Что может проверить защита прав потребителя
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Что может проверить защита прав потребителя

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Что проверяет отдел по защите прав потребителей?

Заключение сделки купли-продажи подразумевает не только согласие обеих сторон с ее условиями, но и соблюдение элементарных норм вежливости. Однако на деле часто случается, что один из контрагентов ведет себя неподобающим образом: грубо, нагло или просто не в соответствии с законом. В этом случае другая стороны может обратиться за поддержкой в общество защиты прав потребителей.

Назначение таких обществ, как следует из названия, – следить за соблюдением положений Закона о защите прав потребителей и прочих нормативных актов. Если общество выявит какие-либо нарушения, оно вправе прибегать к предусмотренным законодателем мерам, призванным восстановить справедливость.

Что проверяет общество по защите законодательно установленных прав покупателей?

Как покупателю (клиенту), так и продавцу следует знать, какими именно правами они обладают, чтобы при необходимости защитить свою позицию в споре как с противной стороной, так и со сторонними организациями.

В частности, если речь идет об общественных организациях, берущих на себя функции проверки качества торговли, продавец должен понимать, чего именно такие организации делать не могут.

Как следует из статьи 45 Закона о защите прав потребителей, проводить проверки такие организации в самом деле имеют право.

Тем не менее, если вы столкнулись с угрозой представителя общества по защите прав потребителей наложить административный штраф или другой вид наказания, не переживайте: этого права упомянутый закон им не дает.

Кроме того, члены упомянутых организаций не вправе приходить куда угодно и делать все, что посчитают нужным: вы можете отказаться от общения с ними, если они не предъявят документов, а круг их полномочий ограничивается именно защитой прав клиентов.

В частности, представитель общества по защите прав потребителей не имеет права устраивать контрольное взвешивание: как следует из пункта 1.7 «Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», содержащегося в Постановлении Госстандарта России №8 от 08.02.1994 г., упомянутая процедура, хотя и может быть инициирована кем-либо из потребителей или любой другой организацией, связанной с защитой их прав, может проводиться исключительно в присутствии уполномоченного метролога.

Проще говоря, представитель общества защиты прав потребителей может только направить просьбу о проведении поверки весов или иного используемого для определения веса оборудования, но не проводить ее самостоятельно. Если рядом нет метролога, полномочия члена упомянутого общества ничем не отличаются от прав рядового потребителя.

Как защитить права потребителя медицинских услуг?

О том, возможен ли возврат товара без чека и упаковки, читайте тут.

Резюмируя вышесказанное, вы можете игнорировать следующие угрозы представителя общества по защите прав потребителей или любой аналогичной негосударственной организации:

  • возбудить административное дело в связи с выявленными нарушениями, а также осуществить какой-либо вид административного (тем более уголовного) взыскания, в том числе наложить штраф;
  • провести контрольную проверку используемого для взвешивания оборудования и, в случае его несоответствия установленным нормам, возбудить дело об административном правонарушении.

Не бойтесь: если представитель общества ведет себя не в соответствии с установленными законом нормами, правда на вашей стороне.

Разумеется, это не дает вам оснований не исполнять возложенные на вас обязательства, однако и паниковать смысла нет: даже если в ходе незаконной проверки будут выявлены нарушения с вашей стороны, такие доказательства не могут быть использованы в ходе судебных разбирательств.

Как часто вышеуказанный орган проводит проверки?

В отличие от различных ведомств и служб, встроенных в государственную систему, общества по защите прав потребителей никак не ограничены в сроках и периодичности проведения проверок качества обслуживания клиентов и прочих аспектов торговли.

Следовательно, проверка может быть проведена, по усмотрению членов подобных обществ, в любое время. Как показывает практика, наиболее часто такие мероприятия проводятся после жалобы покупателей (клиентов); однако могут они быть инициированы и самими представителями обществ по защите прав потребителей.

Правила взаимодействия с проверяющим сотрудником из общества по ЗПП

Никогда не теряйте присутствия духа: сколько бы ошибок как предприниматель вы не допустили, нельзя исключать и процессуальных нарушений со стороны организаторов очередной внеплановой проверки, нивелирующих обнаруженные недочеты.

Кроме того, и сами представители обществ по защите прав потребителей далеко не всегда представляют, что они имеют право делать и чего не имеют.

Главное – сохранять хорошее расположение духа и, несмотря ни на что, поддерживать вежливый стиль общения: не стоит ругаться, чрезмерно воодушевленно спорить, вступать в конфликты с проверяющими.

Придерживайтесь следующего плана действий:

  • попросите проверяющее лицо назваться и предоставить документ, удостоверяющий личность (в данном случае достаточно служебного удостоверения);
  • запишите для себя название, а также телефон и почтовый адрес представляемой им организации. Это особенно важно, если учитывать привычку производящих проверку лиц составлять все документы в единственном экземпляре: поскольку с некоторой вероятностью вы не получите от представителя общества по защите прав потребителей второй экземпляр протокола, у вас хотя бы останутся зафиксированные контактные данные общества, которое в дальнейшем и выдаст вам копию бумаги);
  • потребуйте показать вам оригинал (или копию) приказа о проведении проверки и проверьте, совпадает ли указанное в нем имя уполномоченного лица с именем явившегося к вам проверяющего (вы имеете на это право в соответствии со статьей 73 Закона о защите прав потребителей, а также с упомянутым выше «Регламентом»);
  • вы можете также отказать проверяющему в допуске, если приказ/распоряжение не подписан руководителем соответствующего органа или истек срок проверки (он составляет 30 дней, а при особой необходимости может быть продлен еще на такой же срок).

Проверка Роспотребнадзора: что следует знать

С проверкой Роспотребнадзора может столкнуться любой предприниматель, поэтому очень важно быть готовым и к плановым, и к незапланированным проверкам. Эксперты рассказали Контур.Журналу, как правильно подготовиться к визиту контролеров, какие документы нужно иметь под рукой и как отстоять свои права, если вы не согласны с решением проверяющей комиссии.

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

С проверкой Роспотребнадзора могут столкнуться любые организации. Это ведомство может осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, выдавать санитарно-эпидемиологические заключения, проводить социально-гигиенический мониторинг, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацией работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведением учета и другие функции.

Исходя из нашей практики, чаще всего проверяют компании, оказывающие населению бытовые услуги, услуги по производству и продаже лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, а также работающие в сфере общественного питания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Органы обязаны известить предпринимателя о планируемой проверке как минимум за три дня до ее начала. Если проверка внеплановая, то Роспотребнадзор все равно должен согласовать ее проведение с прокуратурой и предупредить вас не позже, чем за сутки.

Исключение составляют случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан и другие экстренные ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, флоре и фауне, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны. Например, при массовом отравлении людей органы Роспотребнадзора могут проверить не только виновную организацию, но и другие, занимающиеся аналогичной деятельностью.

Самая главная подготовка — это знание своих прав и обязанностей и прав и обязанностей проверяющих. Именно поэтому необходимо проводить обучение всего коллектива правильному поведению во время проверок любых контрольных органов. К примеру, мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. Это необходимо для того, чтобы проверка не тормозила работу предприятия, а также для того, чтобы сотрудники проверяемой организации по незнанию не препятствовали проведению проверки.

Сложно сказать, какие именно документы могут вам понадобиться, все зависит от целей проверки Роспотребнадзора. Важно помнить, что инспекторы не имеют право забирать оригиналы документов, только копии.

Как правило, контролеры проверяют наличие:

  • вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • уголков потребителей (пациентов, клиентов);
  • правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя;
  • информации о производителе и поставщике товара;
  • свидетельства о праве собственности на помещение или договор на аренду;
  • договоров на вывоз мусора, проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
  • устава организации;
  • свидетельства о присвоении ИНН;
  • журналов учета проверок санитарного состояния;
  • экспертных заключений.

Также сотрудники Роспотребнадзора могут проверить:

  • качество товаров и предоставляемых услуг;
  • метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов;
  • вентиляцию и освещение;
  • оснащение холодильного оборудования.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении. По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Проверяемое юридическое лицо или предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Лучше всего фиксировать всю проверку на видеокамеру, а также на бумаге фиксировать нарушения, которые допускают проверяющие.

Важно также помнить, что у предпринимателей есть право привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ или своего адвоката.

Например, мы присутствовали на проверке Роспотребнадзора, в ходе которой инспектор превысил полномочия и требовал документы, которые не являлись объектами проверки и никак к ним не относились. В результате были составлены возражения в письменной форме и поданы в течение 15 дней после получения акта. К возражениям мы приложили документы, подтверждающие обоснованность наших возражений, а также видеозапись и объяснения руководителя предприятия о нарушении его прав должностным лицом Роспотребнадзора. После рассмотрения возражений результаты проверки были отменены, а действия сотрудника ведомства признаны незаконными.

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий — более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — более 15 часов.

Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения, штрафа и приостановления деятельности на определенный срок.

Штрафы, выписываемые Роспотребнадзором, составляют от 50 000 до 500 000 руб., в зависимости от нарушения. Однако надо помнить, что если речь идет об угрозе распространения инфекционных заболеваний, то это грозит не только штрафом, но и лишением свободы после рассмотрения дела судом.

Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов

Ольга Косец, президент МОО защиты и поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди», директор швейного производства «Софиано»

Согласно Федеральному закону РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», проверки бывают плановые и внеплановые по жалобам потребителей. С реестром плановых проверок можно ознакомиться на сайте прокуратуры, а потом подготовить соответствующие документы и привести их в порядок заранее в соответствии с требованием законодательства. С внеплановыми все гораздо сложнее: зачастую нарваться на такую проверку можно по своей же вине. Количество жалоб с каждым годом увеличивается, это связано с гражданской активностью населения и понятным желанием отстоять свои права любой ценой. Большинство жалоб вызвано человеческим фактором — с такими проблемами бизнес в состоянии разобраться самостоятельно.

Например, мне часто поступают жалобы от жителей многоквартирных домов на шум из магазинов, расположенных на первом этаже. Не реагировать нельзя. Я советую предпринимателям в таких случаях «включать мозги», ведь прав будет потребитель. Такой конфликт не стоит потраченного времени и денег. Иногда достаточно не включать кондиционер по ночам, улыбнуться владельцу квартиры над вашим магазином и подарить ему дисконтную карту.

После жалобы потребителя к вам приедет проверяющая комиссия. В зависимости от жалобы в составе комиссии могут быть представители Роспотребнадзора, прокуратуры, ОБЭПа, Ростехнадзора, Пожнадзора, ФМС, трудовой комиссии и даже полиции. Представители всех этих служб обязательно должны предъявить удостоверения и распоряжение или постановление, на основании которого они приехали с проверкой.

Для начала выясните причину, затем предъявите документы по требованию. Если каких-то документов не хватает, вам предложат привезти их в отдел, который курирует эту проверку. Помните, что штрафы на физическое лицо начинаются с нескольких десятков тысяч рублей, на юридическое и должностное — с нескольких сотен тысяч. Если нарушения влекут за собой угрозу жизни или здоровью людей, то штрафы могут достигать несколько миллионов.

К сожалению, в соответствии с действующим законодательством у нас сразу же включаются карательные меры и не выносятся предупреждения. Этот вопрос как раз обсуждается на разных дискуссионных площадках, вероятно, что он будет в скором времени решен в пользу бизнеса. Если предприниматель не согласен с результатами проверки, стоит обратиться за поддержкой в общественные организации или в торгово-промышленную палату, но при этом помнить, что они имеют право заниматься только медиацией. Если на этом уровне не разрешается спор с надзорными органами, то далее по возрастающей — прокуратура и омбудсмены разных уровней, а в конце — суд, где разбирательства порой длятся годами, что с экономической точки зрения абсолютно точно невыгодно ни государству, ни бизнесу.

ПРОВЕРКА ОБЩЕСТВОМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 15 Закона РФ “О защите прав потребителей” даёт им право проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так. В этой статье закона есть такое положение. Но не впадайте в панику ! Просто внимательно прочитайте эти Правила и вы увидите, что в пункте 55 написано следующее:

” Контроль за соблюдением торговыми предприятиями настоящих правил осуществляют в пределах своей компетенции органы Комитета РФ по торговле, Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другие органы государственного управления. Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей”

Таким образом, представители общественных организаций не имеют права на самостоятельное проведение проверок по соблюдению правил торговли, т.к. не относятся к органам государственного управления.

Да, кстати, к государственным органам, согласно ст. 12 Конституции РФ не относятся районные и городские администрации, т.к. в этой статье сказано: “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”. А, следовательно,

совместно только с представителями различных служб местных органов власти (горадминистрации, горсовета и т.п.) общественные организации производить проверки не имеют право.

Ещё раз обращаем ваше внимание, что общественные организации только могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.

19. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1.8 “Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций’, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит: ” Внеплановые проверки проводятся органами государственной метрологической службы по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы”. Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки.

В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Кстати, о ПРАВАХ ПОКУПАТЕЛЯ.

Согласно “Правил продажи отдельных видов товаров”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55, покупатель имеет следующие права : проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Но эти права покупателя не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдаёт документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила – это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.

И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; см., например, права госторгинспекции, налоговой инспекции и др.), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель – наблюдает.

Прежде всего надо отметить, что Закон “О защите прав потребителей” № 2300-1 от 7.02.92г. в редакции ФЗ № 2-ФЗ от 9.11.96г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь “. информацию о сертификации товаров (работ , услуг). “, и эта информация согласно ст. 10 п. 3 этого закона “. доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым д

В данной статье будет описано, как правильно оформлять ценники на товар, какая информация необходима. Грамотное оформление обезопасит от претензий с Защиты Прав Потребителей и сэкономит довольно значительные средства (штраф мин. 17 грн. за неправильно написанный ценник).

Согласно статьи 15 Закону « Про захист прав споживачів», покупатель имеет право на полную и достоверную информацию о товаре. А именно:

1. Наименование товара

2. Наименование нормативных документов условиям которых должны отвечать товары

3. Данные про основные свойства продукции (если пищевые то состав).

4. Ведомости про наличие вредных веществ.

5. Ведомости про наличие или отсутствие ГМО

6. Данные про цену и условия приобретения.

7. Дату изготовления

8. Условия хранения

9. Правила использования товара

10. Гарантийные обязательства производителя

11. Срок годности товара

12. Месторасположение Производителя (продавца)

13. Продукция, которая обязательна к сертификации – должна иметь ведомости про сертификат.

Кроме того, данные должны быть оформлены на Украинском языке.

Так же эти правила частично дублируются в ” Правила роздібної торгівлі непродовольчих товарів”.

Итак, для магазина одежды часть информации есть непосредственно на товаре – размер, состав. Но большую часть придется писать.Прежде всего, необходимо указать Реквизиты продавца и его адрес:«ПП Ковалов», вул. Правди 65. Затем:найменування виробу: Куртка, Шкарпетки и т.д.Виробник: LTD Ching Yong, Китай, Пекин 12034Артикул 670667-07 ( для внутреннего учета)Дата виготовлення (если известна –по мне глупый пункт, так как срок годности одежды, как и многих товаров не ограничен)Ціна: 345 грн.Дата друкування цінника 23.07.10Підпис:Термін придатності: Необмежений

На ценнике так же пишут, каким ГОСТам отвечает продукт или какими Сертификатами подтверждается его качество. А так же гарантийные обязательства продавца (возраст в течении 14 дней, гарантийный срок эксплуатации и т.д.).

Даже если часть информации находится на товаре, продублировать ее не будет лишним.

Штрафная санкция за неполное информативное сопровождение – 30% от закупочной стоимости партии товара согласно ст.23 п.7 ЗУ Про захист прав споживачів”

Согласно ЗУ про « Захист прав споживачів» региональное управление защиты прав потребителя может осуществлять плановые проверки (один раз в год) субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает практика, в последний год штрафные санкции значительно увеличились, это скорее объясняется более тщательной проверкой, чем сменой законодательства. Что необходимо знать ЧПшнику при получении направления на плановую проверку? В данной статье будут описаны основные претензии проверяющих. В дальнейшем она будет дополнена видами санкций за предполагаемое нарушение.

1. Не правильно оформлен или отсутствие уголка потребителя. Как правильно оформлять уголок, и какие документы необходимы – тут.

2. На вывеске перед входом (витрине, входной двери, вывеске) не написано наименование объекта хозяйствования ( «ПП Хомяк», «ОАО Рута» и т.д. – не название магазина, а юридическое название).

Дополнительный совет. Пишите все на украинском языке, во избежании нарушения закона “Про мову”.

3. Недостаточно информации на ценнике (по штрафным санкциям самое дорогое удовольствие) – Как правильно оформлять смотрите тут

4. Нарушены условия хранения продукции ( Условия даны в « Правилах роздрібного продажу непродовольчих товарів» та « Правилах роздрібного продажу продовольчіх товарів») . Так же советую ознакомится с другими важными нормативно-правовыми актами, которые представлены в разделе Документы и Шаблоны и Законы.

5. Отсутствие градусника, психогигрометра – как обязательный элемент соблюдения условий хранения продукции (влажность, температура помещения)

6. Отсутствие санитарно-гигиенического заключения на продукцию, сертификатов на продукцию (Рекомендация – проверьте даты на ценниках и сертификатах, ценники должны быть новее).

1.Регистрация в «Журналі регістрації перевірок» ( отказ от регистрации автоматически запрещает проводить проверку ).

2. Осуществляется осмотр вещей.

3. При обнаружении нарушений составляется Акт, на основе которого предприниматель может написать «Пояснення». Кроме того дается Припис «Про усунення недоліків, що зазначені в акті перевірки».

4. Дается «повідомлення на розгляд справи».

5. После рассмотрения дела остается два выхода или платить ( если рассмотрено негативно) или подавать в суд.

Общество по защите прав потребителей имеют ли право проверять без направления

Общество по защите прав потребителей обязано ли предоставить при проверке направление с полномочиями и задачами? устав организации?или достаточно удостоверения? (но ведь их можно сделать сколько угодно?) Можно ли считать проверку неправомерной, если нет направления (распоряжения)? на какой закон, ст. можно ссылаться? . Если неправомерной будет, то как поступать нам, они ведь всё равно будут искать и писать нарушения, не выгонять же их?

Общ. по ЗПП составили акт . Все нарушения незамедлительно устранили,товароведу сделали выговор, о чём в письменной форме сообщили в течении 7 дней Обществу по ЗПП.

Скажите, если я не заплачу за консультацию Обществу по ЗПП, вправе ли они после моего письма к ним, подать в суд или роспотребнадзор данный акт, ведь нарушения были устранены незамедлительно. Из вашей практики, на чьей стороне будет судья. Спасибо.

Сервис хороший. Удачи Вам и полных., полезных консультаций.

11 Февраля 2015 02:15

Ответы юристов ( 6 )

  • 10,0 рейтинг
  • 5681 отзыв эксперт

Общество по защите прав потребителей обязано ли предоставить при проверке направление с полномочиями и задачами? устав организации? или достаточно удостоверения? (но ведь их можно сделать сколько угодно?

Здравствуйте. дело в том что эти общества- не государственные органы. Для них нет обязанности каких то уведомлений. По сути они только показывают удостоверения и все. Это так называемый общественный контроль.

Общ. по ЗПП составили акт. Все нарушения незамедлительно устранили, товароведу сделали выговор, о чём в письменной форме сообщили в течении 7 дней Обществу по ЗПП.

вы должны были устранить нарушения, но вот отчитываться перед ними- вы не обязаны. Их акт всего лишь фиксирует нарушения и не более того, какой либо принудительно силы- он не имеет

Скажите, если я не заплачу за консультацию Обществу по ЗПП, вправе ли они после моего письма к ним, подать в суд

подать в суд они конечно могут, но их акт это не административный материал — максимум вас в суде признают виноватыми и обяжут устранить нарушения… не более того, штрафы они выписывать не имеют права

роспотребнадзор данный акт, ведь нарушения были устранены незамедлительно.

формально имеют право сообщить в роспотребнадзор — но как правило такие сведения просто принимают для галочки и все- это не жалоба конкретного потребителя… проверки даже не всегда проводятся по таким актам т.к. нормативной силы они не имеют. — это не акт проверки гос. органа. и не административный протокол о нарушении

Более того — в случае суда — приложите все документы ( в т.ч. акты) о том что все уже исправлено — проблема была решена.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1.
Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные
объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют
свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их
ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в
разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также
проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую
экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также
соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной
продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления
информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки
этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению
нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов,
участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей
в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного
контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не
вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов,
уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных
предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение
действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию
потребителя не установлена законом;

распространять
информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите
этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров
(работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать
реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые
общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами)
результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не
являются рекламой;

вносить в федеральные
органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по
повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению
производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по
отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих
предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы
прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о
привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и
реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не
соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также
нарушающих права потребителей, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы
прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными
актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов
местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим
отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам
Российской Федерации;

обращаться в суды с
заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных
потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей); тут речь будет о неопределенном круге потребителей- только обяжут устранить нарушения- вы уже это сделали

участвовать
совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и
общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты
прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

К сожалению сейчас довольно часто эти организации приходит в магазины и не просто начинают проверять их а доходит дело до откровенных вымогательств, каких то добровольных взносов и т.д. Они не имеют права требовать с вас какие либо деньги, взносы, штрафы.

Да, действительно, отчитываться перед ними не обязательно, но я знаю, что если не оплачиваешь консультацию, то они собирают материал свой : фото ценников, фото вывески с нарушениями, фото просроченный товар на витрине, и потом направляют в суд, суд выносит решение и обязывает печатать в газете это решение полностью на целый лист? получается, что всё схвачено, не так, так так .

Да, действительно, отчитываться перед ними не обязательно, но я знаю, что если не оплачиваешь консультацию, то они собирают материал свой: фото ценников, фото вывески с нарушениями, фото просроченный товар на витрине, и потом направляют в суд,

имеют право, если смогут доказать что фото сделаны именно в вашем магазине и т.д.

, суд выносит решение и обязывает печатать в газете это решение полностью на целый лист? получается, что всё схвачено, не так, так так .

печатается что было нарушение прав потребителей по таким то фактам… чаще всего- выдержка из этого решения. Больше такой суд ничем вам не грозит- более того — вы можете отбиваться всеми силами- не доказан факт в материалах что это ваш магазин… если они это докажут — то давить на то что нарушения уже устранены- и прикладываете свои фото и акт о исправлении нарушений по списку

то разве не развод на деньги? не так, так по другому заплатишь, это и есть просто общественный контроль? а заплати за консультацию- и речи о судах не будет?

никаких консультаций брать у них не надо, и ни за что им платить деньги- тоже. Даже при проигранном суде- ваши затраты будут меньше.

как поступать тогда? ясно, что не нарушать правила торговли, но по мелочам всегда есть возможность докопаться.

есть — именно по этому раз вы им письменно ответили о том что все исправили- сохраните эти бумаге- подадут в суд- предъявите в суде и покажите что все уже исправлено и в порядке. В таком случае суд может и отказать им в иске — но обязательно сделайте фото ценников. Так чтобы их акт отбивался по пунктам.

Составленный акт они могут направить на рассмотрение независимо от того, были устранены нарушения или нет — ведь нарушения были и это главное. а уже при рассмотрении вопроса о наказании и будете приводить свои доводы. На практике наказание по таким актам всё равно назначается, но оно минимальное.

по сути только напечататься в газете о нарушении — даже штрафа не будет — их акты это не протокол об административном нарушении.

Я видела. Газета РекламИнфо за февраль 2013 года. Отчет ИП Роот Е.А. об исполнении решения суда по заявлению Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ИП Роот Е.А. по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей и понуждении к устранению недостатков, выявленных в ходе проведения проверки Волгоградской областной общественной организацией «Ассоциация по защите прав потребителей»

такое вполне быть может — но вот никаких штрафов, консультаций- организация платить не должна. а такое опубликование-отчет стоит намного дешевле любого штрафа. Да и ничего страшного в этом нет на самом деле. Такие случаи бывают- но они не частые.

Так лучше б государство продолжало контролировать соблюдение правил торговли, как это было раньше (Роспотребнадзор, СЭС), чем давать возможность зарабатывать ” подобным” организациям общественного контроля.

им такой возможности и не давали… но они ухитрились благие намерения превратить в вымогательство. случаев таких очень и очень много по всей стране.

Поэтому они стараются всячески запугать… судами, какими то проверками, штрафами. Хотя и на половину из этого толком не имеют права.

Вы могли бы назвать название данной организации?

Полный перечень полномочий Организаций защит прав потребителей перечислены в законе «О защите прав потребителей»

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
[Закон РФ «О защите прав потребителей»] [Глава IV] [Статья 45]

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Исходя из закона, прав у данной организации не больше чем у обычного потребителя. Т.е. они могут требовать лишь те документы, которые по закону могут требовать любой клиент (сертификаты качества, если предусмотрены законом, цену товара, срок годности, состав продукции и т.д.).

В случае нарушения они не могут Вас оштрафовать, они должны уведомить Роспотребнадзор (направить данный акт) и уже Роспотребнадзор будет проводить проверку. Он проверит данный факт и уже будет решать насколько обоснованные претензии.

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ “О защите прав потребителей” предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так.
Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.70 “Правил продажи отдельных видов товаров…” (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри “Полезно знать – 2”. Смотри в статье: «К Вам подошли с проверкой. Общие рекомендации.»
( http://bulochnikov.livejournal.com/40144.html )
Однако общественные объединения по защите прав потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.
Кстати, немного о правах покупателей.

Права покупателей установлены “Правилами продажи отдельных видов товаров …”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ “О защите прав потребителей”.

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ (в произвольном порядке)
1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3. Покупатель имеет право получить информацию:
об изготовителе товара;
• о соответствии товара тем или иным стандартам;
• о потребительских свойствах товара;
• о правилах безопасного пользования товаром;
• о гарантийном сроке на товар;
• о сроке службы и сроке годности товара;
• о цене и условиях приобретения товара.
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

4. Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5. Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6. Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства.
Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества.
Это:
• товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
• предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
• парфюмерно-косметические товары;
• текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
• швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
• изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);
• товары бытовой химии;
• мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
• изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
• автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
• технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки).

7. Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
8. Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка.
Однако, данное требование не распространяется на купленные:

• автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
• мебель;
• электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.

9. Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
10. Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;
11. Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.
На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И не более того.

________________________________________
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
29. Хотим обратить внимание на тот факт, что покупатели и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов или их заверенных копий, но не давать их правовую оценку.
30. По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.
Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.
• Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:
• изымать какие-либо документы или товар;
• проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
• давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
• давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
• производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

31. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктами “Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”, утверждённых Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит:

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.
Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении такого рода проверок, но не проводить их.
32. Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя- по другую сторону прилавка!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector