Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок. Однако претендовать на него могут не все компании…

Кто может претендовать на налоговый мониторинг

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн. руб. При этом налоги, связанные с перемещением товаров через границу Таможенного союза, не учитываются. Допустим, компания является плательщиком НДС и налога на прибыль. И подает заявление о налоговом мониторинге в 2015 году. За 2014 год сумма НДС и налога на прибыль, начисленных к уплате, составила 310 000 000 руб. Из них 110 000 000 руб. – «ввозной» НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров. Претендовать на проведение налогового мониторинга такая организация не сможет, поскольку сумма налогов, учитываемых на предмет соответствия этому критерию, составила только 200 000 000 руб. (310 000 000 руб. – 110 000 000 руб.). «Таможенный» НДС при этом во внимание не принимается;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

Преимущества налогового мониторинга …

При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

…действуют не всегда

Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

  • если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
  • если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

Подготовка к налоговому мониторингу

  • подать соответствующее заявление;
  • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.

Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно. То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление. То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде. Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 6 к приказу).

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

Период налогового мониторинга

Процесс налогового мониторинга

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

  • передать в инспекцию лично или через представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  • срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора). Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее, чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос. Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. В нем контролеры выразят свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

  • либо об изменении мотивированного мнения;
  • либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

Когда налоговый мониторинг могут прервать

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:

  • организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
  • в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
  • фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии НК возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) -организацию.

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга. Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации.

Порядок проведения налогового мониторинга 1. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

2. Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями, либо несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней. Если налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30.

3. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

4. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий.

5. Документы (информация), пояснения, которые были истребованы впри проведении налогового мониторинга, представляются организацией в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. При невозможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение срока организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, письменно уведомляет должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течениекоторых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

6. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа. Если в ходе процедуры выявлены расхождения между данными налоговой инспекции и данными налогоплательщика, налоговый орган сообщает организации об этом и просит представить документы для проверки. В случае вывления ошибок в исчислении и уплате налогов налоговый орган обязан составить мотивированное мнение, которое отражает его позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, и направить его в организацию.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации. При согласии с позицией налоговиков, организация уведомляет об этом инспекцию. Если налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа, то разногласия разрешаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации.Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.)

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в следующих случаях:

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации;

3) систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.

Налоговый орган уведомляет в письменной форме организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 613 ;

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Дата публикации: 17.06.2016 2016-06-17

Статья просмотрена: 3299 раз

Библиографическое описание:

Наркевич Н. В. Налоговый мониторинг как форма налогового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 631-634. — URL https://moluch.ru/archive/116/31780/ (дата обращения: 21.03.2020).

Налоговое регулирование представляет собой комплекс мер косвенного воздействия государства на экономику, который предполагает формирование и модернизацию налогового законодательства. Для создания успешной налоговой системы нужно было усовершенствовать систему управления налоговыми отношениями, включающие в себя, как налоговое регулирование, так и налоговое администрирование. На сегодняшний день, налоговая политика Российской Федерации сосредоточена на создании эффективной и стабильной налоговой системы. Изучая новые нормативно правовые акты и внесенные законопроекты, стоит сделать вывод о том, что достичь поставленных целей планируется, в том числе, с помощью увеличения уровня качества налогового мониторинга. В настоящее время понятие «мониторинг» широко используется во многих сферах. Многофункциональность мониторинга содержится в том, что он может быть как способом исследования окружающей реальности, что исключительно относится к активно трансформирующимся процессам, явлениям, механизмам, так и способом предоставления руководящих заключений актуальной информации.

Термин «налоговый мониторинг» применяется в практической деятельности налоговых органов, в связи с осуществлением предпроверочного анализа налогоплательщика. Согласно Современному экономическому словарю под руководством Б. А. Райзберга и Л. Ш. Лозовского, акцент подчеркнут на контрольной роли мониторинга [3, c.199]. Контрольная функция налогового мониторинга напрямую связана с потребностью осуществления государственными органами надзора за оперативностью уплаты налогов. В данной конъюнктуре налоговый мониторинг представляется механизмом снабжения налоговой дисциплины. Отметим, что в зарубежной литературе применяется понятие «мониторинг налоговой дисциплины» (Taxpayers’ Compliance Monitoring), который используется для определения системы, направленной на обнаружение консолидированных показателей, которые в свою очередь отражают основные области налогового риска государства [4, с.7]. И то, и другое определение в полной мере не могут отразить сущность налогового мониторинга. Поэтому следует сразу определить полную формулировку понятия налогового мониторинга в узком смысле.

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля, осуществляемая в форме электронного информационного взаимодействия, которая может применяться наряду с выездными и камеральными налоговыми проверками. Преимущества применения налогового мониторинга для Федеральной налоговой службы (далее ФНС) России заключаются в возможности быстрее и оперативнее, предусмотрительнее и, соответственно, лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Функция ФНС России в этом должна носить пруденциальный характер. Собственно, такой предварительный, «ранний» контроль позволит своевременно регистрировать и проводить рассмотрение потенциальных возможностей осложнения и проблем в деятельности налогоплательщиков и в онлайн-режиме вносить корректировки и поправки для их устранения.

Основной задачей налогового мониторинга является сбор объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе и контроль за налоговыми поступлениями. Также к ключевым задачам можно отнести четкое определение правильности исчисления налогов и сборов в реальном времени, не тратя время на выездные и камеральные налоговые проверки. На первый план налогового мониторинга будет выходить бухгалтерская открытость компании для налоговой инспекции и ее инспекторов, которые в онлайн-режиме смогут следить за ее сделками и своевременно давать советы, как уйти от претензий со стороны налоговых органов в будущем. Подчеркнем, что существуют два основных направления налогового мониторинга: мониторинг конкурентоспособности налоговой системы; мониторинг налоговых рисков государства.

Исполнение мониторинга конкурентоспособности налоговой системы объединено с потребностью гарантирования эффективности налогового регулирования экономики в целом, а также отдельных сегментов экономики. Необходимость мониторинга налоговых рисков государства выражается в потребности увеличить уровень эффективности налогового регулирования. Перед государственными органами, которые отвечают за создание налоговой политики (в Российской Федерации — Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ), появляется потребность проведения непрерывающегося мониторинга конкурентоспособности налоговой системы. Ю.Винслав считает «мониторинг существенным элементом разумной экономической политики государства» [2, с. 29]. С позиции налогового регулирования, на наш взгляд, можно сделать акцент на следующих способах применения налогового мониторинга: обнаружение несовершенства налогового законодательства, которые связаны с неточной и некачественной изученностью особенных вопросов налогообложения; наблюдение расхождения итогов налогового регулирования его исходным задачам; инициативное исследование конкурентоспособности налоговой системы государства в сравнении с системами зарубежных стран. А другим назначением налогового мониторинга, которому должны уделять достаточное внимание, на наш взгляд, должен стать мониторинг налоговых рисков государства. Сам же мониторинг налогоплательщиков представляет из себя пассивную форму налогового контроля. В ряде стран как одним из видов текущего налогового контроля деятельности крупных налогоплательщиков выступает горизонтальный мониторинг. С помощью этого мониторинга налоговым органом проводится процедура наблюдения и исследования по финансово-хозяйственным операциям, которые были запланированы крупными организациями. Основным направлением деятельности такого горизонтального мониторинга является формирование таких взаимоотношений фискальных органов с организациями, осуществляющие работу с бюджетом, путем своевременного реагирования и предостережения создания и исполнения ими рисковых операций, которые приведут к несоблюдению налогового законодательства.

В Российской Федерации налоговый мониторинг проявился как совершенно новый метод взаимодействия фискальных органов и налогоплательщиков. Попытка реализовать его началась в 2012 году, когда ФНС России подписала Соглашения о расширенном информационном взаимодействии с такими крупнейшими налогоплательщиками, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «РусГидро», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Северсталь» международная организацией «Ernst & Young»(СНГ). Этой попытке даже дали название «пилотный проект». Эти соглашения, с одной стороны, обязывали налогоплательщиков предоставлять первичную отчетность, как бухгалтерский, так и налоговый учет, а также документы, подтверждающие правильность исчисления налогов и сборов, которые мог запросить налоговый орган, извещающие обо всех сделках и операциях, а также об их обстоятельствах, которые могли содержать риск. Равным образом, с другой стороны, налогоплательщиков должен был оповестить налоговый орган о своем решении в отношении конкретных вопросов, дать ему совет по тем спорным моментам, которые касались формулировки налогового законодательства и исполнения сделок. Итоги этого «пилотного проекта» в России признали отличными. В компании «Ernst & Young» отметили, что представители налоговых органов систематически встречались на протяжении всего действия соглашения для разъяснения порядка проведения налогового учета операций и многих других задач. Заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов отметил, что за всю продолжительность действия «пилотного проекта» его члены получили разъяснения по 50 запросам, появилась возможность упорядочить некоторые налоговые споры, которые дошли до судов. По сообщению ФНС России, количество налоговых споров у части организаций сократилось в несколько раз[1] [5]. В ФНС России отмечали, что в 2015 году около 2 тысяч налогоплательщиков были готовы отвечать всем требованиям для проекта налогового мониторинга. По сообщениям вышеупомянутого С. Аракелова, интерес к проекту в начале его запуска проявили 20–30 крупных компаний. Ко всему прочему, по его словам, налоговый мониторинг будет развиваться с каждым годом, привлекая к себе интерес от многих организаций все больше и больше. Поэтому эксперимент признали весьма удачным [6]. Возвращаясь к сущности такого «пилотного проекта», на первый план у налогового мониторинга в Российской Федерации выходило то, что налоговые органы должны были приобретать открытый доступ к любой нужной документации и информации о сделках или ее обстоятельствах в организации. В силу этого, у фискальных органов появлялся онлайн-режим или режим реального времени, в котором они могли отслеживать все операции по счетам компаний-налогоплательщиков. Смысл названных процедур заключается в том, что специалисты ФНС России могли предотвращать многие правонарушения налогового законодательства, а руководящие органы организаций могли согласовывать свои действия с налоговыми органами в отношении только будущих сделок. Все это предотвращало дополнительные начисления, пени и штрафы, уменьшались расходы на споры в суде, сокращались траты на налоговое администрирование и применялся строгий контроль за финансовой деятельностью организаций.

В ноябре 2014 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон [1], который вводил процедуры добровольного превентивного налогового контроля для крупных организаций. Такому налоговогому контролю дали название — налоговый мониторинг. Закон, согласно его положениям, вступил в силу с 1 января 2015 года, а небольшое количество его положений, которое касалось консолидированных групп налогоплательщиков, вступили в силу с 1 января 2016 года. И на сегодняшний день у налогоплательщика есть выбор: либо оперативно и систематически предоставлять налоговым органам в электронном виде документы и информацию, которые предназначаются для начисления налогов и сборов для проведения процедуры обычного налогового контроля, либо разрешить открытый доступ фискальному органу ко всем своим электронным ресурсам для применения предварительного налогового контроля. Благодаря выбору налогового мониторинга у ФНС России появляется преимущество, которое заключается в том, что увеличивается уровень продуктивности ее деятельности, а в частности, в уменьшении расходов и времени на налоговые проверки и рассмотрение налоговых органов.

В Российской налоговой системе также производится мониторинг налоговой нагрузки предприятий. Налоговые органы применяют мониторинг организаций для составления плана выездных налоговых проверок, основанием для которых является её попадание в сформированный перечень критериев налоговых рисков. Само уменьшение рисков осуществимо за счет увеличения стабильности налогового регулирования и увеличения определенности фискальных норм. Огромное значение тут играет институт предварительного налогового регулирования (контроля) — превентивная координация правовой квалификации фискальных последствий для планируемых сделок. Реальность такого контроля существует на сегодняшний день в значительной части правовых систем мира. Содержание налогового мониторинга насколько возможно отображается при сопоставлении его с такими типами и категориями как налоговый контроль, предпроверочный анализ налогоплательщиков, государственный налоговый менеджмент, финансовый анализ с такими ключевыми признаками как сущность, цель, субъект, объект, предмет и задачи.

Налоговый контроль подразумевает формирование каких-либо мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, к примеру, выполнение налоговых проверок (см. ст. 82 НК РФ). Исходя из большого количества налогоплательщиков и малого количества информации, фискальным органам необходим оперативный подход к определению в отношении кого стоит проводить такую налоговую проверку, которая бы давала в итоге правильный и обоснованный размер налоговых обязательств налогоплательщиков. Действенный налоговый мониторинг, в задачи которого входит: опыт выявления налоговых схем, системное изучение финансовой деятельности организаций, оценка возможности применения тех или других способов, является обусловленным фактором, который и выявляет настоящие налоговые обязательства налоговых субъектов. И в этом случае налоговый мониторинг является эффективным механизмом применения налогового контроля.

Таким образом, налоговый мониторинг представляет собой одну из форм налогового контроля. Вся суть новшества находится в предоставлении прямого взаимодействия бизнеса и налоговой службы в режиме реального времени для приобретения взаимовыгодных результатов. В то время как преимущества применения налогового мониторинга для ФНС России заключаются в способности быстрее и оперативнее, предупредительнее контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Становление налогового мониторинга в России, с одной стороны, будет способствовать установлению совершенно другого уровня взаимоотношений между крупными компаниями и фискальными органами при проведении налогового контроля и повышению качества налогового администрирования.

  1. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6158.
  2. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп / Винслав Ю. // Российский экономический журнал. — 1997. — № 10.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. и др. — М.: Инфра-М, 1998.
  4. Monitoring Taxpayers’ Compliance: A practical guide based on Revenue Body Experience// OECD. 22.06.2008.
  5. URL: http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/ 926354.shtml.
  6. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/ 35668741/fns-bez-proverok.

[1] К примеру, мировым соглашением окончился налоговый спор ФНС России и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн руб. В итоге в «Интер РАО», учитывая позицию ВАС, приняли выводы налогового органа по первому вопросу (включение убытков в состав расходов) и согласились заплатить 22,5 млн руб., отмечает он. В свою очередь, ФНС России отказалась от претензий по двум другим вопросам: учет курсовых разниц (10,8 млн руб.) и принятие НДС к вычету по расходам будущих периодов (3,8 млн руб.). В публикациях в периодической печати указывалось, что компании, принявшие участие в «пилотном проекте» довольны уменьшением налоговых рисков за счет увеличения прогнозируемости налогового регулирования

Налоговый мониторинг — эффективная форма налогового контроля

01.01.2015 российская налоговая система пополнилась очередным нововведением, основанным на передовом опыте развитых в налоговом плане стран. Речь идет о новой, инновационной форме налогового контроля — налоговом мониторинге.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ НК РФ дополнен новым разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

В отличие от традиционных налоговых проверок налоговый мониторинг предполагает текущий контроль со стороны налоговых органов (в онлайн-режиме), а не последующий (офлайн).

Таким образом, налоговый мониторинг — это специальная форма налогового контроля, которая реализуется посредством электронного информационного взаимодействия между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Это интересно! В Нидерландах еще в 2004 г. был впервые опробован институт горизонтального налогового администрирования. Данный опыт впоследствии был признан успешным и сейчас широко применяется в мировой практике (в США, Великобритании и других странах).

Предмет налогового мониторинга тот же, что и у налоговых проверок, — правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Однако новая форма контроля может применяться в отношении ограниченной группы хозяйствующих субъектов. Отметим, что в эту группу входят исключительно организации, которые соответствуют определенным критериям:

  • 1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.; при определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента. Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;
  • 2) суммарный объем полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • 3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб. Организация-претендент в силу положений п. 6 ст. 105.26 НК РФ

должна разработать регламент информационного взаимодействия с налоговым органом. Этим документом устанавливается порядок доступа проверяющих к данным бухгалтерского и налогового учета проверяемого лица, от которого и зависит, как будет организован доступ. По выбору налогоплательщика инспекторы могут получить удаленный доступ либо к ее электронным документам (информации), которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов, либо к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).

Кроме того, в названном регламенте должны быть указаны:

  • • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения;
  • • сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • • информация о системе внутреннего контроля компании за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии таковой).

НК РФ обязывает организацию вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга представлять также внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации (подп. 4 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении налогов, полноты и своевременности их уплаты, а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать Требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России (утверждены приказом ФНС России от 16.06.2017 № ММ В-7-15/509@).

Обратите внимание! Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям может служить причиной отказа налоговым органом в проведении налогового мониторинга.

Порядок проведения налогового мониторинга закреплен в ст. 105.29 НК РФ. Он осуществляется должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

При выявлении проверяющими противоречий между сведениями, содержащимися в представленных организацией документах (информации), либо несоответствий этих сведений данным, имеющимся у налогового органа, налогоплательщик незамедлительно информируется об этом. В подобной ситуации инспектор вправе потребовать от налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений по выявленным фактам или внесения соответствующих исправлений в течение десяти дней.

Если после рассмотрения указанных пояснений (либо при их отсутствии) проверяющий придет к выводу, что налоги (сборы) рассчитываются (удерживаются) организацией неверно, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции отражает ее позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа, составляется и направляется организации только при проведении в отношении ее налогового мониторинга.

Мотивированное мнение может быть сформировано либо по инициативе налогового органа, либо по запросу проверяемого лица.

В первом случае такой документ составляется, если при налоговом мониторинге проверяющие установили факты, свидетельствующие о неправильном исчислении (удержании) организацией налогов или сборов. В данной ситуации мотивированное мнение может быть изготовлено не позднее чем за три месяца до окончания срока мониторинга. При этом направляется оно компании в течение пяти дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30 НК РФ).

В свою очередь, налогоплательщик вправе сам обратиться к проверяющим за мотивированным мнением налогового органа. Сделать это компания может, если у нее имеются сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). При этом в запросе о представлении мотивированного мнения, который может быть направлен в налоговый орган не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг, налогоплательщик должен изложить свою позицию по указанным вопросам.

В связи с введением новой формы контроля внесены поправки и в нормы, устанавливающие правила проведения камеральных и выездных проверок.

Так, ст. 88 НК РФ дополнена п. 1.1, согласно которому налоговые декларации (расчеты) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камерально не проверяются. Однако есть исключения:

  • • декларация (расчет) подана позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который осуществляется налоговый мониторинг (в подобной ситуации проверяющие в силу п. 3 ст. 105.30 НК РФ не успеют при необходимости составить мотивированное мнение);
  • • в декларации заявлено право на возмещение НДС или акцизов;
  • • представлена уточненная декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной отчетностью;
  • • налоговый мониторинг досрочно прекращен.

Изменения коснулись и ст. 89 НК РФ, в которую введен п. 5.1, согласно которому налоговый орган не вправе проводить выездную проверку за период, подвергшийся налоговому мониторингу, за исключением случаев, когда:

  • • выездная проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • • налоговый мониторинг досрочно прекращен,-
  • • организация не выполнила мотивированное мнение налогового органа;
  • • представлена уточненная декларация (расчет) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной отчетностью.

Процедура заключения соглашения о налоговом мониторинге предполагает высокую степень открытости налогоплательщика для налоговых органов, прозрачность заключаемых сделок и готовность налогоплательщика к конструктивному профессиональному диалогу с налоговыми органами.

Такой механизм выгоден налогоплательщикам, так как позволяет во многих случаях снизить налоговые риски за счет повышения предсказуемости налогового регулирования, уменьшить неопределенность, возникающую в процессе толкования и применения налогового законодательства. А это в первую очередь направлено на повышение инвестиционной привлекательности компаний и улучшение бизнес-климата в России.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector