Чья обязанность устанавливать общедомовые приборы учета тепла
Advokat-pavlovich.ru

Юридический портал

Чья обязанность устанавливать общедомовые приборы учета тепла

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019-го года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено Федеральным законом N196-ФЗ от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 №261-ФЗ в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
  • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
  • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
  • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
  • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Пройдите социологический опрос!

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

  • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
  • проверка работы дополнительного оборудования;
  • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
  • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

Чтобы получить полное представление о поддержании ОДПУ в рабочем состоянии, узнайте, как осуществляется обслуживание системы отопления МКД.

Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

  • управляющая компания;
  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • ресурсоснабжающая организация.

Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом: P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Ответственность за отсутствие счетчиков

Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

  • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 КоАП РФ );
  • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

Преимущества и недостатки

Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

  • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
  • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
  • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

Индивидуальные приборы учета тепла

Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.2011 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

Больше информации о разновидностях индивидуальных приборов учета тепла и их назначении содержится в материале «Теплосчетчики на отопление в квартире”.

Итоги

Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Установка приборов учета обязательна… но не для всех

До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня — согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» — расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа — в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) — 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
— ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
— объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
— максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.

Счет за установку общедомового учета тепла

Я живу в одноподъездном, девятиэтажном доме.

Тепловая компания ПАО «Т Плюс» выставляет, уже полгода счет за установку общедомового учета тепла, на основании закона № 261 от 23.11.2009г. На сумму 10 306,76 руб. за квартиру 64,8 кв. м. В счете так же указанно, что расходы на установку ОДПУ в МКД составили 286 394,19р.

Смотрел у многих знакомых эти счета, в пятиэтажках они, как правило, 1500-2000 тыс. руб. Даже в соседнем корпусе в два раза меньше. У всех расходы стоят разные, в районе 100 тыс. руб., у нас почти 300 тыс. руб.

Жильцов дома на установку некто не спрашивал, проекта некто не видел, так как и самого прибора. Только счета.

Оплата начисляется, так же как и прежде у всех по нормативу.

Правомерно ли выставления такого счета ?

Ответы юристов ( 3 )

Здравствуйте! Выставление счета правомерно, так как установку общедомового прибора учета тепла оплачивают собственники жилых помещений, а вот по поводу стоимости данного прибора, то конечно это очень завышено.

У меня в доме ставили прибор года три назад, плата с однокомнатной квартиры была порядка 1500 рублей. И то разбита на несколько месяцев, поэтому я даже не заметил. При этом у нас в доме всего 90 квартир.

Рекомендую обратиться в прокуратуру по месту расположения дома с просьбой прокомментировать правомерность столь высокой платы за установку и сам прибор учета.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.
Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.
Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Несмотря на то, что роль управляющей компании при проведении общего собрания ограничена только ознакомительными мероприятиями, в случае, если собственники не будут уведомлены о необходимости установки приборов учета, управляющей компании грозит штраф.
Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Но в Вашем случае, т.к. Вы не были уведомлены и не проводилось общее собрание по данному вопросу, Вам необходимо писать заявление с подписями всех собственников о нарушении Ваших прав и обращаться в Прокуратуру или в суд.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета — законодательные положения

Оплата за установку ОДПУ — что это такое?

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом.

Что касается процедуры установки общедомового прибора учета, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс проведения работ, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не установят (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья. А также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы достаточно доступно и грамотно пояснена гражданам. Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ

Кто должен платить за установку общедомовых приборов учета?

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья.

В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты решаются в несколько ином варианте.

Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Принять решение об установке описанных средств должен собственник жилья или все владельцы коллективно. Если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома.

Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент процедура не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке такого прибора.

В случае с частным домом собственник сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости проведения работ по подключению ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им нужно:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли общедомовой прибор учета или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать мероприятие и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки прибора за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Нюансы оплаты установки ОДПУ

Как оплатить установку ОДПУ?

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку приборов за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить все совершенно бесплатно.

Учитывать представленные выше нюансы оплаты проведения работ по подключению стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки общедомового прибора учета, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности проведения работ по подключению писанных средств. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки на них могут быть наложены штрафные санкции . Расчет проводиться исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ.
  3. Средства на оплату установки могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор на установку общедомового прибора учета.
  4. После осуществления проведения работ по подключению жители многоквартирного или собственник отдельного дома обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся проведения работ по подключению и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector