связанности возникновения права собственности на участок и создании самого КФХ!
Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом СФ – свой)). Следующий фундаментальный вывод: Собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку на сегодняшние день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.
Если не планируется продажа продукции с участка и соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц и участок становится подобным дачному, – требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога, (который во много раз меньше “дачного”, в нашем случае – в 5 раз).
Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

ЗК РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
ЗК РФ Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, – используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа “лисья нора”, баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.
Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.
После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения (“задним числом”) формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.
Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.
Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.
В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.
Исходя из практики, сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.
В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в не престижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!
Согласно существующему законодательству даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.
Отказ от участка – является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.
Насильно изъять неиспользуемый участок – еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах, в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 – “Декоративное садоводство и производство продукции питомников” – данная форма прекрасно подходит под нужды РП.

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:
1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.
2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.
3. Возведенные ранее здания, строения, сооружения без необходимой для этого документации
3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет – законно продавать выращенную продукцию нельзя.
4. После регистрации КФХ в установленном порядке, вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом “коридоре”, возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.
5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением, среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:
КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!
В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).
Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разошедшемуся мнению – не является фермером, соответственно необходимость в регулярных отчетах, выращивании и продажи продукции отсутствует!

Желаем всем владельцам участков для ведения крестьянско (фермерского) хозяйства воспользоваться замечательными достоинствами и успешно производить развитие своего хозяйства!

C уважением,
Бахарев Владимир.
11.03.2005 г.

Последний раз редактировалось 11.03.2005г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector