Что делать если на землях сельхозназначения растет лес
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Что делать если на землях сельхозназначения растет лес

Что делать если на землях сельхозназначения растет лес

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (далее – Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ “О мелиорации земель” культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

Обзор документа

Разъяснено, что на земельных участках из земель с/х назначения правообладателями может проводиться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на с/х землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Что делать если на землях сельхозназначения растет лес

Greenpeace — это независимая международная некоммерческая организация.

Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций.

ОМННО «Совет Гринпис» © 2019

Десятой части российских лесов юридически не существует. То есть леса есть, а нормальных законов нет. Огромный потенциал для ведения цикличного лесного хозяйства в России сжигается и бездумно рубится ежегодно. Чтобы россиянам дали наконец право выращивать лес на своей земле, мы запустили кампанию #ЗаСвойЛес.

В чём проблема

На малопродуктивных или вовсе не пригодных для ведения хозяйства землях сельхозназначения растут леса, но для них в нынешнем российском законодательстве просто не отведено места.

Часть этих лесов (до 40 миллионов гектаров) в советское время находилась под управлением колхозов и совхозов. На этих землях выращивали лес. Сейчас это уже взрослые леса, которые ничем не отличаются от «законных», выросших на землях лесного фонда. Но под видом расчистки под сельское хозяйство лес-нарушитель по закону можно вырубить без каких-либо ограничений (даже леса вдоль рек), а потом забросить без объяснений. А где обещанное сельское хозяйство, спросите вы? Нет его там.

Есть и другие леса на землях сельхозназначения — и их более 60 миллионов гектаров. Они самостоятельно выросли на неиспользуемых полях и лугах. Где-то это уже молодые сомкнутые леса 20-30-летнего возраста, где-то зарастание началось не так давно. По нынешним нормам права такие леса выросли незаконно (самоволка!), и владельцы земли обязаны от них избавляться. Иначе — штраф от 20 до 700 тысяч рублей и изъятие земельного участка. Собственника загоняют в угол — он должен либо отказаться от леса, либо от земли.

Чем это грозит собственнику и нам с вами

По данным Россельхознадзора, с 2016 года по всей стране вынесли более 20 тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности за лес на сельхозке. Кроме оплаты штрафа, собственник обязан расчистить участок от леса. За невыполнение требований Россельхознадзора тоже предусмотрен крупный штраф.

Эта порочная система приводит к тому, что, вместо сохранения леса или организации лесного хозяйства на земле, для этого пригодной, собственники избавляются от леса. В том числе с помощью огня. Пожары на сельхозземлях не входят в статистику лесных пожаров, хотя происходят ежегодно и по всей стране. И огонь редко останавливается на границах сельскохозяйственного участка, следом загораются «официальные» леса, торфяники и населённые пункты.

Чего мы хотим

Российское отделение Greenpeace добивается того, чтобы вместо штрафов и угроз людям дали возможность выращивать лес на своей земле. Чтобы собственники сельхозземель всё-таки были собственниками в полной мере и имели право выбирать, что именно выращивать и как вести хозяйство. Как в Эстонии, например.

Частное лесное хозяйство в Эстонии.

Почти 90% лесов России растут на землях лесного фонда и потому могут находиться только в федеральной собственности. Этими лесами ведают региональные власти, однако контроль за исполнением работ, распределение бюджетов и принятие законов ведётся «сверху». Обычные люди могут бесплатно и свободно по этим лесам гулять, собирать для себя грибы, ягоды и валежник. Также можно брать лесные участки в аренду на срок до 49 лет под разнообразные цели.

А вот земли сельскохозяйственного назначения и растущие на них леса могут находиться и в частной (физические и юридические лица), и в муниципальной собственности (района, сельского поселения или городского округа), а также в собственности регионов или Российской Федерации. И мы хотим, чтобы всё это многообразие форм собственности сохранилось. Чтобы леса на сельхозземлях получили законный статус без изъятия земли у собственника. Чтобы органы законодательной власти прислушались к гражданам и приняли чёткие и понятные правила, как собственники участков могут распоряжаться лесом, кто отвечает за его охрану и тушение пожаров.

Как лесное фермерство поможет всем

По данным Минсельхоза из 383,2 миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения 255,5 миллиона гектаров находятся в государственной и муниципальной собственности, в частной — 127,8 миллиона гектаров (108,5 миллиона принадлежит физическим лицам).

Неиспользуемые сельхозземли — реальная возможность для развития в нашей стране частного разведения леса (или лесного фермерства), а также местного управления лесами на уровне сельского поселения или города (лесного местного самоуправления).
Такое распределение ответственности и права на леса позволит сохранить дикие и более цивилизованно использовать освоенные лесные ресурсы страны. А именно:

Сократит количество пожаров. Вместо огневой расчистки земли от леса под страхом штрафов и изъятия земли у владельца появится мотив сохранять свою собственность от пожаров.

Уменьшит и со временем остановит вырубку диких лесов. Потребности людей в древесине будут удовлетворены за счёт лесов, специально выращенных на наиболее подходящих для этого освоенных землях. Это не произойдёт сразу, но делать реальные шаги к тому, чтобы наша страна наконец перешла от бесхозяйственной добычи древесины к цивилизованному лесному хозяйству, нужно уже сейчас.

Даст новые рабочие места и повысит уровень жизни людей. В первую очередь, в сельской местности. Например, в Нечернозёмной зоне, где вернуть бОльшую часть неиспользуемых и зарастающих лесом земель в сельхозоборот уже невозможно в силу природных и экономических причин, и где леса являются одним из немногих возможных ресурсов для развития.

Что сейчас говорит закон

На пути лесного фермерства стоит 78 статья Земельного кодекса. Она запрещает выращивание леса на земле сельскохозяйственного назначения. Исключение сделано только для защитных лесных насаждений: лесных полос, охраняющих поля, и посадок, сдерживающих овраги.

Но надежда есть. Благодаря поддержке неравнодушных граждан 1 июля 2019 года в Лесном кодексе появилась новая 123 статья. В ней прописано, что леса всё-таки могут расти на землях сельскохозяйственного назначения, но использовать их можно только по целевому назначению. Что это за назначение такое? Увы, официально нет этого назначения у сельхозземель, оно никак не прописано в Земельном кодексе.

Чтобы новая норма всё-таки начала работать, необходимо утвердить правила пользования лесами на сельхозземлях и их охраны от пожаров. Эти правила могут способствовать развитию частного лесного хозяйства в нашей стране. Или заблокировать его. «Особенности использования лесов на сельхозземле» находятся на рассмотрении, хотя 123 статье уже стукнуло три месяца. И пока не внесут необходимые изменения в Земельный кодекс, работать правила не будут. Как и сама 123-я статья.

Что нужно изменить

  1. 78 статью Земельного кодекса пора доработать. Выращивание леса необходимо внести в перечень разрешённой деятельности на земле сельскохозяйственного назначения.
  2. «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» важно обсуждать публично и открыто. Нужны чёткие и понятные рамочные правила, как собственники могут обращаться с лесами на сельхозземле, каким образом осуществляется охрана этих лесов от пожаров, незаконных вырубок. В лесах на сельхозке необходима гибкость и грамотное управление, поэтому переносить все нормы провального Лесного кодекса 2006 года на сельхозземли нельзя. Внимание при этом всё же стоит уделить лесам в водоохранных зонах, вблизи населённых пунктов и на эрозионных участках.
  3. Остановить бессмысленные штрафы за зарастание участков и требования «расчистить землю». Данная практика не приносит ничего кроме вреда и содержит в себе мощный коррупционный фактор.
  4. Предусмотреть поддержку собственников и муниципалитетов, занимающихся выращиванием лесов в рамках национального проекта «Экология», госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» или иных социальных программ.

Чтобы этого добиться (а мы верим, что у нас получится), необходима поддержка людей, которым небезразличен лес! Когда к требованиям экологов присоединяются десятки или даже сотни тысяч людей, серьёзные перемены происходят гораздо быстрее.
Поэтому мы просим всех подписать петицию и рассказать друзьям о бесправных лесах России.

–>Официальный сайт редакции газеты

Тел.: 8 (39164) 21470 | e-mail: seltrtas@yandex.ru

www.st-taseevo.ru | Мобильная версия (PDA)

Сегодня: 21 Мар 2020, Суббота

Активность на сайте:

Рубить или оставить: законна ли вырубка деревьев на сельхозугодьях

В начале 1990-х годов из-за экономического кризиса многие пашни, сенокосы, пастбища перестали использовать по назначению. С тех пор на заброшенных земельных участках выросли деревья и кусты. Однако на многие такие участки зарегистрировано право собственности, а значит, правообладатели несут ответственность за состояние земель. За неиспользование сельхозугодий по назначению предусмотрена административная ответственность в виде внушительных штрафов. Кроме того,

органом государственного или муниципального надзора (контроля) по результатам проверок выдаются предписания об устранении нарушений. В такой ситуации у собственника участка, зарастающего деревьями, может возникнуть вопрос – законна ли их вырубка для целевого использования земель?

Рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина:

– Чтобы вырубка деревьев на сельскохозяйственных землях не повлекла за собой негативных последствий, правообладатели таких земельных участков должны знать, что согласно ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому допускается залесенность и (или) закустаренность пашни до 15 %, сенокосов и пастбищ до 30 %.

Правообладатель земельного участка для создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель может проводить их расчистку от древесно-кустарниковой растительности с учетом установленных критериев. Тем более, растительность в виде колков, полезащитных лесополос создает на сельхозугодьях более благоприятный микроклимат, то есть выполняет мелиоративную функцию.

При этом необходимо соблюдать требование Федерального закона «О мелиорации земель», согласно которому для расчистки земель от древесной, травянистой растительности, кочек, пней и мха проводится культуртехническая мелиорация земель. Это не просто вырубка деревьев, кустарников и удаление пней – это комплекс мелиоративных мероприятий, включающий в том числе планировку территории после раскорчевки, а также проведение почвенных исследований на показатели плодородия (агрохимические), и на их основе – внесение обоснованных доз удобрений. Все это необходимо для коренного улучшения неиспользуемых земель, поскольку зарастание земель древесной, кустарниковой растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшаются показатели плодородия. Кроме того, при проведении раскорчевки сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия.

Культуртехническая мелиорация должна проводиться на основе проекта, разработанного с учетом экологических, санитарных и иных норм.

По вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладателями указанных земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Исключением являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий). За их состоянием и использованием действующим законодательством определен механизм надзора, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную вырубку.

Также считаем необходимым предостеречь правообладателей земель сельскохозяйственного назначения о возможном пересечении границ их участков с участками лесного фонда.

Только в 1 полугодии 2019 г Управлением Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия на 37 земельных участках сельскохозяйственного назначения, имеющих пересечение границ с участками лесного фонда. По результатам проверок на таких участках государственными инспекторами Управления не выдаются предписания о приведении их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного назначения, поскольку вырубка деревьев в таком случае может повлечь причинение ущерба лесам при установлении судом принадлежности участков к лесному фонду. А материалы контрольно-надзорных мероприятий направляются в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Дайте расти лесу на земле сельхоз назначения

Проблема нехватки лесов, снижение качества жизни людей в Москве и Подмосковье

В 20 веке вокруг Москвы были защитные леса. Целый «зелёный» пояс, от которого сейчас мало что осталось.

Разросшиеся вширь и ввысь города-спутники и новые «спальные» районы Москвы, заняли место деревьев.

Проблему пока ещё можно решить, просто дав лесу расти! В Подмосковье и по всей России, много неиспользуемых годами земель сельхоз назначения, на которых уже по факту растёт лес. Пока ещё молодой, но лес!

Запретный лес или новые «короеды-вредители»

Но чиновникам лес не нужен, собственников такой земли нещадно штрафуют (до 500 тысяч рублей!) и отнимают участки!

«Незаконнорожденный» лес на землях сельхоз назначения»

Заставляют эти деревья вырубать а землю перепахивать. Причём, театр абсурда (а точнее просто антинародное вредительство врагов народа и своей земли) в том, что это они подают как заботу об экологии!

Леса, деревья и кустарники мол опасны! Но наоборот, деревья, леса увеличивают плодородие почвы.

Это понятно всем, кроме сельхоз чиновников в России, которые заставляют вырубать леса на землях сельхоз назначения.

Также «слуги народа» заставляют распахивать землю, иначе отнимут участок!

А ведь переворачивая пласт земли, все полезные вещества и бактерии оказываются под землёй, а на поверхность выходят глина, суглинки или пески (зависит от грунта на участке).

Наибольшая биомасса характерна для лесной растительности (до 4000-5000 ц/га).
В саваннах, степях и кустарниковых тундрах величина находится в пределах 250-260 ц/га.
Минимальная общая биомасса отмечается в полярных и тропических пустынях — мене 50 ц/га.

Как видим наибольшая плодородность характерна для лесной зоны, а наименьшая — в полярных и тропических пустынях.

Вот к чему приводит вспашка земли и другая сельхоз деятельность человека. Зато красота какая для слуг народа! Всё по закону.

Но «слуги народа» считают, что зарастание земли деревьями, кустарниками и «сорной растительностью» ведёт к деградации почвы.

Хотя, любой учебник вам скажет, что «к деградации почвы приводит сельхоз производство». Именно сельхоз производство! Земля от него беднеет и деградирует.

Когда-то, в «каменном веке, при царе Горохе», людям было трудно расчищать «делянки» в лесу под выращивание сельхоз культур — ручной труд.

Но сейчас, современная техника не оставит от леса и следа за один день! И пня не останется! А полезная, плодородная, богатая гумусом почва будет!

Разрешите людям выращивать свой лес

Особенно тяжёлая ситуация в Подмосковье, здесь уничтожены многие ельники (короед и вырубка на корню).

Сейчас идёт массовая варварская вырубка молодых лесов, выросших на землях сельхозназначения с 90-х годов.

Эти леса ничем не отличаются от обычных, просто им не повезло родится на землях сельхозназначения!

Сосновый лес на частной земле

Это как мы в детстве радовались, что родились в СССР, а не негитятами в США (где их «линчуют»).

А вот тысячам деревьев не повезло, и они родились не в то время и не в том месте. Россельхознадзор и районные чиновники и правда не понимают, что лесов не хватает?

А вот сельхоз земли в центральной России больше, чем желающих и имеющих возможность её обрабатывать.

Как говориться, надо разобраться кто ты: «враг народа» или просто «дурак».

Думаю, все всё понимают! Чиновники по нашли повод «отжать» земельку, для себя или на продажу под застройку.

Ведь желающие купить землю под строительство (особенно многоэтажное) вокруг крупных городов ещё есть.

Дайте этому лесу шанс вырасти! Каждое такое дерево даёт больше кислорода, чем поглощает один слуга народа.

Дайте лесу расти!

Статья 134 Лесного Кодекса РФ гласит:
«Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.»

Заявления об ухудшении почвы и её эррозии, абсурдны по своей сути. Именно деревья и кустарники защищают почву от ветровой и водной эррозии! Вызванной как раз, сельхоз деятельностью человека, распашкой земли.

Поэтому, и существует понятие «допустимые потери почвы»! Так как любая сельхоз деятельность, требующая распашки, приводит к уменьшения плодородного слоя. На эту тему много научных работ.

Призывы срубить деревья и кустарники и перепахать почву, звучат как призыв к уничтожению плодородия почвы.

А угроза штрафом по статье 8.7. КОАП не имеет под собой причин , кроме возможной коррупционной. Особенно после подписания Президентом Путиным нового Закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Что делать если на землях сельхозназначения растет лес

Вопрос контроля вырубки лесов, деревьев в России звучит достаточно остро. Не все граждане знают, что даже на своем земельном участке запрещено вырубать деревья.

Расскажем, что говорит Лесной, Земельный и Гражданский Кодекс РФ по данному вопросу, и рассмотрим ситуации, когда обязательно придется получать разрешение на вырубку.

Содержание статьи:

Законы РФ, регламентирующие вырубку деревьев на земельном участке собственника

С 2006 по настоящий год в России действует Лесной Кодекс. Он является основным документом, регламентирующим лесные правоотношения, под которыми подразумевается эксплуатация лесных и древесных ресурсов, а также их охрана и воспроизводство.

Лесные и древесные ресурсы могут подвергаться несанкционированной вырубке.

Заметьте, что даже любой снос деревьев без соответствующего разрешения может быть приравнен к экологическому преступлению.

Обратите внимание: вырубка лесных ресурсов попадает под статью 260 УК РФ. Ответственность может наступить даже в случае, если лес и дерево располагаются на частной территории. Дело в том, что на собственной земле нельзя вырубать деревья, если участок каким-либо образом граничит с заповедной зоной, парком, зоопарком и т. п. Если дачник, собственник участка, не знает об этом нюансе, он все равно не сможет избежать наказания.

В большинстве случаев, незаконная вырубка карается штрафом, обязательными работами.

Но, если природе был нанесен крупный ущерб (и он был доказан), то могут привлечь к уголовной ответственности и даже лишить прав на занятия определенным видом деятельности.

Когда вырубка деревьев на частном земельном участке разрешена

Лесные ресурсы разрешено вырубать, если в кадастровой документации нет ограничений, а также в таких случаях:

  1. Если участок выделен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
  2. Если земля предназначается для ведения на ней дачной или садоводческой деятельности.
  3. Если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу.
  4. В случае самопроизвольного падения деревьев.

Изучайте не только федеральную законодательную базу, но и региональную. Нормативно-правовые акты зачастую дополняют основные законы, поэтому лучше в местной администрации заранее узнать, возможно ли осуществить законную вырубку деревьев на определенной территории.

В каких случаях необходимо разрешение на вырубку деревьев или леса на земельном участке собственника?

Перечислим ситуации, когда может понадобиться разрешение на вырубку деревьев или даже на спил одного дерева:

  1. Если участок принадлежит муниципальной собственности.
  2. Если земля федеральная.
  3. Если земельный участок относится к Лесному фонду.
  4. Если участок граничит с территорией автомобильный и железных дорог.
  5. Если земля находится на территории парка, аллеи.
  6. Если участок находится в заповедной зоне.

Особое внимание следует уделить земельным участкам, которые сдают в аренду. Анрендаторы должны согласовать вырубку с собственником, иначе за незаконные действия понесут ответственность как арендаторы, так и владелец.

Так что, если вы арендуете сельхозземлю у местных органов власти, наши юристы рекомендуют согласовывать с ними свои действия.

Как получить разрешение на вырубку деревьев на земельном участке – инструкция

Для того чтобы получить разрешение на вырубку или спил деревьев необходимо следовать такой инструкции:

Шаг 1. Сбор документации

Документы на получение разрешения на вырубку:

  1. Акт обследования лесных ресурсов, оформленный по всем требованиям соответствующей уполномоченной организацией.
  2. Перечень насаждений, которые планируют вырубать, обрезать. Перечень должен быть заверен печатью и подписью владельца земельного участка.
  3. План местности с обозначением вырубаемых и подлежащих обрезке растений, заверенный печатью собственника земли.
  4. Договор с подрядной организацией на выполнение работ по вырубке или обрезке растительности.
  5. Доверенность на право получения разрешения, оформленную владельцем участка в соответствии со всеми нормами

Шаг 2. Написание заявления

Бланк разрешения можно оформить по такому образцу:

Готовый бланк заявления на получение разрешения на вырубку деревьев можно бесплатно скачать здесь в формате WORD

Шаг 3. Обращение в компетентные органы

Нужно обратиться в местную администрацию, в отдел благоустройства с просьбой выдать соответствующее разрешение.

Если там вам отказали в оформлении, то стоит обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Шаг 4. Получение разрешения

В течение 30 дней ваше обращение рассмотрят и либо утвердят вырубку, либо откажут в проведении данного мероприятия на территории.

Учитывайте, что, возможно, придется организовывать проверку. Специалисты должны будут выехать на место и определить породу, толщину растений, деревьев. На основании результатов они составят план мероприятий по озеленению, рассчитают, во сколько обойдутся данные действия. Более того, в тексте акта будет прописано, какое дерево можно спилить, а какое нельзя.

Следует обратить внимание на то, что многие путают акт обследования с самим разрешением. После осмотра акт передается в администрацию, работники и составляют разрешение на основании этого документа.

Ответственность собственника участка за незаконную или неправильную вырубку деревьев на участке

За незаконную вырубку лесных ресурсов (не только деревьев, но и кустарников, лиан) гражданам может грозить административная и уголовная ответственность.

Итак, согласно части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, за незаконную рубку и повреждение лесных насаждений, а также самопроизвольное выкапывание в лесах кустарников, деревьев, лиан может грозить:

  1. Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб. физическому лицу.
  2. Штраф — от 20 000 до 40 000 руб. должностному лицу.
  3. Штраф — от 200 000 до 300 000 руб. юридическому лицу.

Согласно части 2 статьи 8.28 КоАП РФ, если те же действия совершили с применение авто-, мото-транспортных средств, самоходных машин или другой техники, то злоумышленнику может грозить:

  1. Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб., если физлицо.
  2. Штраф — от 40 000 до 50 000 руб., если должностное лицо.
  3. Штраф — от 300 000 до 500 000 руб., если юрлицо.

Также могут конфисковать орудия, которыми были совершены правонарушения.

Что касается уголовной ответственности, то тут все намного серьезнее и откупиться штрафом в бюджет государства не получится.

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что возможны

Нарушение

Наказание

Статья

Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (более 5 000 руб.).

– Штраф до 500 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 3 года.

– Выполнение обязательных работ в течение 480 часов.

– Осуществление исправительных работ в течение 2 лет.

– Принудительные работы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 100 000 до 200 000 руб. или в сумме дохода осужденного за период 12-18 месяцев.

– Лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 100 000 до 200 000 руб. или в сумме дохода за 12-18 месяцев.

Незаконная рубка, которая была совершена группой лиц, либо с использованием служебного положения, либо в крупном размере (более 50 000 руб.).

– Штраф — от 500 000 до 1 000 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 3-4 года.

– Выполнение принудительных работ на срок до 4 лет со штрафом от 150 000 до 300 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 18-24 месяца. Могут и не присудить штраф. Также могут наложить запрет на деятельность на 3 года.

– Лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом от 150 000 до 300 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 18-24 месяца. Штраф могут не назначить. К лишению свободы могут добавить наказание в виде ограничения в деятельности на 3 года.

Деяния, которые мы перечислили выше и были совершены в особо крупном размере (от 150 000 руб.), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

– Штраф в размере от 1 000 000 до 3 000 000 руб. или в сумме дохода за 4-5 лет.

– Принудительные работы на 5 лет со штрафов от 300 000 до 500 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 2-3 года. Могут не присудить штраф к этому наказанию, либо наоборот добавить запрет на деятельность.

– Лишение свободы на 7 лет. К этому наказанию могут добавить еще два: штраф и ограничение в деятельности на 3 года. Штраф будет равен от 300 000 до 500 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 2-3 года.

Наказание будет соразмерно причиненному ущербу.

Суд будет опираться на конкретные обстоятельства дела, прежде чем выносить решение.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Что делать если на землях сельхозназначения растет лес

[club130020649|«ЛЕС» НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ]

Я ответственно заявляю что комментируя вопрос вырубки деревьев и кустарников на землях сельскохозяйственного назначения Денис Кузин допустил ошибку! При этом всем получателям гектара все же рекомендую комиссионно фиксировать при приемке ЗУ наличие древесно-кустарниковой растительности (ДКР) на землях с/х назначения так как в дальнейшем налоговая ставка на эти земли будет принципиально ниже, а расходы вызванные расчисткой ЗУ необходимо внести как фактор освоения по ФЗ 119 .
При этом согласно законодательства Российской Федерации ДКР на землях с/х обладает статусом приращения главной вещи (участка) и принадлежит собственнику участка.

Поэтому правообладатели с/х земли могут вырубать ДКР без согласования с лесхозами и без лесорубочных билетов. Земли с/х назначения – самостоятельная категория земель, не подведомственная лесхозам, которым подведомственны только земли лесного фонда. И уж тем более неясен посыл руководителя АРЧК к муниципальным депутатам так и к “легким планеты”

В связи с «развалом» колхозов и других сельскохозяйственных организаций, обрабатываемые ими ранее земли начали зарастать, закустариваться, что является общеизвестным фактом. Выделяемые участки по ФЗ 119 скорее похожи на молодой лес, чем на поле сельскохозяйственного назначения, и не являются пригодными для использования по целевому назначению, а точнее нет такого вида сельскохозяйственной деятельности, который мог бы осуществлять крестьянин на таком участке с учетом его состояния.
Учитывая санкции АПК РФ за неиспользование земельного участка или использование его не в соответствии с его целевым назначением, перед новым собственником земельного участка возникает дилемма: либо оплачивать штрафы за неиспользование и ждать изъятия участка в государственную или муниципальную собственность либо проводить мероприятия по расчистке участка.
Крестьянин скорее выберет вариант расчистки, чем допустит изъятие своей земли государством…возникает вопрос: «Как на законном основании провести расчистку? Если для этого нужна вырубка древесной растительности, то с какими органами необходимо проводить согласование ее проведения?».

На основании п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» рубка деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), не относится к предмету преступлений, ответственность за которое предусмотрена статьями 260 и 261 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Также деревья можно сажать и вырубать при ЖЕЛАНИИ, более подробно погрузиться в этот вопрос рекомендую ознакомиться с трудами и практическим опытом родоначальника современного лесного фермерства Гусмана Минлибаева видео семинаров есть в нашей группе ВК https://vk.com/v >

правовой анализ ситуации для дотошных
В соответствии со ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии со ст. 260-261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно данным положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка и неразрывно с ним связанных, не запрещено законом.
Таким образом, встает вопрос: имеет ли собственник право использовать находящиеся на его участке деревья?
Согласно положениям ст. 132, 260, 261 ГК РФ – может. Если рассматривать находящиеся на участке деревья, кустарники с точки зрения Лесного кодекса, то согласно ст. 6 леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляютсяв соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Таким образом, действие лесного законодательства распространяется на все отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. В соответствии со ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Понятие леса, приведенное в ст. 5 ЛК РФ дает нам основание рассматривать лес как экологическую систему или как природный ресурс.

Таким образом, для того, чтобы применять к деревьям и кустарникам, растущим на землях сельскохозяйственного назначения, положения лесного законодательства необходимо признать данные деревья и кустарники экологическим комплексом или природным ресурсом – лесом. Такое признание должно быть закреплено компетентным органом в соответствующем акте. На мой взгляд, применение положений лесного законодательства к деревьям и кустарникам, произрастающим на зарегистрированном земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения возможно только после вступления в силу акта, закрепляющего признание таких деревьев и кустарников лесом. Перевод такого участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли лесного фонда» возможно только после принятия и вступления в силу такого акта.
Учитывая положение ст. 6 ЛК РФ, после признания деревьев и кустарников, произрастающих на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, лесом, использование леса должно осуществляться в соответствии с категорией и целевым назначением участка, на котором он располагается, т.е. для ведения сельскохозяйственного производства, что нелогично.
В соответствии с положениями ст. 13 ЗК РФ собственник обязан защищать земельный участок от зарастания. Основываясь на положениях ГК РФ и ЗК РФ, в части отсутствия регулирования данного вопроса ЛК РФ (ст. 3 ЛК РФ) собственник земельного участка вправе использовать деревья и кустарники, не отнесенные к защитным и другим категориям лесов, в том числе произвести вырубку, раскорчевку.
При этом рубка деревьев и правила ее проведения регламентированы только лесным законодательством. Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода в сельхоз производство, нужно проводить вырубку, раскорчевку и распашку всего земельного участка без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В соответствии со ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов, в соответствии со ст. 25 использование лесов может быть для заготовки древесины.
Право собственности на древесину как на лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством приобретают граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 ЛК РФ.
В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Таким образом, к ситуации, когда необходимо расчистить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.

Лесным законодательством не предусмотрена возможность заготовки древесины собственником земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», на котором она произрастает, что подтверждает вывод о необходимости применения в этом случае положений ГК РФ и ЗК РФ, по аналогии закона, возможность применения которых предусмотренных ст. 3 ЛК РФ.
В соответствии со ст. 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) в случае предоставления лесных участков на основании договоров аренды этих лесных участков.
Существует Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которое регулирует правила заключения договора купли-продажи только на лесные насаждения и только на те из них, которые расположены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности,что еще раз подтверждает абсурдность ситуации: гражданин на законном основании стал владельцем не только земельного участка, но и древесной растительности, которую в некоторых случаях можно отнести к деловому лесу, но участок по назначению он использовать не может, за что платит штраф, а причину неиспользования устранить не в силах, так как нет предусмотренного законом механизма расчистки участка.
Оправдано ли с точки зрения юридической техники использование формулировки «залесенность» к неиспользуемым землям сельскохозяйственного назначения? Скорее законодатель имел в виду необразование на сельскохозяйственном участке экологического комплекса (системы) – леса, а зарастание участка древесной растительностью, что делает его похожим на лес, но нормативного акта о признании такого участка лесом не существует.

В таком случае встает вопрос о необходимости законодательной регламентации порядка ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, мероприятий, проведение которых необходимо для восстановления продуктивности почв и возможности использования участка в соответствии с его целевым назначением.

Но и в этом случае порядок проведения оценки степени зарастания, рассмотрения заявок на включение в программу, механизм самого включения в программу, и дальнейшие мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения не разработан должным образом.
В ст. 5 ФЗ «О мелиорации» предусмотрен такой тип мелиорации как культуртехническая, которая в соответствии со ст. 8 Закона состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.
Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:
– расчистка мелиорируемых земель отдревесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;
– проведение иных культуртехнических работ.

При этом в данном законе говориться, что мелиорация может проводиться по инициативе граждан-собственников участка, если ее проведение соответствует плану мелиорации и существующим программам по ее проведению.
При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.
В соответствии с положениями закона (ст. 25) мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, с учетом строительных, экологических, санитарных и иных стандартов, норм и правил.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
При этом статьей 36 закона предусматривается возможность финансирования культуртехнической мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

В связи с вышеприведенными положениями возникает вопрос: Целесообразно ли проведение культуротехнической мелиорации земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и каков порядок ее проведения в отношении конкретного земельного участка с целью введения его в сельскохозяйственный оборот?
Министерство сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды разъясненили, что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства.

При этом существует практика, по которой в случае вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственной организации на древесину выдается справка самой организацией о том, что древесина произрастала на землях сельскохозяйственного назначения. Такого рода справка может выдаваться и территориальным подразделением Министерства сельского хозяйства в соответствующем районе. Но юридическая природа данной справки не отражена в законодательстве.

Таким образом, в законодательстве отсутствует регламентация вопросов введения в сельскохозяйственный оборот заросшего земельного участка, проведения его расчистки, рекультивации, использования собственником делового леса, выросшего на его участке, вопросы его реализации с целью получения средств для введения в сельскохозяйственный оборот участков.

[id30700821|Головизин М. С.]

#ОДДГ #АРЧК #Кузин #ДальневосточныйГектар #гектарщики #ЛеснойФонд #КедровыйДар #события@d
Видео:

Видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector